В этом году школу-гимназию N 45 покинет 29-ый выпуск воспитанников директора школы Розы Викторовны Пак. Не назначенной, а выбранной коллективом на эту должность в апреле 1990 года.
К ней не нужно записываться на прием или ждать в «предбаннике». А можно просто открыть дверь и заявить с порога:
— Здравствуйте! Мы переехали в Шымкент из Астаны и очень хотели бы отдать детей именно в вашу школу.
И если визит не вовремя, хозяйка кабинета не выкажет недовольства. Она сама приучила к тому, что у нее каждый день – день открытых дверей. Для коллег, учащихся, родителей.
— Но в городе есть много других, новых, с хорошей материально-технической базой, инновационными площадками, более комфортабельных. А у нас занятия в три смены, — попытается отговорить «столичную» маму Роза Викторовна.
— Еще в столице слышали о 45-ой много хорошего. А главное — в вашей школе любят детей.
Это правда. Математическую формулу родительского доверия к педагогам и директору можно выразить двумя цифрами: при проектной мощности на 400 учеников в гимназии занимаются 1574! А эмоциональную оценку – неофициальным статусом «Школа радости».
Она давно признана одной из ярких звездочек в большом космосе образования. А ведь не сразу стала такой. Трудно поверить, что когда-то ее называли «бандитской», ибо здесь больше всего фиксировалось правонарушений. Хромали и другие показатели: сюда пришли те, от кого избавились новые школы этого района.
Как удалось коллективу под руководством математика Р. Пак на «пять» решить уравнение с такими всем известными условиями, попробуем разобраться.
Имя собственное
Ученые говорят, что люди с отрицательным резусом появились из космоса с особой миссией. Они, как правило, талантливы, ответственны, настроены на волну перемен и успешно продвигают инновации. Может, поэтому Роза Викторовна — человек редких душевных качеств, умница и красивая женщина. А еще — оптимист. Несмотря на то, что «душа ее обожжена».
Семья моей героини разделила тяжкую долю корейцев, высланных в 1937 году из Уссурийска в Кызылординскую область. В семье ее деда было десять детей. Пережить тяготы и лишения, воспитать и поставить их на ноги дедушке с бабушкой помогали любовь, искренняя забота о каждом ребенка, вера в то, что их ждет светлое будущее. Как дорогое сокровище эти семейные ценности получили от родителей отец и мама Розы Викторовны, воспитавшие пятерых детей.
Они мечтали дать всем высшее образование и настойчиво вели их к этому. Приучали к самостоятельности и ответственности, говоря только: «По тебе будут судить о нашей семье. Скажут хорошо, значит, мы все делали правильно…» И цитировали Ленина о необходимости учиться, учиться и учиться. Вождя, кстати, в семье уважали, не зря одного из сыновей назвали Вилорием. А еще не забывали целовать своих детей. По поводу и без. Западные ученые доказывают, мол, вы добьетесь поразительных результатов в воспитании детей, если будете целовать их два раза в день. А в корейских традициях это норма, только рекомендуется делать это в четыре раза чаще.
В семье Пак все дети оправдали надежды любящих родителей: три дочери стали хорошими учителями, но подобной самому Макаренко — только Роза. Сын Олег работает начальником «Кегока» в Кызылорде. Во всем мире знают фамилию В. Пака, воспитавшего олимпийского чемпиона И. Ильина. Каждый из них — это Имя собственное в той или иной сфере.
Первая запись в ее трудовой книжке – преподаватель математики в шымкентской СШ № 27 им. Абая. Здесь ей повезло с хорошими наставниками, благодаря которым она проявила себя и как профессионал, и как организатор. И школе повезло тоже. Не каждому педагогу на заявлении о переходе в другую школу директор бывшей напишет, как сделала это В. Лещенкова: «Жаль расставаться с лучшим учителем». Роза Викторовна стала преподавать в СШ № 45.
Укрощение «строптивых»: миссия выполнима
Как она стала директором «трудной» школы, история необычная. Никто в это кресло садиться не хотел. Решили выбирать – благо, пошла мода на демократические выборы. Коллектив выдвинул Розу Викторовну. Правда, она поставила условие – исправлять положение будем вместе.
За давностью лет трудно вспомнить автора каждой идеи, взятой тогда на вооружение коллективом. Важно, что все стали единомышленниками, чтобы изменить воспитательную работу.
Они были единодушны в том, что не бывает трудных детей, а есть те, кто недополучил внимания, заботы, ласки, любви. В этом плане интересной показалась программа КТД (коллективное творческое дело) по Иванову. Стали ее внедрять. А когда дети увлечены какой-то идеей, они перестают шалить, быть «трудными». Довольно скоро этот термин навсегда был искоренен в школе. В итоге впервые год закончили без ЧП — без правонарушений и постановки на учет. Но использовали не все ресурсы.
Надо было по-новому налаживать сотрудничество с родителями, чтобы они не считали своей единственной обязанностью контролировать учебу ребенка. Стали приглашать их в школу, чтобы… поговорить о любви. Ведь если ребенок чувствует, что его любят, он будет стараться быть лучше. Приводила Роза Викторовна в гости образцовую семью Сапарбаевых, академика А. Калыбекову, издавшую замечательную книгу о народной педагогике, и много других знаковых лиц Шымкента, которые рассказывали, как непросто стать знаменитым, но еще сложнее – не снижать для себя эту планку.
Эти встречи родителей, учителей и школьников с интересными людьми как бы предвосхитили движение «100 лиц Казахстана». К началу этой акции коллектив сделал узнаваемыми для ребят и, соответственно, примерами для них как минимум сто южноказахстанцев.
Шутки шутками, но установка школы на любовь получила признание. Когда в области встал вопрос, какую из школ выбрать в качестве экспериментальной площадки для внедрения нового предмета «Самопознание», то решающим аргументом в пользу 45-ой стал такой – в ней, как ни в какой другой, любят детей.
Что дало школе участие в этом проекте, писали не раз. Даже автор проекта С. Назарбаева, побывавшая в гимназии, говорила о благословенности ее стен. Имея в виду не саманную кладку, а ту атмосферу творчества и уважения друг к другу, в которой хочется учиться и учить.
Заслуг у школы немало. И при этом… ее чуть было не закрыли из-за оптимизации. Розе Викторовне предложили другое место и должность. Но она не могла махнуть рукой на коллектив, который ее выбрал, подвести родителей, которые в нее поверили, а главное — детей. Ходила по инстанциям, спорила, на угрозу «пишите заявление об уходе» дерзко отвечала: «Увольняйте!» В конце концов попала на прием к тогдашнему акиму города А. Урманову. Повезло, что в тот день находился в кабинете и его заместитель Б. Рузанов, который встал на сторону Розы Викторовны. Важно, что все эти годы она ощущала поддержку родителей, за это всегда говорит им отдельное спасибо.
Почему Президент с нею на «ты»?
Опыт борьбы за сохранение школы привел коллектив к мысли: а не выдвинуть ли нашего директора кандидатом в депутаты? Получив высокую трибуну, она сможет поднимать не только важные вопросы своей школы, но и самые острые проблемы образования. Так Р. Пак стала депутатом гормаслихата первого созыва. Затем – второго и пятого. Слово ее было весомым, а позиция по всем вопросам — граждански зрелая и ответственная. Этим она запомнилась коллегам-депутатам. Это оценила и общественность города. Пятый год возглавляет Роза Викторовна координационный совет при прокуратуре ЮКО. Несколько лет назад ей предложили возглавить корейский этнокультурный центр. Она сразу же четко определила главное в работе этого общественного объединения: активно поддерживать и разъяснять политику Президента.
Я стала невольным свидетелем, когда на одной из встреч с представителями Ассамблеи народа Казахстана фотограф выстроил всех в кадре и хотел было уже щелкнуть затвором, но его остановил Нурсултан Абишевич.
— А где Роза? Роза где? – спросил он.
Все стали переглядываться: кого он имеет в виду? И тут Президент заметил Розу Викторовну, подошел к ней и встал рядом.
— Теперь все в порядке, можете снимать.
— Как так получилось, что Вы с Президентом на «ты»? — cпросила я ее после встречи.
— Все получилось случайно. На сессии Ассамблеи народа Казахстана дали наказ Президенту – дожить как минимум до 2030 года, чтобы увидеть, как реализовали его программу.
Нурсултан Абишевич ответил: «Если корейцы изобретут эликсир молодости, я не против».
В этой фразе было выcказано такое большое уважение к нашей нации! Я тоже стала думать о том, чтобы наши изобрели это чудо-средство. А потом осенило. На одной из встреч с Президентом сказала: «Мы, южане, изобрели эликсир долголетия для Вас. Это — наша любовь к Вам!» Но я и подумать не могла, что он запомнит не только мои слова, но и меня.
Самое удивительное, будучи директором школы, неся такие большие общественные нагрузки, Роза Викторовна по-прежнему преподает детям математику.
— Есть три вещи, для меня святые. Поверять алгеброй гармонию. Всегда помнить, что я прежде всего преподаватель. А значит, быть примером для коллег и иметь право спрашивать с них за качество преподавания. Не забывать, что именно отец благословил меня в педвуз, угадав любящим сердцем мое призвание и предназначение. Он угадал. Школа — это мой пятый ребенок, которого тоже люблю всем сердцем. И не хочется ограничивать творчество педагогов лишь «предоставлением образовательных услуг». Мы по-прежнему воспитываем личность, всестороннюю, развитую и граждански активную. Это наше будущее!
Нина Казорина