На протяжении последних двух десятков лет на различных уровнях говорится о том, что туризм Южного Казахстана должен стать приоритетным направлением в развитии экономики. Ради этого приоритета ежегодно проводятся международные форумы, на которые приглашают иностранных специалистов, рассказывающих нам, как надо правильно развивать туризм. Более того, ежегодно на эти цели выделяются немалые бюджетные средства. В стране действует уже не первая по счету госпрограмма. Но, несмотря на благие намерения и успешное освоение бюджетных миллиардов, мы топчемся на месте.
По заявлению официальных органов, в прошлом году число посетителей мавзолея Х. А. Ясави составило полтора миллиона человек. К 2025 году планируется увеличить этот показатель до пяти миллионов(!). В интервью высокопоставленного чиновника интернет-журналу fDi прочел о двух миллионах туристов, посетивших Туркестан в 2019 году.
Редакцию «ЮК» заинтересовала эта цифра. Путем простых арифметических действий на калькуляторе мы посчитали: если в 2019-ом мавзолей посетили полтора миллиона человек, а в году 365 дней, значит, в день усыпальницу суфия посещали приблизительно 4109 туристов и паломников. А в час (при девятичасовом рабочем дне музейного комплекса) — 456 человек. Но с ноября по апрель приезжие не особо стремятся в наши края. А это значит, что сезонная цифра посещаемости увеличивается в два раза. Сотрудникам редакции часто приходится бывать в областном центре. Но никому из нас не повезло до сих пор увидеть, чтобы за час мавзолей посетила почти тысяча человек. Даже если предположить, что с цифрами все в порядке, получается, что единственная работающая касса продает один билет за 30 секунд. Кто же тогда кассир — человек или машина?
Кстати, о машинах. Вспомнилось, что для объективного подсчета количества туристов, посетивших мавзолей Х. А. Ясави, областное управление туризма в начале 2019 года предложило использовать цифровые технологии — электронное билетирование через терминалы. А еще установить специальные «умные» камеры, которые отслеживали бы, сколько человек пришло и вышло, отсеивая из общей людской массы сотрудников музея.
Но в управлении сменилось руководство, и что-то пошло не так. Из вышеперечисленных новшеств были установлены только терминалы по продаже билетов. И те поработали лишь во время презентации акиму области У. Шукееву. На этом «умная» продажа закончилась.
За разъяснениями мы обратились в управление туризма Туркестанской области. На наш вопрос, по какой методике подсчитывалось количество посетивших мавзолей, ответили, что подсчет посетителей велся по количеству проданных билетов, и подтвердили цифру, озвученную областным чиновником.
В дирекции государственного историко-культурного заповедника-музея (ГИКЗМ) «Азрет-Султан» редакции «ЮК» назвали цифру 1148426. При этом подчеркнули, что это количество посетителей всех объектов, входящих в ГИКЗМ.
СПРАВКА «ЮК»
В список заповедника-музея включены 207 памятников архитектурного, археологического, духовно-религиозного и монументального видов. У туристов особый интерес вызывают исторические объекты. В частности, мавзолеи Х. А. Ясави, Укаш ата, Гаухар ана и городище Сауран.
Чтобы не быть голословными, вновь обратимся к цифрам, фигурирующим в официальных отчетах.
По данным управления туризма Туркестанской области, в 2017 году Туркестан посетили 1 млн. 100 тыс. туристов, в 2018-ом — 1 млн. 436 тыс., в 2019-ом — 1,5 млн. В 2020 году в областном центре планируется принять два миллиона путешественников.
Данные показывают, что в среднем количество туристов ежегодно увеличивается на 300 тысяч. Таким образом, до 2025 года, согласно математическому расчету, туристический поток будет увеличиваться на полтора миллиона. То есть, если в 2020 году планируется два миллиона, то через пять лет — 3 млн. 500 тыс. человек. Но никак не пять миллионов.
Если мы сможем даже этого достичь, ничего не останется делать, кроме как аплодировать стоя.
Данные международных рейтингов и официальных отчетов показывают следующую картину. В 2019 году Узбекистан посетили 6 млн. 748 тыс. 500 туристов. И это с учетом того, что у наших соседей, кроме Ташкента, есть Самарканд, Бухара, Хива и т. д. Узбекистан в отличие от Казахстана внесен в рейтинг стран с самой быстроразвивающейся индустрией туризма. По прошлогодней статистике Всемирной туристской организации при ООН, Узбекистан находится на четвертой строке списка. Здесь рост в туристской индустрии составил 27,3 %. Казахстан замыкает этот список, находясь на 20-ом месте, с ростом в 10 %.
Наши ближайшие соседи дают следующие цифры: Алматы — 1 млн. 200 туристов (план — семь миллионов до 2050 года), Тараз, где масса исторических памятников, заявляет, что готов принимать до двух миллионов туристов в год. Намного скромнее и правдивее выглядят показатели третьего миллионника РК. Согласно тезисам акима Шымкента М. Айтенова, за девять месяцев 2019 года город с его развитой инфраструктурой, транспортным узлом, соединяющим Алматы, Тараз, Ташкент, Бишкек, а также Северный Казахстан, посетили всего 185 370 человек.
Московский Кремль ежегодно в среднем посещает около трех миллионов человек. По словам генерального директора Государственного Эрмитажа М. Пиотровского, на протяжении последних нескольких лет главный питерский музей обслуживает в среднем 4 млн. 300 тыс. туристов. Ну а самый популярный музей мира Лувр уже не первый год дает статистику, не превышающую 10 млн. человек.
Быть может, ответ на наш вопрос, откуда взялась цифра о количестве туристов, посетивших мавзолей Х. А. Ясави, скрывается в следующем.
Сегодня для дальнейшего развития туризма в городе реализуется специальная концепция «Древний Туркестан». Этот документ сообщает, что историко-культурные достопримечательности Туркестана обеспечены штрих-кодами, позволяющими туристам получать на смартфоне всю информацию об объекте на казахском, русском и английском языках. Кроме того, памятники, входящие в состав государственного историко-культурного заповедника-музея «Азрет-Султан», можно увидеть, воспользовавшись виртуальным туром в 3D-формате.
Таким образом, быть может, надо считать не только живые души, реально посетившие Туркестан и главную жемчужину областного центра, но и виртуальных посетителей. Сюда же можно приплюсовать гостей всевозможных форумов, конференций, пресс-туров. Но в таком случае пять миллионов — это несерьезно. Как минимум эту цифру надо умножать на два. Чем мы хуже Лувра?
Все это очень печально, потому что очковтирательство процветает там, где на первом плане стоит не эффективность действий, а эффект, произведенный на нужных лиц.
Один из наших современников М. Жуманкулов, автор многих афоризмов, сказал: «У каждого чиновника в сейфе лежат розовые очки для вышестоящих». И трудно с ним не согласиться. На деле выходит, что помощники наших руководителей либо берут цифры с потолка, либо один умножают на пять. Таким образом выводят нужные показатели, не задумываясь над тем, что нереальные данные бьют по имиджу их шефов.
____________________________________________________________________________________________________
В погоне за модным брендом
Если все же взять за основу те цифры, которые декларируются, постараемся понять, что же влечет миллионы туристов в Туркестан? А привлекать должны не отдельные туристические объекты, а что-то объединяющее их. И этим чем-то может
быть только туристический бренд.
А создание успешного бренда для города, выделение его преимуществ перед другими будут способствовать популярности места.
При разработке бренда территории нужно учитывать ее уникальность, идеологию и обоснованность факторов.
Неоднократно с различных трибун говорилось о том, что для развития туризма и привлечения туристов в наш регион необходимо создать бренд. И мы его создали. А вернее, не стали утруждать себя всевозможными мозговыми штурмами и пошли по пути наименьшего сопротивления. Не изобретая велосипеда, наши деятели от туризма решили, что Туркестанская область — это сердце Великого Шелкового пути. Вернее, был изменен старый бренд, созданный в 2016 году для ЮКО: слово ОҢТҮСТІК просто заменили на TURKISTAN. При этом никто не задумался о смысловой нагрузке бренда и его графическом изображении.
История бренда «Оңтүстік — The Heart of the Silk Way» такова. В 2016 году СМИ писали: «…Своим брендбуком, включающим мощное визуальное и внутреннее позиционирование, обзавелась ЮКО. Возможным это стало благодаря тому, что в чиновничьи ряды акимата ЮКО вступил творческий человек — член Союза художников Казахстана Серик Буксиков. Именно ему тогдашний аким области Бейбут Атамкулов поручил столь важное задание по преображению региона, согласно хрестоматийным примерам Нью-Йорка и Копенгагена».
В статье А. Акимбековой «Из Южно-Казахстанской области сделали бренд» приведено обоснование красивого логотипа: «Казахстанский преемник Милтона Глейзера, внимая словам зарубежных коллег, просит понять, что логотип и фирменное начертание знака являются лишь визуальными якорями, благодаря которым происходит первое знакомство. И только тогда, когда бренд имеет уникальное позиционирование, наличие смысла, стоящего за продуктом, возникает привязанность к бренду, а через него — любовь к месту. В случае с поиском доминантной характеристики ЮКО была выбрана и развита идея названия региона — ОҢТҮСТІК, где акцент был сделан на двух заглавных буквах. К обычному смыслу ОҢ (правый) был добавлен уместный: положительный, верный, что предполагает прямое позиционирование как южного региона, так и косвенное, выраженное «правильностью». «Думаю, нет ничего плохого в том, чтобы жителям предложить право считаться правыми, это вызывает ответную реакцию — правильные поступки», — обосновал тогда
С. Буксиков.
Для создания же логотипа из слова «ONTUSTIK» визуально было выявлено буквосочетание «ON» и превращено в фирменное графическое начертание. Таким образом, знак представляет собой как национальный символ, так и знак международной узнаваемости: ON — включить. Получается, что в буквах ON заложены все смыслы бренда ONTUSTIK. Можно провести параллель со стратегией брендирования Копенгагена, где смысловую нагрузку несет в себе слово «OPEN». Что касается формы логотипа, то за основу букв «О» и «Ң» были взяты простые геометрические фигуры — круг и квадрат. Круг несет в себе смысл сакрального и бесконечного. А квадрат, наоборот, — разумного, рационального. Сочетание этих ипостасей подчеркивает визуальный смысл понятия «ON». В интерпретации для развития туризма знак обретает вторую жизнь. В дополнение к слову «ONTUSTIK», специально написанному латиницей для более легкого восприятия иностранцами, присоединяется коронная фраза, призванная стать олицетворением души и значимости региона: «The Heart of the Silk Way», то есть «Сердце Шелкового пути». Буква «О» в слове изящно трансформируется в сердце, символизируя любовь горожан и гостей к городу, как в случае со знаменитым ILOVENY. Завершает же айдентику графика, отображающая мавзолей Х. А. Ясави — главную достопримечательность региона».
Вот только незадачливые креативщики почему-то упустили из виду, что таких сердец уже как минимум восемь. И узнать это не составляет труда. Поисковик Google на фразу «сердце Великого Шелкового пути» выдает, что им является Центральная Азия, Туркестан, Шымкент, Узбекистан, Ташкент, Самарканд, Алтайский край, Туркменистан.
Если быть исторически объективным, Великий Шелковый путь прошел по югу современного Казахстана лишь в VI веке. Несмотря на то, что история не приемлет сослагательного наклонения, еще неизвестно, оказались бы мы на торговой дороге древности, если бы не конфликт сасанидского Ирана и Согда.
И, конечно, не стоит забывать про Сиань — город возрастом в 3100 лет, который считается духовной колыбелью китайской культуры и истории, а также отправной точкой всех караванов.
Центр ремесленников «Великий Шелковый путь» в Туркестане нам обещали ввести в эксплуатацию в конце прошлого года. Но пока его открытие отложено на неопределенное время. Поэтому стремиться стать самым известным брендом бессмысленно. Есть риск стать просто смешным. Гораздо важнее стать самым уважаемым брендом.
Уместно вспомнить, что одна голова — хорошо, а две — лучше. Сегодня в Туркестанской области работают десятки туристических фирм, ориентированных на внутренний туризм. В соцсетях есть масса активных пользователей, которые по собственному желанию продвигают туристский продукт нашего региона. Почему бы областному управлению туризма не провести общественные слушания для разработки уникального бренда Туркестана и области?
Нам крайне необходимо найти собственный уникальный бренд. Единственный и неповторимый, который действительно привлечет в наш край не один миллион туристов.
Владимир Привалов
Фото автора
В нашем Telegram-канале много интересного, важные и новые события. Наш Instagram. Подписывайтесь!