На три дня город стал модным центром. XV, Туркестанский, сезон международного проекта Aspara Fashion Week начался с показа во Дворце школьников и продолжился на площадках областного центра. Место проведения Aspara Fashion Week Karavansaray Turkestan имеет символическое значение. Туркестан — город с богатой историей, издревле считавшийся ремесленным и торговым центром Великого Шелкового пути. Здесь было развитое гончарное производство, стеклянное литье, шелкоткачество, изготовление хлопковых тканей, изделий из войлока и кожи, ювелирных украшений, резьба по дереву.
Мастера древнего города оставили потомкам обширное творческое наследие.
Новый сезон дает второе дыхание диалогу культур, сближающему традиции моды и искусства разных стран, народов и континентов.
«Цель проведения XV сезона Aspara Fashion Week в Туркестане, — рассказала партнер проекта директор областного Дворца школьников И. Икапова, — создание атмосферы национальных ценностей и выработка понимания того, что этнокультурное сосуществование и развитие собственной культуры невозможно без уважительного и бережного отношения к культуре и ценностям других народов. Туркестан, некогда известный как город торговцев и ремесленников, стоявший на пересечении древних великих торговых путей, мировых цивилизаций и культур, — один из древнейших городов Казахстана с богатой историей и традициями. Пыль веков засыпала многие древние и знаменитые города, но Туркестан, умирая и вновь возрождаясь, продолжает нас удивлять новыми гранями прикладного искусства».

В современном Туркестане активно развивается fashion-индустрия. Молодые дизайнеры создают новые изделия, исследуя и творчески переосмысливая национальные традиции. Aspara Fashion Week Karavansaray Turkestan придает новый импульс развитию культурно-духовной и туристической сфер Туркестанской области.

В XV сезоне приняли участие 47 дизайнеров из 10 стран. Генеральным спонсором Дней высокой моды стал Turkestan Silk Way Harbor. Представитель Aspara Fashion Week — Союз Turkistan Qol Oner. Постоянные партнеры — итальянская компания MadMood Fashion Week Milano, модельные агентства Fabus и SCREEN LIFE STUDIO, (Тараз), ALTYN, (Туркестан), FAB UK, (Лондон), D FASHION magazin (Дубай), Союз ремесленников Туркестанской области Qol Oner, Дом модыASYL DESIGN, колледж модельного искусства и бизнеса ASPARA.
Информационную поддержку оказывают голливудская компания FNL Network, медиа-компания IGWL из ОАЭ, информационное агентство из США World Fashion Media News и итальянский интернет-ресурс Infinito Village International.
Основатель и руководитель проекта Aspara Fashion Week — А. Калиев, кандидат технических наук, доцент искусствоведения, почетный гражданин Тараза, член Ассоциации производителей одежды и текстиля Китая, Международного союза дизайнеров Кыргызстана, Евразийского союза дизайнеров, вице-президент Всемирной ассоциации ремесленников. Он автор свыше 80 имиджевых и сезонных коллекций одежды. Под его руководством выпускается одежда отечественного бренда Aspara.
В 1993 году А. Калиев основал научно-производственный центр моды и ассортимента «Асыл-Дизайн», в 1999-ом — колледж модельного искусства и бизнеса «Аспара». Представлял Казахстан в программах Недель моды в Берлине, Бишкеке, Милане, Москве, Париже, Пекине, Сингапуре, Стамбуле, Стокгольме, Ташкенте. За свою работу в продвижении неофольклорного стиля одежды удостоен престижных международных наград: титула «Maestro de la moda» Академии IMPRENDA SCHOOL, «Moda cum laude» Европейского совета моды. Отмечен отечественными наградами: медалью имени Ы. Алтынсарина за достижения в области образования, медалью «Ерен еңбегі үшін». Почетный академик Академии дизайна РК, академик Международной гуманитарной академии «Европа-Азия». Почетный гражданин РК и г. Тараза.
Проект Aspara Fashion Week впервые был представлен в Таразе в 2017 году и стал популярной платформой для обмена опытом между экспертами, дизайнерами, специалистами индустрии моды всего мира. Включен в официальный график мировых Недель мод.
«Проект дает участникам, — рассказал А. Калиев, — не только продвижение и статус, реализацию авторских изделий на всемирных шоурумах. Его главная задача — пропаганда культуры, традиций Казахстана, популяризация туристических возможностей нашей страны. Благодаря проекту города, в которых проводится Всемирная неделя моды, становятся модной столицей страны. Это хороший стимул для развития текстильной, швейной промышленности и туризма. Aspara Fashion Week работал даже во время пандемии. VIII сезон был проведен в онлайн-режиме и был посвящен Мерке. Больше 45 тысяч зрителей смогли познакомиться с природой, культурой, гастрономией и жителями этих прекрасных мест. С каждым сезоном число участников проекта растет. Смело можно сказать, что Aspara Fashion Week стал глобальной модной семьей, объединенной одними целями, разделяющей одни ценности, стремящейся сделать наш мир красивее. За 14 сезонов тысячи участников — дизайнеры, эксперты моды, известные модели, специалисты индустрии моды, фотографы, съемочные группы, туристы — сдружились и поддерживают друг с другом тесные контакты. За это время в проекте приняли участие более 700 дизайнеров из 55 стран мира. Благодаря проекту весь мир узнал о Казахстане, нашей культуре, духовных традициях, туристическом потенциале. Aspara Fashion Week сегодня популярен не только в Казахстане и Средней Азии, но и во всем мире, установил надежные партнерские отношения более чем с двумя десятками аналогичных проектов».
За пять лет работы командой Aspara Fashion Week реализовано множество проектов. Наиболее яркие из них вошли в копилку мировой моды.
В проекте Qazaq-analaru приняли участие 12 казахстанских дизайнеров из разных областей страны. Их задачей было создание образа женщины-матери, хранительницы семейного очага. Женщины, с достоинством принимающей все тяготы судьбы. Матери, приумножающей здоровое поколение Казахстана.
«Идею проекта подчеркивало то, — рассказал А. Калиев, — что коллекцию одежды демонстрировали члены Центра активного отдыха пенсионеров. На Неделе моды в Таразе в прошлом году на подиум выходили дамы 70 и даже 85 лет. И не только в национальных нарядах. У нас привыкли представлять женщин в возрасте исключительно в камзолах, кимешеках. Мы сломали этот стереотип показом коллекции бренда Aspara, которая была показана школой моделинга Peri models в Италии на Mad Mood Fashion Week Milano.
В 14 сезоне Aspara Fashion Week свою коллекцию продемонстрировала 85-летняя дизайнер из Кыргызстана Тотыкан. В ней были представлены почти классические национальные костюмы: полосатые чапаны и белдемчи — традиционные кыргызские распашные юбки — в сочетании с платками и элечеками. Коллекция подчеркнула главную идею Aspara Fashion Week — современное прочтение этнических мотивов. Наши зарубежные партнеры в большинстве своем при создании коллекций одежды используют уникальные материалы и ремесленные техники своих народов.
Эксперты и зрители были тронуты степенностью, благородством и достоинством казахской женщины. После этого показа стал набирать обороты спрос на разные возрастные группы моделей не только в нашей стране. Мы задали тенденцию моды во всем мире. В туркестанском сезоне пять отечественных дизайнеров представили свои авторские коллекции с пятью возрастными группами моделей со всего Казахстана. Благодаря нашему проекту на мировые подиумы вышли, можно сказать, все возрасты».
Коллекция мужской одежды в стиле неофольклор Qazaq men создавалась для демонстрации мужественности, брутальности и своеобразной национальной идентичности хозяев Великой степи. Коллекция женской одежды «Қазақтың келіндері» в стиле нео-фольклор показала женственность, нежность, мудрость и характер казашек.
Совместная работа А. Калиева и знаменитого венецианского стеклодува Пино Синьоретто была представлена на выставке ЭКСПО-2017. Итальянские мастера продемонстрировали свои работы на Международной выставке венецианского стекла в Таразе в 2018 году.
«Идея выставки, — рассказал А. Калиев, — в объединении мастеров Казахстана и Италии через культуру и искусство. Представленные работы — плод тесного сотрудничества. В экспозицию вошли работы всемирно известных итальянских мастеров — стеклодува Пино Синьоретто, художника росписи по стеклу Джорджио Спеццамонти, креативного художника Светланы Коста, американского стеклодува Карины Сесилии».
Итальянские мастера подарили Таразу великолепный тюльпан — символ наших степей. А. Калиев давно и плодотворно сотрудничает с итальянскими представителями высокого искусства. В Милане неоднократно проводились показы его модных коллекций. Он стал первым казахстанским модельером, представившим в Европе национальный казахский колорит, а его модели одежды, насыщенные историческими элементами костюма кочевника, пробудили активный интерес к стране Великой степи в Италии.
Созданный совместно с компанией FNL Network фильм о Таразе получил медаль «The Taste awards» голливудской академии киноискусства Media tastemakers.
Ярким событием XIV сезона стало модное шоу посвященное памяти жемчужины Диора Аллы Ильчун — казашки-модели, бывшей долгое время символом этого бренда. 15 ведущих дизайнеров Казахстана представили свои работы в ее стиле.
«Значение проекта Aspara Fashion Week , — говорит И. Икапова, — для продвижения имиджа нашей страны на международном уровне, развития национальной культуры трудно переоценить. Целеустремленность и талант Айдархана работают на благо Отечества. Системная работа по популяризации культуры, традиций, искусства Казахстана, формирование устойчивых каналов межкультурного обмена, работа с талантливой молодежью приносят огромную пользу стране».
Туркестанский сезон стал во многом знаковым и для проекта. Неделя моды надолго запомнится жителям и гостям города. Столько красоты в одном месте и в одно время редко кому удается увидеть. Специалисты — люди привычные, а зрителям было сложно определиться, что важнее оценить — труд дизайнеров и модельеров или прекрасные модели? В единстве они смотрелись просто великолепно.
Игорь Лунин
фото автора