В фольклорной копилке любого народа есть сказки, где присутствуют птицы.
У кого какие значились в ареале обитания, тех и делали героями. Так что на совокупном сказочном птичнике можно встретить журавля с цаплей, соловья с кукушкой, сову с филином, гуся с уткой, курочку с петушком, орла с ястребом. Кроме этих воплощенных представителей дикой и одомашненной фауны, сказки населены также совершенно загадочными птицами.
Их немного, но они перелетают с места на место, от одного народа к другому.
При этой миграции таинственные птицы иногда меняют имя, оперенье, корректируют смысл своего существования. Их список невелик,
но ярок: сирин, алконост, гамаюн, феникс, симург, самрук.
И, конечно же, жар-птица. О ней и поговорим.
«На третью ночь пошел в сад караулить Иван-царевич и сел под ту же яблоню. Сидит он, вдруг осветило весь сад так, как бы он многими огнями освещен был. Прилетела жар-птица, села на яблоню и начала щипать яблочки» («Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и Сером волке»).
Это характерный фрагмент общего сказочного сюжета про то, как в царский сад кто-то повадился красть с дерева золотые яблоки. Батюшка посылает одного за другим своих сыновей изловить вора. Однако только младшему Ивану удается выполнить отцов наказ. Он-то и увидел эту сияющую птицу, и попытался ухватить ее за хвост, да не вышло: только перышко осталось в руках. Но и оно горело так, что «всю горницу осветило». Ершов в «Коньке-горбунке» повысил яркость жар-птицы ватт на тысячу, не меньше, до слепоты глаз:
«Свет такой тут вдруг разлился, что весь двор рукой закрылся.
Царь кричит на весь базар:
«Ахти, батюшки, пожар!
Эй, решеточных сзывайте!
Заливайте! Заливайте!»
Удивительно, где наши древние предки, сотворившие сказку, могли наблюдать свет такой яркости? Атмосферное электричество в виде молний мгновенно — вспышка и все. Пламя костра обжигает, но не слепит. До изобретения вольтовой дуги еще тысячелетия впереди. И только солнце являло собой пример такого сияния. Видимо, оно и стало прообразом жар-птицы. Но так ли это?
Начнем с имени. В древнерусском языке слово «жар» употреблялось в значении «теплота, высокая температура». А в древнеиндийском «гар» выступает в своем первоначальном смысле — «горение». Это одно и то же слово, образованное чередованием согласных «ж» и «г». То есть, если более точно охарактеризовать нашу героиню, то она должна носить имя «горящая птица». Кстати, у древних индусов, которые являются пранародом для целого ряда этносов, использован похожий огненно-сияющий образ с той же корневой основой — царь птиц Гаруда, на котором разъезжал бог Вишну в своей солнечной ипостаси.
Да и «Веды» — сборник самых древних священных писаний индуизма — сообщает, что солнце представлялось в той системе религиозных знаний в образе птицы. Так что глубоко уходит корнями жар-птица в до нашу эру.
Вот и древнегреческого феникса записывают к ней в родственники. Эллины напрямую увязывали феникса с солнцем, то есть гелиосом, и Геродот описывает его как птицу с горящими красным золотом перьями, излучающую свет. Но это же портрет нашей сказочной красавицы — один в один! Правда, феникс сгорает в солнечном пламени, чтобы возродиться вновь из пепла. Так ведь и жар-птица не сидит на одном месте — появляется и исчезает. Есть в ней заданная система движения.
На солярное, то есть солнечное, начало жар-птицы указывает и сама сказка, если ее прочесть внимательно и логически продолжить.
Обратимся к тексту: «Сидит Иван час, другой, третий. Уж сон стал одолевать его. Как вдруг весь сад осветился, как солнечным светом».
Представьте себя в карауле. До полуночи сна ни в одном глазу, после полуночи до двух-трех самочувствие еще бодрое. А вот в четвертом-пятом уже неудержимо клонит в сон. Иван как ни боролся с дрёмой, но все же, видимо, заснул. И разбудило его поднявшееся солнце, уже залив весь мир ослепительным светом. Вот тебе и картинка жар-птицы! Чисто визуальные наблюдения положены в основу метафоры. Люди ведь далеко не ходили за сравнениями: что видел глаз, с тем и сличали. Вот и солнышко сравнили с жаркой птицей, ежедневно летящей по небу с востока на запад.
Что еще указывает на солярную природу жар-птицы? Вспомним, откуда она прилетает, чтобы сделать налет на царевы угодья. Сказка говорит, что она обитает в саду у царь-девицы, которая сидит в золотом дворце. А золотой дворец в славянской мифологии был местом обитания бога Ярилы, бога солнца. Больше ни у кого не было таких особняков. Вот чья посланница летает над землей — солнечная энергия.
Кстати, воспоминания о солнце в образе птицы до сих пор живут в русских загадках. Вот, например: «Стоит дуб-стародуб, на том дубе птиця-вертиниця: нихто и не достане – ни царь, ни цариця». Это, конечно же, про солнечный цикл в записи северного диалекта.
А вот в другой загадке: «Ясен сокол пришел, весь народ пошел» ответ более прозрачен: наступил рассвет, взошло солнышко, пробудились люди и приступили к дневным трудам.
В общем, в жар-птице народ изначально зашифровал солнце, сделав ее самой яркой метафорой дневного светила.
А что царь-батюшка настойчиво гоняется за ней, так это понятно: издревле солнце олицетворяло жизненную энергию, богатство, благополучие, красоту, и люди придумали сотни солярных знаков, ставших амулетами и оберегами.
А что такое золотые яблоки, которыми лакомится эта красавица? Почему выбраны именно они, а не какой-нибудь другой фрукт? С одной стороны, дело тут вроде как в географии: в российских широтах экзотика типа персиков с гранатами не растет. Яблочных же садов — от края до края. Но это было бы слишком простым объяснением для мудрой сказки. Поэтому надо разобраться с яблоком как мифическим символом, которых у него сразу несколько. Наиболее распространенным стало восприятие его в качестве плода жизни и бессмертия. В мифах почти всех народов присутствует мировое дерево, вечная ось мира, и обычно это яблоня. Да и генеалогическое фамильное древо графически часто изображается именно яблоней с яблоками. Так что яблочки, которыми промышляет жар-птица, по сути своей — фрукты бессмертия, вечно обновляющейся жизни.
А золотые они потому, что в выборе аналога драгметаллу сказалось народное представление о золоте как эквиваленте роскоши и богатства, чего-то исключительного, неземного и труднодостижимого. В сказках вообще очень много золота.
Что касается жар-птицы, то тут в золоте яблок звучат отголоски античной истории о Саде Гесперид. Если коротко, то сюжет таков, и связан он с двенадцатым подвигом Геракла. Ему царь Эврисфей дал сложное поручение: отправиться в сад лучезарных нимф Гесперид, дочерей бога Атласа, и принести оттуда волшебные золотые яблоки, дарующие вечную молодость. Что и сделал легендарный герой, преодолев все трудности путешествия.
И сказковеды усматривают прямую связь яблок, которыми лакомится жар-птица, с плодами из сада древнегреческих божеств. Они той же фактуры — золотые, и такого же свойства — молодильные. И те, и другие явно стоят большого приключения, на которое пускаются Иван-царевич и Геракл. Яблоки бессмертия! Хотя сами же греки подпортили репутацию фрукта, сделав его яблоком раздора: помните, его с надписью «прекраснейшей» склочная богиня Эрида подбросила на пиру, а Парис метнул яблоко Гере, Афине и Афродите, после чего девушки поссорились.
К слову сказать, Геракл добыл золотые яблоки у гипербореев — в легендарной северной стране, которую локализуют по-разному: то в Гренландии, то в Карелии, то на Таймыре, то на Кольском полуострове. А потому сугубо южный плод изначально не годился для мифа.
Так или иначе, но жар-птица столетиями прилетает в царский сад пощипать молодильных яблок. С той лишь целью, чтобы не перевелась на земле жизнь. Молодильные — значит отодвигающие старость, дающие возможность бессмертия. И жар-птица как олицетворение солнца выступает гарантом вечно обновляющейся жизни, в которой не погаснет свет и не исчезнет тепло.
Так что пусть она и далее наведывается в наши сады и питается золотыми яблоками. И нечего хватать ее за хвост. Любуйтесь на расстоянии, оберегайте и радуйтесь тому, что она есть. А уж коли обронит перышко — ваше счастье, удача ваша.
Зинаида Савина