Вступил в силу Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам усиления защиты прав собственности, арбитража, оптимизации судебной нагрузки и дальнейшей гуманизации уголовного законодательства».
В нем, в частности, речь идет и о земле. А конкретно — об обеспечении равноценного возмещения при изъятии земельных участков для государственных нужд. Вопрос актуальный для динамично развивающейся Туркестанской области
и получившего статус ее административного центра города Туркестана.
В интервью корреспондента «ЮК» заместитель руководителя департамента юстиции Туркестанской области Ерлан Женисбекулы ответил на самые волнующие жителей вопросы об изъятии земли.
— Если взять судебную статистику, внушительная доля исков приходится на земельные споры, в том числе касающиеся цены при изъятии у владельцев земельных участков для государственных нужд. Какие коррективы внесены в новый закон для защиты прав собственников?
— Отныне земельные участки для госнужд в Казахстане изымаются по рыночной стоимости независимо от оснований возникновения прав на земельный участок. Как известно, до принятия нового закона стоимость изымаемого земельного участка определялась по кадастровой цене либо стоимости, предусмотренной в гражданско-правовом договоре или решении суда. Как правило, эти цены не соответствовали уровню рыночных цен на участки. А собственники, получившие землю непосредственно от государства, при изъятии ее у них для государственных нужд могли рассчитывать только на сумму, в свое время уплаченную государству. Например, участок был приобретен у государства в 1996 году за сумму, эквивалентную 150000 тенге. Сейчас он изымается для госнужд у того же собственника, но его рыночная цена сегодня составляет уже 10 млн. тенге. Раньше собственник не получал возмещения своего имущества, гарантированного Конституцией, ему выплачивали сумму, которую он первоначально заплатил государству. И на эти деньги не мог приобрести равноценный земельный участок. Именно поэтому вводится рыночная стоимость земли при изъятии ее для госнужд.
— Обязаны ли местные исполнительные органы при изъятии земельного участка в первую очередь предлагать собственнику равноценный?
— Закон предусматривает такую возможность в качестве альтернативы возмещению в денежном выражении. Но способ компенсации за землю выбирает собственник.
— Кто определяет стоимость изымаемой для госнужд земли?
— Это прерогатива независимых оценщиков. Если собственника не устраивает названная ими сумма, он вправе обжаловать ее в суде либо в экспертном совете в соответствии с Законом «Об оценочной деятельности Республики Казахстан».
— Может ли собственник провести свою независимую оценку?
— Может. Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам усиления защиты прав собственности, арбитража, оптимизации судебной нагрузки и дальнейшей гуманизации уголовного законодательства» предоставляет собственнику возможность провести альтернативную независимую оценку и предоставить ее результаты акимату в рамках согласительных процедур.
— А как быть владельцам земельных участков, попавших под истребование для госнужд, где до вступления в силу нового закона уже началась эта процедура? Могут ли такие граждане рассчитывать на возмещение по новому закону?
— Это очень актуальная проблема. Закон о защите прав собственности вступил в силу 2 февраля 2019 года, а изъятие земли для госнужд в том же Туркестане началось еще в прошлом году. Требование закона применяется в отношении тех собственников земельных участков, по которым уже начата процедура принудительного изъятия для госнужд. Подчеркну, что новый закон не распространяется на граждан, получивших компенсацию или другой земельный участок, а также на вступившие в законную силу решения суда о принудительном отчуждении земельного участка для государственных нужд.
— К сожалению, распространенное явление, когда местный исполнительный орган обязывает застройщика, возводящего объект на частном земельном участке, решать вопросы относительно суммы компенсации — либо завышенной собственниками земли, либо заниженной застройщиком. Какой выход из ситуации предлагает новый закон?
— Законом предусматривается равноценное возмещение в случае принудительного изъятия земельного участка для госнужд. Конфронтация интересов собственника и застройщика должна разрешаться в рамках гражданско-правовых отношений. То есть в суде.
— Законодательство концептуально пересмотрело весь механизм принудительного отчуждения земельного участка для госнужд. Прокомментируйте его.
— Анализ практики применения местными исполнительными органами действующего законодательства показал, что принудительное отчуждение земельного участка для госнужд в разных областях осуществляется по-разному. И причина в том, что в Законе «О государственном имуществе» присутствуют общие положения, не детализирующие порядок принудительной процедуры. Поэтому были пересмотрены нормы Земельного кодекса и Закона «О государственном имуществе». Установлен единый порядок принудительного отчуждения земельного участка для государственных нужд. Причем эти поправки были изучены, проанализированы и согласованы с региональными местными исполнительными органами.
Татьяна Корецкая