Не одному поколению жителей города Ленгера пришлось в свое время посещать кружки в районном Доме школьников.
На протяжении десятков лет с момента открытия для большинства здешних мальчишек и девчонок он стал поистине вторым домом. Благодаря работающему здесь педагогическому коллективу они получают возможность заниматься настоящим творчеством, посещая различные кружки и спортивные секции. Раскрывая таланты своих подопечных, педагоги помогают им не только приобрести навыки и мастерство, но расставить правильные ориентиры, которые помогут им в будущем не только в выборе профессий, но и в дальнейшей взрослой жизни.
Все эти годы Дом школьников находился в старом здании, построенном еще в середине прошлого века. Тесные кабинеты, отсутствие необходимых условий для работы с детьми не давали возможности учителям проводить занятия в кружках в более расширенном формате. Но даже такие условия не могли отразиться на желании детей приходить сюда на занятия в кружках и с большим стремлением обучаться мастерству и творчеству у своих педагогов.
Будни и достижения
Дом школьников является одним из структурных подразделений отдела образования Толебийского района. Его основной задачей принято считать работу с детьми во внеурочное время. И, надо сказать, для здешних школьников это единственная возможность проводить свободное от школьных занятий время с пользой для себя. Сегодня здесь занимаются 1 350 учащихся, которые посещают 46 кружков по пяти направлениям. А помогает им в этом команда из 45 педагогов.
Руководит коллективом Г. Алдабергенова. За ее плечами 33- летний педагогический стаж, семь лет из которых она возглавляет Дом школьников. Именно Гульназ Окапкызы стала одним из инициаторов строительства нового Дома школьников в городе Ленгере.
Даже выдвигая свою кандидатуру на очередных выборах в областной маслихат, она большую часть своей предвыборной программы посвятила вопросу улучшения внешкольной работы с детьми, где основную роль в этом направлении играют именно подобные учреждения. И основным приоритетом в решении данной задачи называла строительство нового Дома школьников в городе Ленгере. Ведь из-за нехватки площадей и отсутствия условий занятия некоторых кружков приходилось проводить в арендованных помещениях, что, в свою очередь, доставляло множество неудобств как для педагогов, так и для детей. Особенно это касалось спортивных секций.
Но даже при таких обстоятельствах воспитанники этого внешкольного учреждения добивались успехов в районных, областных и международных конкурсах и состязаниях. Так, Карина и Илья Ступак завоевали 2 место в международном турнире по таэквондо. Е. Шынгыс стал вторым на областном турнире по самбо среди школьников в весе до 29 кг. А в техническом моделировании лучшими работами с присуждением первого места на областном конкурсе были признаны модели, изготовленные Н. Санжар и Х. Ескендир. Примеров таких достижений и побед школьников в различных конкурсах и состязаниях наберется несколько десятков. Победы — это хорошо, но главное, считают педагоги районного Дома школьников, им удается оторвать детей от улицы и заинтересовать их занятиями в кружках и спортивных секциях. А это, надо сказать, большая и самая главная победа.
Лед тронулся
После нескольких лет ожидания вопрос строительства нового Дома школьников в городе Ленгере был решен положительно. В роли заказчика выступило областное управление строительства и архитектуры. После прохождения всех необходимых процедур был определен и генеральный подрядчик по строительству данного объекта. Согласно проекту, на месте старого здания должен быть построен новый Дом школьников, что означало полный снос устаревшего строения. Тут встал вопрос о временном размещении дошкольного учреждения.
Несколько раз приходилось переезжать коллективу, и, наконец, последним пристанищем стал второй этаж здания, где располагалось бывшее казначейство, а внизу, по соседству, находится районный филиал Народного банка.
Надо сказать, что место удобное, так как расположено почти в центральной части города. А вот с помещениями дела обстояли не наилучшим образом. Кабинеты маленькие, вести в них работу кружков невозможно. Но понимая, что все эти неудобства временные, коллектив решил перетерпеть.
А тем временем строительство нового Дома школьников шло полным ходом. Снеся старое здание, генподрядчик приступил к возведению нового. Проходя мимо строящегося объекта, горожане видели, как поднимались стены, укладывалась черепица на кровле, в проемы вставлялись оконные рамы. И многие жили ожиданием окончания строительства. А когда на фоне соседних зданий новый Дом школьников засиял веселыми красками наружного оформления, стало понятно, что новоселье не за горами. Да и приезды областного начальства участились, тоже говоря о скором завершении.
«В декабре 2023 года был составлен документ, что говорило о полном завершении строительства, — сказала Г. Алдабергенова. — Мы обрадовались этому. Но когда стали знакомиться с новым объектом, радость поубавилась».
До сих пор коллектив не может переехать в новое здание, так как там было выявлено множество, мягко говоря, недочетов.
Начнем с того, что асфальт перед главным входом и во многих местах двора провалился. Так называемые отмостки вокруг строений отсутствовали. Летняя спортивная площадка не огорожена, а ее покрытие во многих местах стерлось и пришло в негодность. И это при том, что по ней никто еще не ходил. Летняя беседка отсутствует, хотя площадка под нее имеется. Список недоделок можно продолжать, и это еще не говоря об оборудовании, которое, согласно проекту, подрядчик должен был установить. Конечно, руководитель и коллектив Дома школьников, долго ждавшие новоселья, были расстроены. При таком раскладе вопрос переезда завис в воздухе.
«Я не могла принять наш Дом школьников с такими недоделками и откровенным браком, — сказала Г. Алдабергенова. — Даже асфальт во многих местах провалился из-за нарушений при его укладке. На неоднократные мои обращения руководство и областного управления строительства и архитектуры, и генподрядчика не отреагировало. Лишь отмахнулось. Все это заставило меня пойти на вынужденные меры и написать письма ответственным лицам».
Хождение по кабинетам
Для начала были отправлены письма, адресованные акиму района Т. Телгараеву, председателю наблюдательной комиссии при районном филиале партии «Аманат» Д. Мусаеву, заведующему районным отделом образования Б. Тойлыбаву, где были указаны все выявленные недостатки и просьба оказать помощь в их устранении.
«А вы знаете, сколько у нас одаренных детей в районе? — спросила я при личной встрече Т. Телгараева. — И где им заниматься? Вы как руководитель должны оказать нам помощь. Ведь у нас занимаются дети ваших сотрудников». Но у него отговорка одна, что заказчик — областное управление строительства и архитектуры, он не может ничего сделать. Тогда вопрос такой: на чьей земле построен объект? Но и этот довод не нашел ответа ни со стороны акима, ни со стороны нашего отдела строительства. Партийцами была сделана некая попытка, но она оказалась безрезультатной. Лишь мое устное обращение к прокурору района смогло сдвинуть дело с мертвой точки. Под его контролем была создана экспертная комиссия, он поручил своему сотруднику изучить дело досконально и принять меры. Это, в свою очередь, заставило подрядчиков исправить ряд недоделок. Например, залатать провалы, сделать отмостки, а центральный вход выложить тротуарной плиткой. Вот и присылают они по одному рабочему — там залатать, здесь подмазать. И никому нет до этого дела. В этой ситуации меня удивляет позиция областных и местных чиновников. Ведь если взять по большому счету, то на сегодняшний день нет акта приемки, а без него мы не может подключиться к коммунальным услугам. С другой стороны, без официальных правоустанавливающих документов мы не можем переехать в новое здание, где еще имеется много спорных моментов. А давайте лучше проедем, вы все увидите своими глазами», — предложила руководитель Дома школьников.
Быть или не быть
«Мне через пару лет на пенсию, — поделилась Г. Алдабергенова. — Но чувствую, что не дойти до нее в должности директора Дома школьников. Слишком много намеков по этому поводу слышу в свой адрес. Не знаю, правильно ли я делаю, рассказывая все это. Но терпеть дальше не могу».
Вот такую грустную исповедь я услышал от Гульназ Окапкызы. Если человек борется не за себя, а за права детей, которые хотят заниматься в нормальных условиях, то он подпадает под категорию неудобного. И единственный выход, который видит начальство, как это обычно практикуется, назначить удобного человека, кто не полезет в бутылку и будет со всем и во всем согласен.
А не лучше ли обязать подрядную организацию исполнять свои договорные обязательства. Удивляет позиция местных чиновников, которые при каждом удобном случае говорят с трибун о завершении строительства Дома культуры, водят туда для показа высоких гостей, а те, кому он действительно необходим, не могут справить там новоселье.
Приняв приглашение Г. Алдабергеновой, мы начали знакомство с объектом с обхода территории. Было видно, что места провалов на дорожках заделаны наспех цементной стяжкой, такой ремонт вряд ли долго продержится. На спортивной площадке покрытие ободрано во многих местах, что говорит о его низком качестве. К тому же она не огорожена, как это принято повсеместно. Что касается внутреннего состояния Дома школьников, то при беглом осмотре кажется, что все сделано аккуратно. Но на потолке уже видны подтеки после недавних дождей. В здании имеется 12 (!) туалетов, и ни один из них не приспособлен для посещения детьми-инвалидами, которые также занимаются в Доме школьников. Имеется три помещения, назначение которых не понятно. Потому что в них нет окон и электрических розеток. Кстати, последних нет и во многих учебных классах. Как будет подключаться школьное оборудование, остается вопросом.
Общий вид спортивного зала, на первый взгляд, соответствует своему назначению. Но «шведская стенка» держится на шурупах, нет сомнения, что, занимаясь на ней, дети непременно получат травмы.
«Вы знаете, все делается только после нашего напоминания, — говорит директор. — В частности, защитная сетка на окнах установлена недавно, и то после указания прокурорской комиссии. А эта стенка установлена на днях, и посмотрите, как они ее прикрепили. Ведь это опасно».
Обходя кабинет за кабинетом, во многих видим лишь стены. Нет мебели, специального оборудования.
«В компьютерном классе установили компьютеры, — рассказывает Г. Алдабергенова. — На вид новые, но наши учителя говорят, что их надолго не хватит, так как они низкого качества. Привезли одну швейную машинку. Получается, один ученик будет на ней работать, а другие ждать своей очереди. И ноутбук один. Хотя в списке оборудования имеется 31 позиция, около половины из того, что обязан поставить подрядчик, отсутствует. А как нам вести кружки? В классах нет ни одной простой школьной доски, не говоря уже об интерактивной. А вот полюбуйтесь на эти комнаты. Для чего они, непонятно».
Действительно, две смежные комнаты больше напоминают душевые, но ни слива, на кранов, ни розеток нет. И таких помещений в здании несколько.
Заканчивая обход здания, Гульзия Окапкызы, волнуясь, сказала, что новоселье будет не скоро. И пока чиновники отмалчиваются и стоят в стороне, Дом школьников так и будет находиться в тесном и не приспособленном здании. И права Г. Алдабергенова, говоря, что она сумеет при необходимости защитить от несправедливости своих педагогов. А вот кто защитит ее?
Эпилог
Стоя в полутемном коридоре здания, где временно находится районный Дом школьников, я приметил мальчишку лет десяти, который дергал дверную ручку одного из кабинетов. Постояв немного, он направился к выходу.
«Мальчик, как тебя зовут? Ты здесь занимаешься?» — спросил я.
«Алибек, да, я пришел на кружок моделирования», — ответил он.
На двери висела табличка с расписанием занятий в кружке судового и авиамоделирования. На ней было написано: «Понедельник выходной. Вторник с 14:00».
«Не может дождаться», — подумал я.
Берик Монтаев
В нашем Telegram-канале много интересного, важные и новые события. Наш Instagram. Подписывайтесь!