Выход из тупика?

11 Окт 2019 14:52
Количество просмотров: 2435

За решение проблем общественного транспорта Шымкента взялась городская Палата предпринимателей

«История стара, почти как мир, — констатировал председатель совета по защите прав предпринимателей и противодействию коррупции Палаты предпринимателей г. Шымкента М. Сейтжанов. — Только палата предпринимателей занимается шымкентским общественным транспортом несколько лет. За это время продвинуться не удалось. Не можем защитить права предпринимателей, занятых в этой сфере, права горожан, страдающих от неразберихи. Нерешенными остаются вопросы субсидирования социально значимых, но убыточных маршрутов. Акимат вместо наведения порядка устроил настоящий коллапс с наложением маршрутов. Нет ясности, сколько городу необходимо машин, как разгрузить центральные улицы».

В 2017 году компаниями-перевозчиками было приобретено 256 машин, в 2018 — еще 500. В этом году — триста. Сегодня общий парк превысил 1700 автобусов. Ждем еще 700.

Проблемы компаний-перевозчиков уже в который раз озвучил председатель ассоциации «Южавтотранс» Д. Каюпов. Они не решаются годами, несмотря на все усилия заинтересованных сторон.

«Единственное достижение за последнее время, — отметил Д. Каюпов, — уход с поста многолетнего руководителя управления транспорта и автодорог. Есть надежда, что нас наконец-то услышат в этом ведомстве. То, что сейчас творится, вообще описанию не поддается. Ругань и драки на маршрутах, гонки за первенство. Количество автобусов на маршрутах явно избыточно. В 2017 году компаниями-перевозчиками было приобретено 256 машин, в 2018 — еще 500. В этом году — триста. Сегодня общий парк превысил 1700 автобусов. Ждем еще 700. Куда все это? По подсчетам ассоциации, при оптимизации маршрутов Шымкенту достаточно тысячи машин. Появление новых автобусов было похоже на вражеское вторжение. Такого хаоса в пассажироперевозках старожилы не припомнят. Согласен, многим компаниям не под силу приобретать новые автобусы. Срок окупаемости — до десяти лет. Многие машины протянут столько? Надо избавляться от компаний, не имеющих собственной базы. Говорим об этом много лет. В результате к тем, которые, так сказать, исторически прижились в городе, добавили еще одну — «Гринбассервис». Ни собственного автопарка, ни технической базы. Вместо автобусов на маршрутах ходят «ГАЗели». А компании отдали 90 графиков!

Пять лет не можем решить вопрос с электронным билетированием. Пока нет строгого учета денежных средств, невозможно добиться выплаты субсидий на убыточные маршруты. Одно цепляется за другое, и все вместе не дает сдвинуться с мертвой точки. Для начала необходимо остановить «сделку века» по закупке еще семисот автобусов, чтобы избежать нарастания проблем».

Работа на износ

По данным управления общественного транспорта и автодорог Шымкента, износ автобусов, работающих на городских маршрутах, достигает 70 %. Примерно такой же процент компаний-перевозчиков не имеет собственной технической базы.

По данным Палаты предпринимателей, «Управляющая компания «Shymkent Bus», созданная в рамках государственно-частного партнерства, зарегистрирована 14 мая 2019 года. Автобусы компании в июне вышли на маршруты, дублируя уже работавшие направления. Маршруты №№ 45, 82, обслуживаемые ТОО «Ордабасы», были продублированы 33, 45, 182, маршрут № 71 ТОО «Автоимпульс» — новым маршрутом № 171, № 58 ТОО «Экспресс» — № 158, № 110 ТОО «Береке КиТ» — № 10 ТОО «Shymkent Bus».

«В результате, — рассказал М. Сейтжанов, — трудности испытывают не только субъекты предпринимательства, занятые в сфере пассажироперевозок, заключившие ранее с управлением пассажирского транспорта и автодорог долгосрочные (на три-пять лет) договоры, но и само ТОО «УК «Shymkent Bus». В то же время в городе имеются не охваченные автобусными маршрутами жилые массивы. Вследствие того, что управлением в одностороннем порядке разработаны дублирующие схемы маршрутов, перевозчики терпят убытки, возникают конфликтные ситуации, управление выдает перевозчикам уведомления о досрочном расторжении договоров. Маршруты за ТОО «УК «Shymkent Bus» закреплены приказом руководителя управления пассажирского транспорта и автодорог акимата Шымкента № 89 от 27.08.2019 года, а на маршруты автобусы компании вышли еще в июне».

Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом

 п. 17: «Регулярные внутриреспубликанские перевозки пассажиров и багажа осуществляются на основе свидетельств на право обслуживания маршрутов /…/»

п. 145: «Регулярные автомобильные перевозки пассажиров и багажа, за исключением международных, осуществляются перевозчиками, победившими в конкурсе на право обслуживания маршрутов /…/ и получившими свидетельство на право их обслуживания на основе договоров, заключаемых между перевозчиками и соответствующими местными исполнительными органами/…/»

п. 185: «Осуществление указанных перевозок без свидетельства не допускается».

В начале сентября этого года, спустя два месяца работы на маршрутах, за отсутствие свидетельств на обслуживание маршрутов инспекцией транспортного контроля по г. Шымкенту возбуждено пятьдесят административных производств в отношении ТОО «УК «Shymkent Bus». Наложено штрафов на 650 176 тенге. Вынесено предписание прекратить обслуживание маршрутов до получения свидетельств.

«Необходимо разработать схемы маршрутов, — говорит М. Сейтжанов, — с учетом пожеланий жителей и возможностей транспортной инфраструктуры города. На сегодня нарушения правил перевозки стали массовыми. Есть множество претензий по состоянию салонов автобусов, технической исправности машин. Ни для кого не секрет, что больше половины водителей паркуются у себя дома. О какой проверке состояния автобусов и здоровья водителей может идти речь?»

В середине сентября в Шымкенте произошло ДТП с участием пассажирского автобуса. В результате аварии пострадали 13 человек, из них трое детей и девять взрослых. Один человек погиб.

Бег по кругу

То, что после 20 часов автобусов в Шымкенте с фонарем не сыщешь, стало для всех привычным. Билеты выдаются только на отдельных маршрутах, и от случая к случаю. Председатель общественного совета при акиме области У. Мелдеханов предложил решать вопрос с недобросовестными перевозчиками радикально.

«Не выполняют условий, — сказал он, — расторгайте договоры. Желающих занять шымкентские маршруты предостаточно. Шестьсот автобусов в Алматы готовы занять освободившиеся места. Давайте заменим тех, кто не справляется. Второе — необходимо пресечь оборот черного нала. Нормальные компании сами заинтересованы в прозрачности денежных потоков. Это даст им возможность претендовать на субсидии из городского бюджета».

При сложившейся системе страдают как раз добросовестные перевозчики. Руководство ТОО «Нур Куаныш» обратилось с заявлением в Палату предпринимателей. Компания, созданная на базе АТП-1, обслуживала 23-ий маршрут более полувека. С 2000 года проводит плановое обновление автопарка и претендовала на продление договора до десяти лет. Вместо этого маршрут был передан ТОО «УК «Shymkent Bus», а о прекращении действия договора «Нур Куаныш» даже не уведомили.

«Сложившаяся практика организации пассажирских перевозок, — говорит Д. Каюпов, — невыгодна всем. Тариф по Шымкенту существенно ниже, чем в других городах. Компании-перевозчики по устной договорености предоставляют 50-процентную скидку студентам и бесплатный проезд многодетным матерям. Хотя в пункте 152 правил прямо предусмотрено в таких случаях возмещение затрат за счет бюджета. Снова бег по кругу: без электронного билетирования они не могут подтвердить своих расходов. Из-за этого не могут своевременно обновлять автопарк. Не приобретая новые автобусы, они лишаются возможности продлить договоры на обслуживание маршрутов. У кого есть возможность — залезают в кредиты, и рентабельность перевозок стремительно снижается. Конца этому не видно. Вопрос о субсидировании по инициативе НПП «Атамекен» поднимался в Правительстве. В нескольких городах эта система уже действует. В Шымкенте неспешно раздумывают. Пока только на десять социально значимых маршрутов запланированы субсидии на два миллиарда тенге в 2019 году».

Кадры не решают

Нынешнее ТОО «Центральная диспетчерская служба» когда-то называлось «Центр управления пассажирскими перевозками». Разница была не только в названии, но и в полномочиях и возможностях.

«Наши сотрудники, — говорит директор Б. Медеуов, — занимаются контролем за соблюдением графиков, обилечиванием. О нарушениях сообщаем в управление пассажирского транспорта и автодорог. На этом наши контрольные функции заканчиваются. Тариф на услуги ЦДС утверждает акимат. Большая часть суммы — услуги связи. О состоянии общественного транспорта знаем не понаслышке. Ежедневно разбираемся с массой проблем. Уход с маршрутов вечерних автобусов — беда старая, всем известная, но, увы, далеко не единственная. Шымкент в этом плане совсем не уникален. Те или иные проблемы есть во всех городах. Где-то они решаются быстрее, где-то медленнее. Главная, на мой взгляд, — дефицит кадров. Фактически одни и те же водители/кондукторы, к профессионализму которых у пассажиров законные претензии, кочуют из одного автохозяйства в другое. Новая компания «Shymkent Bus» не стала исключением. Выход — воссоздать специализированный учкомбинат, который бы готовил водителей автобусов. Второе — разработать комплексную схему развития городского транспорта с учетом перспектив роста города на ближайшие годы. Оптимизировать маршруты. Наконец, необходимо в ближайшее время перейти на электронную оплату проезда, чтобы раз и навсегда снять вопросы субсидирования убыточных маршрутов. Конечная цель — совершенствование организации работы общественного транспорта и транспортной инфраструктуры, повышение качества услуг и конкурентоспособности городского пассажирского транспорта Шымкента».


 

В сухом остатке

Конструктивного диалога заинтересованных сторон на очередном заседании совета по защите прав предпринимателей Палаты предпринимателей Шымкента вновь не получилось.

Представители управления пассажирского транспорта и автодорог настаивали на том, что новая транспортная компания со свежими автобусами должна была избавить город от автохлама, а введение электронной системы оплаты, о которой так давно говорят, обеспечить торжество закона и порядка. Заместитель акима города, курирующий эту сферу, на заседание не прибыл. Руководители компаний-перевозчиков рассказали много интересного о своих взаимоотношениях с чиновниками. Но это в связи со сменой начальства в управлении, которое вряд ли остановится на первом руководителе, дела уже минувших дней. О том, как нам всем с этим жить дальше, высокие договаривающиеся стороны будут думать. Каждая по-своему. На повестке дня стоит подготовка встречи по всему кругу вопросов с акимом Шымкента Е. Айтахановым. Сроки пока не определены. В свое время после завершения комплексного обследования общественного транспорта Шымкента заместитель директора НИИ транспорта и коммуникаций Б. Баймаханбет пришел к неутешительным для нас выводам.

«Все компании, — констатировал специалист, — не имеющие технической базы или использующие чужие автобусы, перевозят пассажиров на городских маршрутах. Значит, проходили конкурсный отбор и побеждали в тендерах управления пассажирского транспорта. По закону члены тендерной комиссии должны были досконально изучить их материальную базу, ее соответствие установленным требованиям. Если они скрепили своими подписями решение о предоставлении маршрутов таким компаниям, то это как минимум служебный подлог. Хоть кто-то за это был наказан? Хоть что-то за прошедшие почти три года в городе изменилось?»

Б. Баймаханбет — один из авторов комплексной схемы развития пассажирского транспорта города Шымкента. На ее разработку в недалеком 2016 году было выделено из бюджета 40 млн. тенге. Специалисты алматинского НИИ работу сделали. Дальнейшая судьба плана покрыта мраком. По словам Б. Баймаханбета, все материалы были переданы заказчику — акимату тогда еще Южно-Казахстанской области. Кроме детального анализа существующего на тот момент положения, были составлены рекомендации по оптимизации маршрутной сети всех видов наземного пассажирского транспорта с обеспечением приоритета для экологически чистых транспортных технологий и формированию оптимальной структуры парка транспортных средств, обеспечивающей текущие и перспективные потребности, комфортабельность и высокие экологические показатели. Времени с тех пор, по историческим меркам, утекло не много. Но несколько акимов разных уровней смениться успели. Не считая чиновников рангом пониже. В результате мы снова вернулись на бесконечный круг обсуждения вечно зеленой темы нашего города. Шансы на успех информированными людьми оцениваются как минимальные.

Игорь Лунин

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *