Ни один человек, приезжающий в Туркестан,не обходится без посещения мавзолея Х.А. Ясави. А он, в свою очередь, входит в состав государственного историко-культурного заповедника-музея «Азрет-Султан». Правда, сегодня большая часть мавзолея закрыта на реставрацию. Но работа сотрудников продолжается, в том числе научная.
Уходящий год для заповедника-музея был юбилейным.
Заповедник-музей «Азрет-Султан» в Туркестанской области был основан в 1978 году и реорганизован в 1989 году. Здесь ведется научно-просветительская деятельность, направленная на исследование и сохранение туркестанских археологических памятников культуры. На его территории располагаются известный мавзолей Ходжи Ахмета Ясави, мавзолей Рабиги Султан Бегим, городище Сауран, подземная мечеть Хильвет, мавзолеи Гаухар-ана и Укаш-ата.
И свое 45-летие научно-просветительская организация встретила достойно. Были проведены выставки, в том числе выездные, прочитаны десятки лекций, а фонды музея пополнились новыми артефактами.
В этом году исполняется 125 лет со дня рождения известного государственного деятеля Т. Жургенова.
СПРАВКА «ЮК»
Темирбек Караевич Жургенов (1898-1938 гг.) — видный советский партийный и государственный деятель СССР. Участник борьбы за установление и упрочение Советской власти в Туркестане и Казахстане. Первый нарком просвещения Казахстана. Занимал ключевые партийные должности не только в родном Казахстане, но и в других регионах СССР.
«Хотя в биографии Жургенова точная дата рождения не указывается, ноябрь упоминается месяцем его рождения. Поэтому хочется отметить заслуги Жургенова в сохранении мавзолея Ясави и возвращении его реликвий», — говорит заместитель директора музея-заповедника «Азрет-Султан» М. Тастанбеков.
В рамках научных проектов, над которыми работают сотрудники музея-заповедника, появилась возможность получить копии некоторых документов из Президентского архива РК. Так, например, в Президентском архиве имеется ряд документов Т. Жургенова по вопросам приглашения специалистов для проведения реставрационных работ в мавзолее Х.А. Ясави.
Большинство гидов-экскур-соводов, рассказывающих о судьбе тайказана, упоминают имя министра культуры КазССР У. Жанибекова, стараниями которого был возвращен уникальный экспонат. Однако, как показывают архивные материалы, действия по возвращению реликвии предпринимались намного раньше. Сотрудники заповедника-музея, работающие в Президентском архиве, обнаружили документ, который свидетельствует о выделении средств на возвращение тайказана из Эрмитажа в мавзолей Ясави.
Первый среди них документ из фонда №141 — письмо, адресованное второму секретарю Казахского крайкома ВКП(б) С. Нурпейсову от июня 1935 года. В этом письме Т. Жургенов пишет о плачевном состоянии памятника. Далее он рассказывает о том, что на основе его ходатайства Академия материальной культуры в Ленинграде (Санкт-Петербурге) подготовила смету расходов на проведение реставрационных и ремонтных работ в мавзолее в Туркестане, и что они готовы приступить к работе в 1935 году. А также он просил выделить средства на реставрационные работы, которые проводились в 1935-1936 годы. В конце письма подпись — Нарком народного просвещения Жургенев (Жургенов).
Второй документ из этого фонда — копия протокола заседания Совета народных комиссаров КАССР от 7 июня 1935 года. На заседании совета был рассмотрен вопрос о финансировании ремонтно-реставрационных работ в мавзолее Х. А. Ясави. Учитывая его историческое значение, в Туркестане было принято решение о внесении запрашиваемого финансирования на 1936 год в госплан.
«В фонде №708 Президентского архива имеются заверенные копии писем председателя Комитета по делам искусств при Совнаркоме СССР П. Керженцева заведующему отделом научно-технических изобретений и открытий ЦК ВКП(б) К. Бауману, директора Государственного Эрмитажа И. Орбели. А также найдены письма заведующего отделом научно-технических изобретений и открытий ЦК ВКП(б) К. Баумана, адресованные секретарю Казахстанского крайкома ВКП(б) Л. Мирзояну», — говорит заместитель директора заповедника-музея.
Среди вышеперечисленных документов нет писем Т. Жургенова. Однако из нижеприведенного содержания письма К. Баумана можно сделать вывод, что оно является ответом на письмо Т. Жургенова: «По ходатайству товарища Жургенева о возвращении медного котла и двух светильников, вывезенных в Государственный Эрмитаж в 1935 году, мною был отправлен запрос на выдачу заключения академику И. Орбели и товарищу П. Керженцеву, которые прилагаются к данному письму».
Свое письмо К. Бауман завершает тем, что лично он считает хранение этих древних реликвий в Государственном Эрмитаже верным решением, а вопрос компенсации предлагает решить между товарищами
Т. Жургеновым и П. Керженцевым. Письмо датировано 17 апреля 1937 года.
3 августа 1937 года Т. Жургенов был арестован как враг народа. Это событие наводит на мысль, что из-за сложившихся обстоятельств вопрос о возвращении тайказана и двух светильников в мавзолей остался нерешенным.
Копии документов, полученные в Президентском архиве туркестанскими учеными, пополнили фонды «Азрет-Султана» и, как мы видим, пролили свет на ранее неизвестные факты, связанные с мавзолеем Х.А. Ясави.
Результаты научной деятельности сотрудников заповедника-музея можно увидеть на систематических выставках, которые проводятся в залах мавзолея Х.А. Ясави. Например, в ноябре каждого года стало традицией проведение выставки, посвященной тенге.
В этом году наша национальная валюта отметила свое 30-летие, а выставка получила название «Тенге. Преемственность эпох».
На тематической выставке были представлены экспонаты, связанные с историей денежного обращения в Казахстане, первые образцы банкнот независимого Казахстана из фонда музея-заповедника «Азрет-Султан», а также коллекционные и инвестиционные монеты, представленные Национальным банком РК.
Экспозиция дала возможность посетителям ознакомиться с историей развития национальной валюты. Так, например, наряду с современными образцами национальной валюты на выставке экспонировались подлинные монеты — золотой динар с именем Чингисхана, отчеканенный в Самарканде, который является единственным экземпляром на данный момент. Или самая древняя монета, найденная во время археологических работ на городище Культобе, — бронзовая монета Кушанского царства. Здесь же можно было увидеть ранее неизвестные монеты Казахского ханства — медные монеты с именем Жангир хана и др.
Большую работу сотрудники заповедника-музея проводят и на выездах. Традицией стали выездные выставки в учебных заведениях Туркестана. Например, в одной из школ областного центра работники музея провели лекцию и выездную выставку «Духовное наследие Ходжи Ахмета Ясави».
Цель выставки — популяризация наследия Х. А. Ясави, сформировавшего духовную целостность казахского народа. И сегодня оно направлено на воспитание нравственных ценностей и национального самосознания у учащихся сквозь призму деятельности великого мыслителя.
На выставке экспонировались книга Х.А. Ясави «Диуани хикмет», изданная в начале ХХ века в Казани, Ташкенте, Стамбуле; фотоиллюстрации мавзолея и светильников, сделанные в ХІХ веке, а также этнографические экспонаты из фонда музея-заповедника.
СПРАВКА «ЮК»
Городище Сидак находится в древнем Туркестанском оазисе, в 18 км от Туркестана. Городище хотя и небольшое, но в VII-начале VIII вв. представляло собой хорошо укрепленную крепость с храмовым комплексом, стоявшим на мощной платформе, состоявшей из забутованных более ранних построек того же культового характера.
Кроме артефактов, связанных с суфием, в фондах заповедника-музея хранятся находки, связанные с тюркским периодом истории. Например, балбалы.
«Балбалы — это каменные скульптуры в виде людей, вырезанные из камня, которые были распространены в древнетюркские времена. Они дошли до нашего времени под разными названиями: «балбал тас», «сын тас», «баба тас», — поясняет сотрудница фондов А. Егеубаева.
Первые каменные изваяния в степях Казахстана существовали еще в эпоху древней сакской культуры. Хотя основная их часть появилась в тюркский период.
В источниках говорится, что «балбал» — это древнее тюркское слово «бить», «колотить», «забивать». По мнению тюркологов, оно означает «метки, установленные ровно на земле». Установление балбала было широко распространенной традицией в древнетюркский период (VI-IX вв.). В Центральном и Восточном Казахстане балбалы устанавливались перед каменным изваянием с изображением лица человека с тюркского периода до ХІІ века. Большинство таких каменных памятников обычно устанавливалось на могилах воинов.
В фонде музея хранятся три балбала. Первый датируется VІІІ-ІХ вв. Его передал музею житель села Балтаколь Кызылкумского района А. Алтаев. Он был найден в местечке Музбел Южно-Казахстанской области. Балбал выполнен в виде вертикально стоящего человека из продолговатого прямоугольного камня. Поверхность передней части камня обработана. Размеры: высота — 176 см, ширина — 39 см, толщина — 14 см.
На каменном изваянии изображен мужчина монгольского типа, с узкими глазами и усами. К поясу прикреплен меч. В правой руке он держит чашу, левой придерживает рукоять меча. В верхней части чаши имеется амулет ромбовидной формы, который, возможно, является оберегом воина. На шее видны нити амулета. Нижняя часть правого уха повреждена, на левом — серьга. На ногах — обувь в виде сапог без каблука или галоши на каблуках.
Второй балбал датируется VІ-VІІІ вв. и также относится к тюркскому периоду. Однако изображение лица не сохранилось. Размеры: 97 х 48 х 19 см. Он выполнен из красного камня.
Третий балбал датируется ІХ-ХІІ вв. Размеры: 120 х 35 х 19 см. Он выполнен из серого камня. Губы, нос, форма глаз имеют четкие очертания.
Последние два балбала были найдены в Жетысу. В Туркестан эти артефакты привезены из фонда Института археологии сотрудником заповедника-музея М. Туякбаевым в 1985 году.
Подобные каменные изваяния были очень распространены в Казахстане, Монголии, Сибири (побережье Енисея), Восточном Туркестане и на Кавказе. Дошедшие до нас через века, они — наши бесценные артефакты, отражающие многовековую историю и культуру.
Еще один уникальный артефакт, хранящийся в фондах заповедника-музея, — светильник в зооморфном стиле. Экспонат был найден в культурных слоях VII-VIII вв. в ходе археологических раскопок на городище Сидак.
Экспонат выполнен в зооморфном стиле и, возможно, использовался в качестве светильника или курильницы. Аналоги такого типа не встречаются больше ни в каких археологических памятниках.
Однако на том же городище Сидак была найдена подобная курильница (VII-VIII вв.), в городище Старый Туркестан — светильник в форме барана (ХVI-ХVIІ вв.), а в Отраре, Куйк Мардане, Алтын тобе обнаружены светильники и курильницы в форме лошади и верблюда. В средневековье люди использовали их в качестве светильника и курильницы для сжигания благовонных курительных веществ.
К сожалению, сохранность экспоната составляет 40-45%. Сохранились голова и половина тела неизвестного хищника. Светильник полый внутри. Был отреставрирован в соответствии с требованиями. В ходе реставрации несохранившаяся часть артефакта была залита гипсом. Отреставрированная часть окрашена гуашью, цвет которой ближе к цвету оригинала. Размеры экспоната: длина — 21,05 см, высота — 12 см.
О том, что в мавзолей Х.А. Ясави был передан Коран, подаренный Кенесары хану знаменитым Маралом ишаном, «ЮК» сообщал в одном из недавних номеров. Но это не единственная книга, хранящаяся в музее.
В мавзолее Х.А. Ясави в фонде старых изданий сохранилась рукопись «Даляиль аль-хайрат», написанная арабской графикой.
Эта рукопись, датированная 1294 годом хиджры (1877 г.), представляет собой копию широко известного сборника молитв в мусульманском мире «Далаиль аль-хайрат». Существует много рукописей, содержащих этот сборник, который является одним из наиболее часто копируемых исламских текстов.
Сборник открывается перечнем 99 имен Аллаха, далее следуют молитвы и благословения, обращенные к Пророку Мухаммеду, составленные по разделам для ежедневного чтения.
Рукопись содержит различные салаваты Пророку Мухаммеду на каждый день недели. Чтение этого сборника является обязательным ежедневным вирдом для верующих.
Завершить данный материал о деятельности и артефактах государственного историко-культурного заповедника «Азрет-Султан» хотелось бы не описанием какого-то экспоната или мероприятия, а рассказом о восстановленной средневековой улице, по которой и ныне ежедневно проходят сотни туристов, посещающих мавзолей Х.А. Ясави.
Улица цитадели была расчищена и реконструирована в 2000 году. Ее протяженность от ворот крепостной стены до мавзолея — 130 метров. Это главная улица, ведущая к мавзолею.
В 1875 и 1883 годах русские военные инженеры нанесли на карты эту улицу и цитадель. На картах показаны вал цитадели и широкая улица, проходящая через ее центр, а также узкие повороты и тупики по обе стороны от нее.
В 2000 году Туркестанская археологическая экспедиция исследовала улицу, провела раскопки и создала комплексный проект реставрации. Восстановлены три комнаты домов, наружные стены, двери и ворота, сарай. В средние века такие улицы покрывались плетеными навесами из тростника, затенялись и использовались как торговые.
Эта традиция продолжается и сегодня. В отреставрированных помещениях разместились торговые лавки туркестанских ремесленников. Любой желающий может купить здесь сувенир на память о Туркестане.
Владимир Привалов
В нашем Telegram-канале много интересного, важные и новые события. Наш Instagram. Подписывайтесь!