Дорога из Шымкента до поселка Сарыарык в Ордабасинском районе на машине займет меньше часа. О том, что этот приграничный с мегаполисом район Туркестанской области изобилует памятниками истории и археологии, «ЮК» писал не раз. Единственное, о чем хотелось бы напомнить: лишь два памятника внесены в список охраны объектов местного значения. И то один из них, церковно-приходскую школу в селе Акбулак, превратили в хлев.
Сделав последнюю остановку в Караспане, доезжаем до Сарыарыка и уже на экспедиционном Mitsubishi Delica по грунтовым дорогам въезжаем в археологический лагерь, расположившийся на левом берегу реки Арысь.
Именно здесь началась археологическая жизнь нашего курса в 1991 году. Здесь появились первые навыки работы лопатой, шпателем и щеткой.
И сегодня по-прежнему студенты исторического факультета ЮКГПУ проходят здесь практику.
Правда, за 32 года много что изменилось. Альма-матер несколько раз меняла статус. Студентов-историков становится меньше. Но, несмотря на это, в педуниверситете несколько лет назад начал работать Центр археологии, который был создан по инициативе выпускницы историко-педагогического факультета Чимкентского педагогического института им. М. Ауэзова, а ныне ректора вуза Г. Сугирбаевой.
Возглавил центр профессор, доктор исторических наук, потомственный археолог А. Подушкин.
Но неизменно то, что на протяжении 60 лет вопреки всем изменениям каждое лето археологический отряд под руководством профессора продолжает работу в поле.
А тайн, которые хранит в себе городище Культобе Арысское, относящееся к I-IV векам нашей эры, еще превеликое множество. Но самая загадочная —
обожженные глиняные пластины-кирпичи с письменностью.
СПРАВКА «ЮК»
За 32 года найдено 33 фрагмента глиняных пластин с надписями на древнеиранском языке, выполненными арамейским алфавитом. Из них надписи на четырех цельных пластинах сохранились до наших дней.
Самая большая пластина насчитывает семь строк и 140 символов. Количество символов на остальных пластинах варьируется от 56 до 65 знаков.
Два кирпича с Культобе Арысского экспонируются в Национальном музее Республики Казахстан.
«Когда накопилось достаточное количество фрагментов с письменностью, я начал активно связываться с московскими и питерскими коллегами, — рассказал А. Подушкин. — В поисках расшифровки приняла участие и моя наставница доктор исторических наук Л. Левина, которая отправила фото письменности в Израиль. Наш знаменитый тюрколог из Санкт-Петербурга С. Кляшторный стал изучать наши находки. Но никто не смог дешифровать письменность. И все это затянулось на 13 лет. Дело сдвинулось лишь тогда, когда фото оказались во Франции, а позже у профессора Кембриджского и Лондонского университетов, академика, палеолингвиста Николаса Симс-Уильямса».
Изначально ученый определил, что это согдийское письмо. Но в процессе более детального изучения выяснилось, что наш вариант один из самых древних среди согдийских диалектов. Поэтому отказался от варианта «согдийский» и стал применять термин «протосогдийский».
«Когда Николас был в Алматы, я предложил назвать письменность кангюйской. Тем более что палеолингвист четко обозначил разность нашего и согдийского письма», — пояснил руководитель экспедиции.
Палеолингвист согласился с тем, что все основания для этого есть.
Несколько лет назад рядом с 16-м фрагментом археологи нашли кушанскую монету (с конца I века до н. э. и до половины IV века Бухара входила в состав Кушанского государства. Здесь же был хум (большой, высотой до 1,5 м, глиняный сосуд – Авт.), который имел сарматский знак. Монета второго кушанского правителя Вима Такто (период правления 80-90 гг. I века н. э.).
Фактически этот период совпадает со временем зарождения христианства.
Напомним, что в письме фигурирует событие создания города на землях номадов. В этот город приезжают правители крупнейших по тем временам государств, таких как Согдиана, Кеш, Карши, Чач.
«Видимо, кангюйский правитель вызвал их к себе. И они привезли либо подарки, либо взятки, потому что речь идет о сокровищах, которые кангюйский правитель забрал, и, как пишется, «земля и сокровища стали принадлежать его душе и горлу». То есть мы имеем дело с важнейшим крупным региональным событием того времени», — высказал свое предположение А. Подушкин.
Причем, дополнил свой рассказ археолог, если изначально был только один вариант текста, то позже нашли еще три цельных кирпича с разным количеством знаков и почерками. То есть можно предположить, что событие описано в разных интерпретациях, но с одним смыслом.
Таким образом, впервые мы имеем дело с совершенно уникальным материалом после китайских источников, где кангюйцы пишут сами о себе.
Предназначение этих кирпичей с письменностью пока мало понятно. Быть может, это так называемые лекальные кирпичи (разновидность кирпича, применяемого для декоративной отделки углов, арок, карнизов и т. п.
— Авт.). Причем обращает на себя внимание их трапецивидная форма. Но однозначно можно говорить о том, что, несмотря на кангюйскую столицу на городище Караспан, Культобе Арысский был тоже важным центром Кангюя.
«Дело в том, что письменные источники не хранились в столицах, потому что именно те в первую очередь подвергались разрушению завоевателями. Поэтому загадок еще предостаточно, и над ними мы будем работать», — сказал А. Подушкин.
Еще одна загадка кроется в том, что кирпичи находятся в паксовой кладке. То есть позже их использовали как забутовочный материал. Можно сделать вывод, что эти люди не умели читать. Но кто это был, пока непонятно.
***
Вода в Арыси белесого цвета — результат впадения в нее реки Аксу. И уже, как в прошлые годы, не растворена в ней глина. Восстанавливаются пойменные леса джангиля, проходя на закате, уже чувствуешь росу, которая в конечном итоге превратится в солевые полоски на теле.
Лес становится настолько густым и высоким, что зеленый коридор, по которому ежедневно ходят археологи, напоминает тропу Хо Ши Мина. И все это сопровождается разноголосьем птиц.
По этому пути через переправу рано утром и вечером совершают археологи ежедневный выход на могильник Культобе.
И здесь этот археологический сезон на Арыси для экспедиции не обошелся без сюрпризов.
Археологи обнаружили еще два места древнего захоронения, относящиеся к эпохе государства Кангюй. Захоронения, расположенные примерно в двух километрах друг от друга, очень схожи и имеют глубину более пяти метров. Ознакомившись с почвенным покровом, формой могильников, характеристиками расположения погребальных камер, изучив традиционный культ выбора мест захоронений, антропологических особенностей погребений, археологи высказывают предположение о том, что катакомбы являются семейными склепами, датируемыми не менее двумя тысячами лет.
В первом некрополе были найдены останки мужчины, женщины и предположительно ребенка в возрасте 1,5 лет, посуда различных форм, кувшин, глиняный сосуд овальной формы.
Судя по тому, что кости, принадлежащие предположительно мужчине, были помещены в слой, выложенный из полного пепла, сделали вывод, что жители той эпохи придерживались культа огня.
На останках женщины были найдены кольцо из серебра и золотые серьги. Причем серьги не литые, а из тонкой скрученной золотой ленты.
Ювелирные артефакты в местах захоронений эпохи Кангюев встречаются не так уж и часто, так как 99% курганов разграблено.
Во втором захоронении ученые обнаружили восемь останков с различными возрастными и антропологическими особенностями. Найдено восемь сосудов различных форм. В том числе уникальный кувшин с длинной узкой горловиной, изготовленной из керамики.
«Впервые в моей практике встретился ритуальный кувшин с продолговатой горловиной. Идеальная форма с наклонным рифлением», — сказал А. Подушкин.
В погребальную камеру также были положены уникальные украшения для женщин, набор древней косметики: сурьма для окрашивания ресниц и сурматаж — каменная палочка.
На останках женщины обнаружено серебряное кольцо, бусы, состоящие из более 400 бусин из разноцветных стеклянных элементов, костей животных и бронзовых колечек, сурьма для окрашивания ресниц, кайрак — точильный камень.
Наконечники стрел, пояс из кожи, асыки — все эти артефакты свидетельствуют о том, что здешние края имели насыщенную культурную и развитую жизнь еще в древности.
Ученые уверены в том, что найденные артефакты дают ценную информацию, в том числе касательно этногенеза казахского народа. Они обращают внимание на то, что знаки, встречающиеся на найденных сосудах, очень схожи с тамгой (родовыми знаками) ряда казахских племен.
Очередная экспедиция завершена. Студенты получили зачет по археологической практике. А профессор А. Подушкин в очередной раз получил ценный материал, над которым предстоит поработать не только ему. Но это будет позже. А впереди еще несколько экспедиций по Туркестанской области: в Казыгуртский район на Угам под эгидой Центра археологии ЮКГПУ, совместная экспедиция с Центральным государственным музеем Республики Казахстан в Сузакский район на озеро Кызылколь и снова в Ордабасинский на Бугуньское водохранилище, где работы будут проходить совместно с учеными историко-культурного национального заповедника «Ордабасы». Кстати, с последними профессор А. Подушкин начинал археологический сезон этого года на городище Толебайтобе на левом берегу реки Бадам.
Большую часть артефактов, которые находит археологическая экспедиция ЮКГПУ, можно увидеть в музее центра, который расположен в главном корпусе педагогического университета.
Владимир Привалов
В нашем Telegram-канале много интересного, важные и новые события. Наш Instagram. Подписывайтесь!