Как все уметь, ничему не учась специально
Головные уборы от Виктора Паршина уже в скором времени вполне заслуженно могут стать одними из самых модных карнавальных аксессуаров в Шымкенте, и надевать их будут те, кто точно знает толк в маскарадах. Весьма затратное и по времени, и финансово дело – не для денег, а для души, признается мастер. Творческое начало ищет выход.
Причудливые шляпы, в том числе знаменитый «широкий боливар» Шляпника из «Алисы в Стране чудес», рогатые шлемы викингов, римских воинов, рыцарские – с забралом, головной убор амазонки, доспехи рыцаря, каска пожарного – все это уже сегодня можно увидеть, примерить и надеть для образа. Абсолютный хендмейд, сделанный из самых разнообразных материалов. Главное для мастера – добиться максимальной схожести с исходным материалом: если шлем, то должно быть видно, что он «металлический», если рога – то словно из кости. Папье-маше, грунтовка, конский волос, ткани, нити, краски – в ход идут и привычные для художника материалы, и необычные. Понять, из чего сделан убор, невооруженным глазом сложно. Творчеством Виктор Паршин занимается в свободное от работы время – праздный отдых не для него. Признается, что такое рукоделие – уже потребность. А когда еще и ценители находятся, увлеченные единомышленники, то процесс приобретает совсем иной размах.
«Если что-то захотеть, то можно сделать что угодно!» – нехитрое жизненное кредо Виктора, которому он всегда следует. И примеров, доказывающих эту аксиому, у него немало:
«Молодой тогда был, только поженились с супругой. Конечно, хотелось порадовать любимую женщину. Особенно в день ее рождения. Как назло денег больших на подарок не было.
Что делать? На глаза попался журнал мод «Бурда моден». Хороший, надо сказать, журнал. Такие подробные инструкции: вплоть до того, как нитку в иголку вставлять. Полистал его и решил по выкройке сшить жене брюки. Хотя прежде даже не знал, как это делается. Снял мерки – жена так и не поняла зачем. Раскроил по инструкции, собрал все детали, примерил и прострочил. В ателье мне только обработали края и пробили петли. Одним словом, порадовал любимую подарком. Меня это так вдохновило, что после я еще несколько вещей ей из «Бурды» сшил. Все носила с удовольствием.
Потом сыновья подросли – делал костюмы для них. Викинги, рыцари, мушкетеры и пираты – лучший новогодний наряд был обеспечен. Вот тогда, кстати, и сделал свои первые головные уборы. И не потому, что я какой-то особенный самоучка – каждый это может, стоит только захотеть. Главное, что есть радость творчества и те, кто это ценит. Ну еще и время, и деньги, конечно».
Но в портные так и не пошел. Плотницкое дело оказалось ближе.
К нему, кстати, приступил так же, не тратя времени на предварительное обучение, – все изучал на практике.
«Профессий у меня много — я работы не боюсь. Трудился на свинцовом заводе, стал даже акционером предприятия. С началом развала Союза, когда платить стали водкой и прочими товарами, ушел. Больно было видеть, как умирает завод, бывший когда-то промышленным гигантом. Подался в плотники, хотя ничего на тот момент в этом не смыслил. Повезло, что нашлись опытные наставники. Собрали интернациональную бригаду и начали работать. Вот так в процессе все и постигал. Горжусь, что ни разу не схалтурил, всегда клиенты были довольны выполненной работой. Потом купил деревообрабатывающий станок, освоил и его. Затем у меня ученики появились. Я всегда готов научить, помочь, подсказать – было бы желание научиться».
Такую любовь к делу, что мастера боится, Виктор унаследовал от деда.
«Вот кто умел бороться с трудностями, выживать в самых тяжелых условиях, искать выход и находить его, при этом любить жизнь и верить в лучшее – это поколение наших дедов и бабушек, переживших войну, холод, голод, репрессии, потери. И они для меня – пример, — говорит Виктор. — Дед мой, Виктор Алексеевич Паршин, родом из Подмосковья, моряк. В Великую Отечественную служил на Черноморском военном флоте, защищал Севастополь. Едва выжил с командой после крушения судна. Жену свою будущую, Фиану Харитиди, встретил в 1942 году в Абхазии. Потом, уже после войны, поженились. Он – русский, она – эллинка, подданная Греции. Греческий паспорт бабушки и стал причиной их депортации в Казахстан. Деду власти поставили условие: либо разводись с иностранкой, либо высылка в 24 часа. Так они и оказались в Кентау в конце сороковых годов. Их фактически отправили на верную смерть. И бабушка всегда с особой теплотой вспоминала тех, кто помог им выжить. Соседи-казахи сами жили впроголодь, а делились последним, не дав умереть с голоду. И эта благодарность должна жить в нас, потомках. Одной из самых ценных вещей тогда была лопата. Раздобыв ее, дед вырыл первую землянку. Хотя сроду этого не умел. Так и выжили с детьми. Брался за любую работу, чтобы прокормить семью. Через два года, когда перебрались в Чимкент, он снял домишко в Старом городе, устроился на свинцовый завод. Трое сыновей к тому времени было. Первым делом бабушка кормила мужа, потом детей, а уж после доедала, что осталось. Потому как на отце семейства все держалось.Это и есть, думаю, настоящая женская, материнская мудрость и любовь. А когда все делаешь с любовью, тогда и на душе всегда радость.
Алиса Масалева
фото автора
Ассалаумалейкум Виктор ! Мне очень понравился твой рассказ, воспоминания Деда, Бабушку, это не каждому дано, такие чувства чисто человеческие. ✊
Вам большое спасибо,что читаете нас. Очень приятно, когда человек откликается на публикации, статьи… душой.