Однажды в разговоре с дочерью моего хорошего товарища я задал стандартный вопрос взрослого ребенку: «Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?» На что София, ни на секунду не задумываясь, ответила: «Хочу стать как папа — знаменитой!» Сегодня речь пойдет о нашем земляке — известном керамисте и керамическом искусстве. Кто еще не знает, знакомьтесь — Артем Гориславец.
Среди работ Артема керамические скульптуры, панно, мелкая пластика. Кстати, мелкая лепнина и пластика распространены почти во всех неолитических культурах. Как признался мастер, он работает в евразийском стиле.
Детство — годы воспитания сердца
Родился Артем в небольшом шахтерском городке Кентау. Произошло это событие 5 августа. В тот же день, но на 207 лет позже первого раздела Речи Посполитой (может быть, именно это способствовало тому, что предки А. Гориславца оказались вне своей исторической родины).
В детстве наш герой был относительно спокойным ребенком. Отцу порой приходилось проявлять настойчивость, чтобы мальчик побегал на улице. Но желание творить было сильнее шалостей. Детский взгляд на жизнь отображался в рисунках. Еще одним любимым делом было конструирование.
И каково же было счастье, когда семья, а жил Артем с родителями, младшей сестрой и бабушкой, переехала из квартиры в дом. Куча песка стала любимым местом времяпрепровождения мальчика. Именно здесь у него появилась мечта — построить замок. И Артем начал ее воплощать. Но с его замками происходило то, что обычно происходит с песочными сооружениями: их либо смывало волной, либо они становились частью интерьерной штукатурки. Но нужно отдать должное родителю. Прежде чем делать песок частью раствора, папа фотографировал детское творение. После была еще попытка постройки замка из пластилина. Но и она не увенчалась успехом. Жаркий южный климат стал причиной гибели и этого шедевра. Можно было бы, конечно, выковать мечту из металла. Артем часто приходил на работу к отцу в кузню. Но железо маленького творца не привлекало.
Так, занимаясь творчеством с малых лет, А. Гориславец окончил среднюю школу. А вместе с ней и художественную.
Выбор профессии
Мама Артема — врач. Конечно, ей хотелось, чтобы сын пошел по ее стопам. Но у нашего героя на этот счет были свои планы. Приехав из Кентау в Шымкент, Артем поступил на художественно-графический факультет ЮКГУ. В университете ему посчастливилось оказаться в студии керамики. Увидев, как мастера работают с глиной и что из этого получается, Артем вновь вспомнил о своей мечте — замке. И с тех пор начал заниматься классическим гончарным искусством. Не прекращает этого занятия вот уже 20 лет. Удивительно, но в Казахстане нет ярко выраженной керамической школы. А керамисты и керамика есть. Вызывает сожаление, что их не так много. И радость, что Артем Гориславец — особенный.
Шымкентский керамист
На вопрос, можно ли заработать на изготовлении керамики, Артем отвечать не любит. Но именно его умение работать с глиной стало отправной точкой для заказов по оформлению интерьеров. Многие годы телезрители могли видеть керамику Артема в студии одного из местных телеканалов. Он занимался оформлением интерьера одной из известных сетей кафе быстрого питания, весьма популярной в первой половине 2000-ых.
Гориславец всегда находил возможность заработать. В старших классах он мастерил блокноты: скреплял листы, разрисовывал или расшивал обложки. Все эти шедевры продавала бабушка на блошином рынке в Кентау. Было время, когда он с одним из старших товарищей работал в звукозаписывающей студии. После окончания университета, летом 2002 года, на базе городского детско-юношеского центра поработал в кружке рисования. На взятый кредит открыл студию в СОДБИ. В детской студии рисования и художественной керамики «Арти» применял собственную методику обучения: используя необычные техники, ученики рисовали не то, что нужно, а что хотели.
А через два года после окончания вуза провел свою первую персональную выставку.
Затем были перфомансы «Осколки времени», «Рождение человека», «Перпетуум мобиле». В кафе «Каравелла» прошел романтический вернисаж молодого художника А. Гориславца, где были представлены гуашевые работы и батик. Основной темой ранних произведений Артема была природа Южного Казахстана. В основном горы. Есть в его работах и пейзажи Алтая: на Алтае было восхождение на гору Белуху.
Учиться никогда не поздно
Кто читает ленту Артема в Facebook, знает, что как минимум раз в год он посещает международные симпозиумы, тренинги, выставки. Он — один из немногих керамистов Южного Казахстана, который представляет наш край, а зачастую и республику. Была успешная попытка самому провести керамический симпозиум в Шымкенте.
Недавно мне посчастливилось совершить с Артемом одно путешествие. Находясь в гостях у археологов в Туркестане, обратил внимание, с какой любовью, теплотой и трепетом он держал в руках керамику возрастом от 300 до 500 лет. И не переставал по-детски искренне удивляться мастерству и профессионализму древних коллег-мастеров. Впрочем, Артем Гориславец старается найти время, чтобы поделиться опытом не только с коллегами, но и с горожанами. Периодически для всех желающих, а их немало, керамист в своей мастерской проводит мастер-классы. Причем сотворенную керамическую вещицу после высыхания и обжига вы можете забрать домой.
В 2002 году в одном из интервью А. Гориславец сказал: «Работая с керамикой, я отстаю, и не на одно столетие, от мира в техническом плане. Нет оборудования, материалов, инструментов». Сегодня Артем осваивает высокотемпературный обжиг. А так как одни из последних работ, изготовленные коллективно на шымкентском симпозиуме, предназначены для установки на улице, то температура обжига должна соответствовать. Иначе рано или поздно, под воздействием природных явлений, скульптура начнет разрушаться. Например, в Японии керамика, обожженная при температуре ниже 1300 градусов по Цельсию, не считается качественным изделием.
Об искусстве
На взгляд Артема, искусство должно радовать и доставлять наслаждение. Нести в себе позитивный заряд, врачевать души людей. Именно поэтому Артем не любит беседовать о политике и т. п. Художник должен быть ответственным за свои творения. Цель художника — создание нового.
В современном искусстве Артем воспринимает все, что красиво, эстетично. Не важно, какие формы — классические или новые. Главное — наполнение. Художник, в первую очередь, творит душой и собственным видением. Себя Артем относит к импрессионистам. Есть в его работах и абстракция.
Среди работ Артема есть керамические скульптуры и панно, мелкая пластика. Кстати, мелкая лепнина и пластика были распространены почти во всех неолитических культурах. Как признался мастер, он работает в евразийском стиле. Если приглядеться, то в работах можно четко уловить восточные мотивы. Объясняет это Артем тем, что родился в Южном Казахстане и для него интересно исследование открытого и в то же время таинственного Востока. В нем столько увлекательного, что можно черпать идеи для творчества бесконечно.
Большое значение в искусстве керамики имеет выбор глины. В этом плане Артем Гориславец не перестает экспериментировать. В работе он использует глину Сайрама, Туркестана, Саурана. Нередко применяет и российскую глазурь, которой в Казахстане нет.
Фантазия без границ
«Самое увлекательное в керамике — это волшебство процесса, — говорит А. Гориславец. — Мне нравится, что конечный результат невозможно предугадать, как и любое взаимодействие стихии с человеком. К глине нужен особый подход, ее не получится приструнить, она очень своевольная, с ней надо договариваться».
В мастерской Артема нет особого творческого беспорядка. На полках выставлены работы и аккуратно стоят книги о керамике. Сразу видно, что керамика — это жизнь хозяина помещения. Как говорит Артем, это и профессиональная деятельность, и творчество, и душа. В общем, широкий образ, не вмещающий в себя узкие понятия. Так оно и есть, потому что мастерская Артема — это маленький музей современного керамического искусства.
Смотреть, как творит А. Гориславец, как в его руках глина легко поддается обработке, можно вечно. Эта картина завораживает.
Понимаешь, что из глины можно вылепить все, что душе угодно. Однако, имея дело с керамикой каждый день, в наш информационный век люди знают о ней крайне мало. Это парадоксально!
Гончарное дело считается одним из древнейших искусств. Учеными были обнаружены керамические черепки, сохранившиеся с доисторических времен. Ведь глина всегда была под рукой у человека. Самой древней керамической статуэткой, найденной археологами, считается «Вестоницкая Венера», которая была изготовлена между 29 и 25 тысячелетиями до нашей эры.
Обожженная глина сохраняет на века все особенности материальной и духовной жизни общества. Свой самый крепкий и надежный замок А. Гориславец пока еще строит. А может быть, будет строить всю жизнь. Когда-нибудь керамические изделия, созданные руками Артема, расскажут потомкам о том, какую картину мира видели мы, современники человека, который любит глину и которого любит глина.
Владимир Привалов
Фото из архива А. Гориславца