Здоровый ребенок — счастливый ребенок

6 Сен 2023 12:02
Количество просмотров: 1303

Самое большое счастье для родителей, когда в семье растут здоровые, веселые дети. Молодые семейные пары, как правило, мечтают о милом карапузе, который тихо спит в кроватке и просыпается только для того, чтобы мама его покормила или сменила подгузник.

Став большим, он играет с друзьями на детской площадке, с радостью ходит в детский сад, учит стихи и непременно хочет стать космонавтом. Никто не мечтает об особенных детях, за которыми нужны специальный уход и медицинское лечение. Но что делать, если судьба распоряжается по-другому?

В первую очередь родители обращаются к специалистам и ищут клинику, где можно вылечить ребенка. Одно из таких мест в Шымкенте посетил корреспондент «ЮК».

Коррекционно-развивающий центр «I am BALA», расположенный по ул. Жангельдина, 17/2, уже много лет помогает отчаявшимся мамочкам поверить в себя и своих детей.

«I am BALA» — это терапевтическое пространство, где идет интеграция медицины и коррекционной педагогики. Учредитель и руководитель центра — Ш. Даниярова, врач-невролог, медицинский реабилитолог и клинический нейрофизиолог с 20-летним стажем работы.

С инструктором по ЛФК занятия в удовольствие.

— Шолпан Бахт-Полатовна, расскажите, как начинался ваш путь в профессии?

— Я выпускница факультета педиатрии Южно-Казахстанской медицинской академии, затем обучалась в докторантуре в Москве и Кембридже. Я сама мама ребенка, который должен был стать особенным. У дочки в возрасте шести месяцев диагностировали перинатальное поражение головного мозга. Во время нейросонографии обнаружили очаги глиоза в левой доле мозга, отвечающей за речь и движение. Сразу после обследования мы начали лечение, но первичный курс дал очень сильную реакцию, было страшно и больно за своего ребенка. До этого таких детей я видела только в отделении реанимации. Затем я поняла, что нужно искать какие-то другие методы лечения. Благодаря опыту работы понимала, что каждый ребенок уникален, нет универсального решения, которое подходило бы для всех. Такая реабилитация у нас в Шымкенте на тот момент была в зачаточном состоянии, и нужно было искать что-то новое.

В то время я писала кандидатскую диссертацию на тему причин детской инвалидности, затем в процессе подготовки докторской изучила подробно, какие точные методы и способы лечения таких заболеваний могут быть. Обучение в Кембридже раскрыло широкий спектр всех возможностей реабилитации. Когда я вернулась, в городе Шымкенте работало всего два или три таких центра. Конечно, в первую очередь мне хотелось помочь своему ребенку. Благодаря ежедневным процедурам, коррекционной работе мы достигли хороших результатов. Сейчас моя дочь учится в 9 классе обычной средней школы, у нее сохранились небольшие неврологические дефициты, но это не мешает ей быть активной. Она прекрасный оратор, посещает дебатный клуб, развивается и растет. Поэтому обращаюсь ко всем родителям: никогда не сдавайтесь, не опускайте руки. Да, это тяжело, но только любовь, вера и поддержка своего ребенка позволят ему победить недуг.

Каждое достижение поощряется похвалой.

— Расскажите об аппарате транскраниальной магнитной стимуляции?

— Долгое время я разрабатывала и искала свои методы, доказывала их эффективность. Сердце нашего центра — аппарат  транскраниальной магнитной стимуляции. Это специальная лечебно-диагностическая методика. Принцип работы заключается в следующем. В магнитном стимуляторе используются кратковременные магнитные импульсы. Возникающее электромагнитное поле высокой интенсивности свободно проникает сквозь одежду, мягкие ткани и кости черепа и воздействует на глубокие нервные центры, периферические нервы, головной и спинной мозг, недоступные для других способов стимуляции. Эта процедура совершенно безболезненна для пациента и не требует дополнительной подготовки.

Ш. Даниярова.

Данную методику для восстановления пациентов с неврологическими заболеваниями применяют во всем мире. Терапия зарекомендовала себя как успешный и перспективный способ подготовки мозга больного для дальнейшего восстановления утерянных навыков и функций при самых различных заболеваниях. Магнитная стимуляция используется для лечения как взрослых пациентов, так и детей.

Эта технология в неврологии — один из основных способов реабилитации пациентов. Она назначается для диагностики и терапии самых различных состояний. Например, болезнь Паркинсона, эссенциальный тремор, синдром Туретта, эпилепсия, болезнь Альцгеймера, тревожность, депрессия, расстройства аутистического спектра и множество других заболеваний.

В результате терапии, например, у детей с аутизмом снижается проявление повторяющихся движений, корректируется взаимодействие с другими людьми, снижается раздражительность, улучшаются когнитивные функции. Происходит воздействие на лобные доли, что восстанавливает способность контролировать свои действия. Также стимуляция с использованием определенных параметров обладает успокаивающим действием, снижающим гиперактивность, либо возбуждает нейроны, обостряя внимание и возвращая возможность сосредотачиваться. У больных с ДЦП наблюдается снижение спастичности мышц, уменьшение речевых нарушений.

— Как проходит процедура?

— Продолжительность курса на основе анализов и показателей электроэнцефалографии устанавливает только специалист. Режимы воздействия также назначаются врачом в зависимости от заболевания и целей терапии. Пациент располагается в удобном кресле. Сеанс проводится на аппарате, который имеет конденсатор, койл, блок управления и монитор. Койл — это катушка, с помощью которой и происходит воздействие магнитным полем.

Катушка подносится к поверхности головы, фиксируется на расстоянии или прикладывается к голове в проекции, необходимой для стимуляции зоны.

Впервые с аппаратом ТМС я начала работать в Москве, много училась и узнавала. В Кембридже тоже много нового узнала о возможностях реабилитации на этом аппарате. В прошлом году я была на конференции в Австрии, где представляла Казахстан именно по нейрореабилитации, наши результаты и достижения. Надеюсь, что в скором времени мы будем работать над совместным проектом.

— Как появился центр «I am BALA»?

— Некоторое время я преподавала в ЮКМА, но когда мы начали развивать свое дело, мое присутствие здесь было важнее. У нас прекрасный сплоченный коллектив, врачи и педагоги с большим энтузиазмом и профессионализмом относятся к своей работе. Татьяна Алымжановна Подольская — исполнительный директор нашего центра — помогает и маме, и ребенку в любой ситуации. Ведущий специалист центра Жадыра Кожамкуловна Толендиева находит особый подход к каждому ребенку.

Дети забывают о своем недуге.

Начинали мы деятельность с нескольких кабинетов, затем получили в свое распоряжение второй этаж, и началась большая работа. Работая с транскраниальной магнитной стимуляцией, увидели, что у детей появляются новые дефициты, но не все специалисты знают, как с этим работать. То есть, например, у некоторых детей встречаются нарушения обработки сенсорной интеграции, а у нас этого диагноза даже нет в международной классификации болезней. В основе функции нашего головного мозга есть принятие информации, обработка и отдача. Чаще всего мы хотим увидеть отдачу в виде речи, движений, а как она поступает и обрабатывается, никто не задумывается. Зачастую мозг не связан с телом, ребенок может не чувствовать рецепторы на каких-то частях своего тела.

— Какие виды услуг оказывают в центре?

— 80 процентов детей, которые приходят к нам, — это не говорящие дети с задержкой психического развития, аутизмом, различными видами дислексии, дисграфии, дислалии и другими заболеваниями. Кадровый состав нашего центра подобран для коррекционной деятельности.

Мы работаем по четырем направлениям. Медицинское направление занимается исследованиями в области неврологии развития, нейрофизиологии и транскраниальной магнитной стимуляции. Мы изучаем функции нервной системы, процессы кодирования, передачи, обработки информации и работу механизмов системных функций, лежащих в основе поведения человека. Также мы принимаем участие в реализации больших научных проектов, представляем нашу страну на международных конференциях и форумах.

Кинезотерапия — это метод реабилитации пациентов, основанный на выполнении пассивных или активных осознанных движений, упражнений, комплексов. В основе лечебного действия кинезотерапии лежит стимулирование первичных двигательных центров в коре головного мозга и вторичных в шейном и поясничном утолщениях, которые являются основными генераторами формирования афферентных нервных импульсов с целью формирования двигательного акта человека. В широком смысле можно представить кинезотерапию как лечебную физкультуру, это комплекс упражнений, который отвечает за тело. Сюда относятся также сенсорная интеграция, процедуры массажа и нейропсихология.

Коммуникационное направление представлено работой логопедов и ABA-терапевтов. Аббревиатура АВА расшифровывается как «прикладной анализ поведения». Подход очень популярен и является отличным коррекционным методом для людей с ОВЗ, а особенно для детей-аутистов.

Терапия направлена на внесение в жизнь ребенка отсутствующих навыков. Основной ее принцип довольно прост: если малышу нравятся результаты и последствия его действий, то он будет с радостью их повторять. Поэтому в процессе занятий каждое достижение поощряется (похвалой, оценкой, игрушкой), а неудача не одобряется или игнорируется.

Для того чтобы дети с расстройством аутистического спектра могли справиться с заданиями, их разбивают на небольшие блоки, каждый блок содержит навык, который необходимо освоить. Со временем блоки соединяют, чтобы ребята могли решать более сложные задачи. Таким образом дети учатся слушать, воспринимать информацию, доносить до собеседника свои мысли, вести себя в разных ситуациях. При регулярных занятиях и значительных усилиях педагогов, родителей и самих детей АВА-терапия дает следующие результаты: ребенок лучше взаимодействует с окружающими, легче адаптируется в коллективе, появляются способности к обучению, он осваивает навыки, необходимые для самостоятельной жизни в будущем.

Социально-бытовое направление — одно из приоритетных. Прежде чем начать ребенка учить говорить, мы учим его социальным навыкам, необходимым для жизни. Самостоятельно кушать, ходить в туалет, обслуживать себя, одеваться. В центре есть оборудованная столовая, где маленькие дети учатся самостоятельно держать ложку, принимать пищу и узнают необходимые правила поведения за столом. Раз в неделю дети постарше под присмотром воспитателей учатся готовить еду, чистить овощи, сервировать стол к обеду. Приобретают бытовые навыки, необходимые им для взрослой жизни.

Сеанс транскраниальной магнитной стимуляции проводит Ш. Даниярова.

На сегодняшний день в центре работают младшая, средняя и старшая группы. Все дети разделены по возрасту. Группы малокомплектные от 5 до 7 человек, это дает возможность педагогам и врачам найти индивидуальный подход к каждому ребенку. Также в центре есть подготовительная группа, где дети дошкольного возраста в игровой форме изучают алфавит, цифры, учатся писать и считать.

Мы стараемся, чтобы наши сотрудники психологически не выгорали: обеспечиваем своевременный отдых, придумываем новые методы поощрения, чтобы им было интересно работать.

— Можно ли прогнозировать появление таких заболеваний?

— От этого никто не застрахован. Можно найти множество причин, но чаще всего эти причины никак не коррелируются с появлением болезни. Нейротипичность или атипичность ребенка — это стечение обстоятельств. Конечно, и экология, и неправильный образ жизни, и наследственный фактор могут влиять, но на сто процентов никто не определит, от чего это произошло. Может быть, по моему мнению, это новый этап эволюции, когда мы не будем общаться с помощью слов, а будем передавать свои чувства волнами. У многих детей с нарушением речи очень хорошо развиты другие способности, они могут невероятно красиво рисовать, лепить или делать что-то другое.

— Как родителям понять, что у ребенка нарушения в развитии?

— Давайте начнем с профилактики. К зачатию ребенка нужно начать готовиться заранее. Необходим правильный подход к планированию и рождению, женский организм должен отдохнуть и восстановиться после последних родов. Во время беременности женщины, как правило, ведут пассивный образ жизни, а каждое движение матери — это развитие сенсорной системы ребенка. Необходимо двигаться, гулять, слушать музыку. Чтобы вырабатывалась энергия для мозга, необходимы движения.

После рождения всегда нужно знать поэтапные нормы развития ребенка. Да, нормы — это среднестатистические данные, понятно, что каждый организм индивидуален, кто-то в шесть месяцев уже сидит, а кто-то нет, но все равно не должно быть слишком большого отставания. Каждый этап нужен для формирования определенной части коры головного мозга, и нижний уровень мозга тоже должен развиваться. Есть дети с разным уровнем чувствительности, некоторые малыши не могут стоять на траве, это подсказывает, что нужно обратить внимание на развитие чувствительности ребенка. По поводу профилактики аутизма: первые признаки сейчас определяют до 18 месяцев. Есть неконтактные дети, которые не улыбаются, не гулят, это все должно быть учтено матерью. Если ребенок в годик не откликается на имя, это достаточно сильный показатель, но не доказательный. Здесь может быть нарушение слуха, в этом случае мама должна сразу обследовать своего ребенка, а не ждать, пока он вырастет и заговорит.

Врач-реабилитолог занимается восстановлением утраченных функций, а вот с маленькими детьми проходит процесс абилитации — привитие новых навыков. В данной ситуации нужен союз хорошего врача и любящих родителей, чтобы максимально быстро помочь ребенку.

— Какой совет вы бы дали родителям особенных детей?

— Некоторые матери из благих побуждений своими руками делают ребенка беспомощным. Каждый родитель любит свое дитя, жалеет и боится причинить вред, возникает гиперопека. Для нас, врачей, это нормальный ребенок с нормальным потенциалом, да, есть сбои в развитии, которые мы хотим и можем скорректировать. Пока вы будете относиться к нему как к инвалиду, он таким и будет. В первую очередь нужно успокоиться родителям, к нам приходят семьи, мы видим тревожного ребенка, и родители у него такие же. Маме самой сначала надо с собой поработать, чтобы своим состоянием помочь ребенку, поверить в своего ребенка. Конечно, родители выгорают, но нужно найти в себе силы идти дальше, потихоньку, по крупицам, чтобы шаг за шагом достигать новых высот.

— Спасибо большое, Шолпан Бахт-Полатовна, за интересный разговор. Желаем вам больших успехов в вашем нужном и важном деле.

От автора

Во время разговора в кабинет врача просто на крыльях счастья влетела мамочка одного из воспитанников центра, чтобы поделиться своей радостью.

«Моему сыну три с половиной года. У нас проблемы с речью и есть бытовые трудности. Центр он начал посещать недавно, но уже есть результаты. Малыш начал произносить слова, пытается соединить их в предложения. Постепенно привыкает к горшку, может сам попроситься. Конечно, впереди у нас еще много работы», — рассказала мама.

Каждый ребенок достоин равных возможностей. У каждого должен быть шанс добиться лучшего. Хорошо, что сегодня медицина не стоит на месте, а развивается и появляются новые методы лечения подобных заболеваний.

 

Гульжамал Муканова

фото автора

 

В нашем Telegram-канале  много интересного, важные и новые события. Наш Instagram. Подписывайтесь!

 

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *