После карантинного затишья, кажется, культурная жизнь Шымкента стала пробуждаться. Во всяком случае, первая персональная выставка начинающей художницы Гульфейруз Рустемовой, которая недавно прошла в третьем мегаполисе страны, стала глотком свежего воздуха.
На суд зрителей девушка выставила порядка сорока работ, выполненных в графическом стиле.
Этот стиль очень притягателен. Хочется рассматривать, и всегда есть что рассмотреть: свет и тень, ночь и день, белое и черное, линия, пятно, штрих, и даже точка.
Каждая работа имеет глубокий смысл, и при детальном изучении начинаешь погружаться в этот мир — мир откровения и яркого света.
Картины разговаривают, доказывают или, наоборот, тихо присматриваются к тебе. И вот от них уже не хочется отходить, потому что ты находишься уже внутри этого мира, ищешь свою правду и свой свет.
По образованию Гульфейруз архитектор, но любовь к живописи, которую привил ей отец — известный скульптор, лауреат государственной премии Казахстана Насыр Рустемов, с годами выплеснулась в очень интересный творческий проект.
«Меня вдохновляют многие вещи: в первую очередь моя семья, мой отец, я его считаю очень талантливым. Я творческий человек, мне нравится карандашом, ручкой работать, такие мелкие работы, и я в себе это сейчас развиваю. В картинах я хочу показать свет и цвет. У меня есть любимые художники, творчество которых я изучаю. Например, Жоан Миро. Он, так же как и я, начинал с мелких зарисовок, но со временем начал освобождать себя. Его работы меня вдохновили. Почему именно он? Когда я начала работать, параллельно стала изучать творчество художников, и именно с Жоан Миро я была на одной волне. К своим шедеврам он пришел, освобождая свои мысли, и это в его работах очень чувствуется. Я тоже стремлюсь к полному освобождению», — рассказывает Гульфейруз.
Одна из первых работ молодой художницы — «Вечерний город». Более трех месяцев ушло на ее создание. Все детали выполнены тонко и филигранно. И, что интересно, во всех последующих работах уже четко прослеживается почерк художницы.
«Эта картина была в меньшем формате, — рассказывает Гульфейруз. — Ее увидел папа и сказал, что у меня есть данные и я должны продолжать работать. Я продолжила и нашла свое направление».
Как признается художница, вдохновение иногда покидает, но в такие моменты нельзя останавливаться, надо продолжать работать: изучать материал и оттачивать технику.
«Смотришь на картины и хочется философствовать, — говорит А. Асанова, член Союза художников Казахстана. — Гульфейруз — думающий художник, все ее работы имеют глубокий смысл. Для меня Гульфейруз однозначно — открытие. Я желаю ей больших творческих успехов и знаю, что она уже вступила на этот путь и свернуть никуда нельзя. Потому что художник — это не человек, который умеет рисовать, это образ жизни, мыслей и чувств. И в ее работах это явно просматривается».
Но это только начало. Гульфейруз видит свои произведения в дальнейшем монументальными. Художница хочет масштаба.
Как признается Насыр Рустемов, он и не думал, что дочь пойдет по его творческим стопам. Для него это стало откровением.
«Она рисовала скрыто от меня. Я не знал, — рассказывает знаменитый скульптор и отец Гульфейруз. — Она поступила в Алматинский архитектурный институт. Если бы я знал, то она конечно бы поступила на художественное отделение. Я не ожидал сам, что она так раскроется. Думал, что одного Маэстро на семью хватит (смеется — прим. Авт). На третий год учебы она выслала мне две работы, чтобы я оценил их. Одна из них «Красная волчица». Лет сорок назад у меня тоже была такая работа. Она, оказывается, впитала ее в себя и повторила по-своему. Я смотрю: свет хороший, затемнения неплохие… Признаюсь, даже заплакал. И, естественно, сказал, что не надо останавливаться, надо продолжать».
Окончив учебу, Гульфейруз вернулась домой и стала творить под руководством своего талантливого отца. И вместе с этим, после многолетнего творческого затишья, вдохновение пришло и к самому Насыру Рустемову.
«Я ей давал советы,она с ними соглашалась, иногда нет. Спорили, и однажды во время спора дочь сказала: «Что ты меня все время учишь! Покажи, на что ты способен!» Я взял и за один день работу сделал. Она увидела и говорит: «Папа, смотри, она изнутри светится!» И она за короткий срок справилась с задачей.
Сорок картин сейчас на выставке, но есть еще десять, которые мы не выставили пока. Знаете, у меня была депрессия. Я лет пять карандаш в руке не держал. Думал исчерпалось мое творчество. Апатия, в общем. Американский фильм такой есть «Загнанных лошадей пристреливают, не правда ли?». Я был как загнанная лошадь. А тут дочь меня вдохновила, и вновь начал работать», — рассказывает
Н. Рустемов
Художников, работающих в графическом стиле, в Шымкенте немного, и А. Асанову радует, что появился еще один.
«Зрелость у художников проявляется в разные годы. У Гульфейруз она уже наступила, — считает А. Асанова. — В ее работах чувствуется влияние талантливого папы. Как говорится, дверь он ей в искусство открыл, а войти туда она должна сама. Я думаю, что она туда уже вошла. Причем стремительно. Ее работы подкупают своей философией, в них уже чувствуется твердая рука. Радует, что в Шымкенте есть талантливая молодежь».
На выставке были работы и еще одной юной художницы из рода Рустемовых — Эльнуры. Пятилетняя внучка Н. Рустемова, видя, как вся семья готовится к первой выставке Гульфейруз, тоже решила не отставать и принялась за дело. Эльнура трудилась над своими картинами несколько дней и тоже выставила свои работы на суд зрителей.
И надо сказать, творчество маленькой художницы вызвало живой интерес у гостей. Никто не мог пройти мимо ярких и сочных картин. В рисунках Эльнуры полная свобода! И кто знает, возможно, через несколько лет мы услышим еще одно одно имя из династии Рустемовых.
Татьяна Бурдель
В нашем Telegram-канале много интересного, важные и новые события. Наш Instagram. Подписывайтесь!