Сколько разных и интересных событий за почти вековую историю произошло в нашей области, о которых рассказала «Правда Южного Казахстана»!
В этой публикации освещены события предвоенной поры от самолетов агитэскадрильи имени Максима Горького до «Песен радостного труда и счастливой жизни».
Сенсационной оказалась информация о прилете летом 1938 года в Чимкент самолета Особой агитэскадрильи имени Максима Горького. Самолетная история, связанная с именем великого пролетарского писателя, была у советских людей на слуху.
В 1932 году по инициативе редактора журнала «Огонек» Михаила Ефимовича Кольцова, знаменитого писателя, журналиста, за очерки которого о «сталинских соколах» ему присвоили звание «летчик-наблюдатель», был объявлен сбор средств на создание агитэскадрильи имени Максима Горького — приближался 40- летний юбилей творческой деятельности пролетарского писателя. Но больший авторитет Кольцов, как писатель, приобрел после выхода в свет «Испанского дневника» о его командировке в Испанию в качестве корреспондента газеты «Правда» и негласного представителя властей СССР при республиканском правительстве.
Советский народ собрал шесть миллионов рублей на постройку самолетов. Самолет получил название АНТ-20. Он не успел совершить то, ради чего строился, — летать по стране с агитационной целью.
18 мая 1935 года во время демонстрационного полета в Москве над Центральным аэродромом он потерпел крушение.
СНК и ЦК ВКП (б) приняли постановление о постройке трех самолетов : «Владимир Ленин», «Иосиф Сталин» и «Максим Горький», а также еще 13 других самолетов, названных именами известных людей в СССР, в том числе и соратников Сталина. На их постройку советские люди добровольно собирали деньги. Призыв собирать деньги опубликован также в нашей газете.
О каком самолете идет речь в заметке, размещенной в «Южанке» (№ 154 (1151) за 1938 год, связанной с Чимкентским свинцовым заводом? Подразумевалось с полной определенностью, что этот полет связан с агитационно-пропагандистской целью. Процитирую текст, который подтверждает этот вывод:
«Дирекция Чимкентского свинцового завода получила телеграмму начальника Главцветмета товарища Шахмурадова о том, что организуется полет специальной эскадрильи под лозунгом «За перевыполнение плана добычи и выплавки меди, за лучшие показатели всесоюзного конкурса цветных предприятий». Срок вылета назначен на 5-10 июля». Таким образом, отмечается в заметке, самолет агитэскадрильи прилетит 10-12 июля.
И далее: «На заводе развернута деятельная подготовка к встрече агитсамолета. Объявлен поход за выполнение программы, за чистоту на площадках завода, в цехах и отделениях, а также в жилищных постройках. Во всей работе учитывается опыт прошлогоднего прилета крылатого посланца.
Лучшие ударники завода будут летать на самолете над Чимкентом».
Видимо, летали передовики производства над Чимкентом, но отсутствие полной подшивки нашей газеты за 1938 год не позволяет узнать, какой был сделан итоговый анализ работы свинцевиков экипажем самолета агитэскадрильи имени Максима Горького.
Самолеты в 30-ые годы прошлого столетия — это чудо, которое увидеть удавалось не каждому, а уж полетать… Привожу подробные тексты других публикаций в газете, чтобы нынешний читатель понял цель полета агитэскадрильи и оценил роль агитационно-пропагандистской работы ВКП (б) по повышению производительности труда.
8 октября этого же года вновь в нашей газете возникла самолетная тема. На первой странице газеты сообщается, что в Чимкент прибыл самолет «Правды Востока» (так называлась узбекская республиканская газета на русском языке): «Самолет агитэскадрильи имени Максима Горького находится в колхозах нашей области. Вчера он вылетел в Туркестан, где пробудет одни сутки. Дальнейший маршрут: Чулак-Курган — Шаульдер, Сары-Агач — Чубаровка — Чимкент. В местах посадки экипаж самолета организует митинги, посвященные выполнению колхозами обязательств перед государством по сдаче хлопка, усилению сбора хлопка, зяблевой пахоты, весенних работ.
После митингов лучшие ударники будут летать на самолете.
Местные телеграфы, районные газеты подготовят листовки с перечнем передовых колхозов и их знатных людей. Листовки будут разбрасываться самолетом над хлопковыми полями и колхозами. Пилотирует самолет товарищ Исаков, борт-механик — товарищ Ахметов.
НА БОРТУ САМОЛЕТА СПЕЦИАЛЬНЫЙ КОРРЕСПОНДЕНТ ГАЗЕТЫ «ПРАВДА ЮЖНОГО КАЗАХСТАНА».
Полная фамилия корреспондента осталась неизвестной, так как под информациями он подписывался буквами П. А.
Вот что он писал о колхозе «Белые Воды», прилетев в него на самолете: «Только 387 центнеров сырца сдал государству колхоз «Белые Воды» Сайрамского района, что составляет 25 процентов контракционного плана. На полях колхоза работают каждый день в среднем 80 человек, это 50 процентов трудоспособных. Много случаев невыхода на работу. Например, 7 октября во второй бригаде не вышли 5 человек. В этом кроется причина того, что ежемесячное задание по сбору 50 центнеров не выполняют и наполовину.
Колхоз «Белые Воды» находится под боком у районной организации. Там бывают ежедневно представители МТС и райкома.
Однако ни один из них не указал правлению на то, что оно, задерживая людей на второстепенных работах, не борется с лодырями, не выполняет этим самым сталинские путевки №3, срывает выполнение плана хлопкозаготовки.
П. А.».
Спустя годы редакция написала о самолете АНТ-20/бис из агитэскадрильи имени Максима Горького, построенном вместо погибшего АНТ-20. Публикация состоялась в нашей газете 27 ноября 2015 года.
Сотрудники музея истории хлопководства, что находится в поселке Атакент (бывший Ильич, центр совхоза «Пахта-Арал») Мактааральского района, собрали некоторые данные о судьбе самолета АНТ-20/бис с бортовым номером Л760. Самолет был передан узбекскому подразделению Аэрофлота, что и объясняет название самолета — «Правда Востока», побывавшего в нашей области. И дает понимание того, что в состав агитэскадрильи имени Максима Горького входило несколько аэропланов под разными названиями.
Директор музея А. Тажибекиев в своем рассказе о гибели очередного самолета агитэскадрильи имени Максима Горького ссылается на очевидицу этого трагического события Марию Михайловну Соловьеву, жительницу Атакента. Вот что она рассказала: «Мы сидели в школе на уроке, когда услышали гул падающего самолета. А потом раздался взрыв, как стало известно потом, на территории колхоза имени Джамбула, недалеко от Ильича. К месту падения самолета стал сбегаться народ, в том числе и детвора. Самолет почти вертикально врезался в землю. И рассыпался на отдельные фрагменты. Прибывшие военные оцепили территорию падения самолета и никого не подпускали близко. Но мы оказались на месте крушения раньше военных. И увидели разбросанные продукты: коробки с маслом, мылом, мешки с рисом. Запомнила запах духов, который шел от вещей. Для военных лет это было роскошью. Мы тащили на себе продукты, ведь дома во время войны было нередко шаром покати. А тут масло! Лакомство невероятное! А потом по домам стали ходить военные и интересоваться, что мы взяли. Помню, составляли какие-то акты.
Предприимчивые земляки несли домой куски дюралюминия, чтобы из него сделать ложки, вилки и кружки».
Произошла эта трагедия 14 декабря 1942 года. Самолет во время войны был переориентирован с агитэскадрильи в
авиасредство для перевозки грузов для нужд Красной Армии. Последний полет его был из Чарджоу (Туркменистан) в Ташкент, до которого он не долетел.
А. Тажибекиев рассказал, что останки погибших были захоронены на кладбище села Андреевка, что возле поселка Ильич. На могиле вместо креста был установлен пропеллер с разбившегося самолета.
Но отойдем от трагических событиях, рассказанных в нашей газете. Были события и иного свойства. «В совхоз «Пахта-Арал» приехала экспедиция «Союзкинохроника» для съемки короткометражного звукового фильма «Поэма о хлопке» (кстати, он до сих пор находится в музейном фонде). Одновременно был снят киносюжет для юбилейного журнала, посвященного XV-летию Казахстана».
В селе Ленинское Каратасского (ныне Казыгуртского) района прошла байга. В скачках на 15 километров участвовали 18 лучших коней района. Лучшими по выносливости оказались кони овцесовхозов имени Димитрова и «Куюк», колхозов «Комсомол», имени Кирова, «Инталы» и имени Карла Либкнехта. Байга превратилась в массовый народный праздник. На байге присутствовало свыше 1500 колхозников».
Есть другая любопытная информация из старых газет «Южанки», например, такая: «Юбилейная комиссия при облисполкоме приступила к изданию областного альбома, посвященного достижениям Южного Казахстана за все 15 лет существования в КазССР».
Сообщается, что в альбоме будут показаны крупнейшие и важнейшие предприятия южной области: свинцовый завод, Ачисай, Карсакпай, Джезказган, Аурахманский рудник, Меркенский сахарный завод, Туркестанский хлопкозавод, Ленгерские угольные копи, каучукпромхозы, рисоочистительный завод, наиболее крупные предприятия местной промышленности.
Будут засняты характерные моменты производства и лучшие ударники. Специальные разделы в альбоме будут посвящены сельскому хозяйству области, ее транспорту, связи, культурному строительству и прочему».
Наш корреспондент сообщил из Туркестана, что «в городском саду в Туркестане установлен большой монумент товарищу Сталина.
Он установлен на постаменте, имеет около пяти метров высоты. Открытие монумента вождя народов трудящиеся города отметили многолюдным митингом».
Из культурной жизни Чимкента: «В наш город из Алма-Аты приехал на гастроли ансамбль лилипутов. Артисты дадут концерты в городском парке культуры и отдыха, на свинцовом заводе, химфармзаводе, в Доме учителя, на станции Чимкент. После этого они уедут в город Джамбул».
17 октября 1938 года, правда, с опозданием, газета сообщила о событии, которого ждали сотнями лет простые крестьяне: «15 апреля в 7 часов вечера в торжественной обстановке в пригородных к Чимкенту колхозах «Аксай» и «Джулус» вручили первые в области госакты на вечное пользование землей колхозами».
Этому историческому факту наша газета отвела целую страницу. В преамбуле госакта объясняется, что «земля, занимаемая артелью (как и всякая другая земля в СССР), есть общественная государственная собственность. Она, согласно законам Рабоче-Крестьянского государства, закрепляется за артелью в бессрочное пользование, то есть навечно, и не подлежит ни купле-продаже, ни сдаче артелью в аренду».
(Раздел II примерного Устава сельскохозяйственной артели).
Накануне Великой Отечественной войны Главное управление геодезии и картографии при СНК СССР и Среднеазиатский аэрогеодезический отдел приступили к проведению в Южно-Казахстанской области топографических и геодезических работ для выпуска доброкачественной карты масштабом 1:10000.
Сообщается в заметке, что «предстоит съемка приблизительно 50 тыс. квадратных километров с затратой до 5 миллионов рублей. Работа рассчитана на 2-3 года».
В шахте рудника Хантаги произведен сильный взрыв, сообщается в другой информации. Но взрыв — на пользу дела. «Этим установлена безопасность для добычи свинцовой руды. Подготовка к взрыву длилась 8 месяцев. В 28 миновых колодцах было заложено 20 тонн взрывчатого вещества — самонита».
В 1939 году «будет продолжено строительство Байджанского рудника. Рудник с Чимкентом будет связан автомобильной дорогой, на ее строительство выделены миллионы рублей».
В этом же году в угольном месторождении Чокпак заложили шахту с годовой производительностью 120 тысяч тонн угля.
О погоде газета сообщала регулярно, особенно если это касалось аномальных природных явлений. Короткий заголовок «Похолодание» привлекал внимание читателей… Вот о чем информировали жителей области синоптики в 1939 году: «23 августа в Чимкенте снизится температура воздуха до 12 градусов. В Туркестане минимальная температура будет 11 градусов. В Ачисае — 12 градусов, здесь похолодание продержится несколько дней».
А так, судя по предвоенным публикациям, жизнь после гражданской войны, успешной борьбы с баями и кулаками налаживалась.
Чимкент расстраивался, на строительство 5 двухэтажных домов в районе свинцового поселка бюджет города выделил один миллион рублей — сумма весьма существенная. Жизнь преобразовывалась — и это правда.
В доказательство того, что «жить стало лучше, жить стало веселее», как сказал Иосиф Виссарионович Сталин, секретарь ЦК ВКП (б), еще в 1935 году, «Южанка» обратилась к народному творчеству, разместив «Песни радостного труда и счастливой жизни». Если все плохо, не запоешь. А тут частушки, что может быть ярче и веселее?
Вот чем предварялись частушки: «О чем могла петь старая, забитая, в беспросветной темноте захлебывающаяся водкой деревня?
Под тальянку ухаря гармониста распевались разухабисто-похабные частушки…»
Совсем о другом по-новому запела колхозная деревня. Разгромив кулака-мироеда, объединившись в колхозы, бедняцко-середняцкая деревня строит новую жизнь. И в колхозных частушках на один лад воспеваются любовь к ударникам полей, к знатным людям, труд которых стал делом чести, доблести и славы для всего колхоза…
Вот какие частушки прислала колхозница из села Георгиевка Ленгерского района (почему-то авторство не указано):
Золотые свои косы
Еще туже заплету.
Мой милёнок стал ударник —
Еще крепче полюблю.
А вот частушка из Белых Вод Сайрамского района:
Кулаки все время ныли,
Что колхоз убыточный.
Кулаков мы разгромили
И пришли к зажиточной.
(В смысле зажиточной жизни, полагаю, — Авт.).
Чем отличаются предвоенные годы? Энтузиазмом: работали много, верили, что построят светлое социалистическое общество. И построили сильное, развитое государство. Державу, с которой в мире считались. А тот, кто не верил в могущество советских людей, в сорок пятом получил своим же салом по мусалам…
«Южанка», как могла, на своих страницах рассказывала о происходящем в нашей области. И сейчас это — драгоценные факты истории.
Людмила Ковалева
Автор благодарит за помощь в подготовке этой публикации Х. Кичкембаеву, сотрудницу Государственного архива Туркестанской области, и Е. Тимофееву, сотрудницу Государственного архива общественно-политической истории Туркестанской области, за помощь в подготовке этой публикации.
В нашем Telegram-канале много интересного, важные и новые события. Наш Instagram. Подписывайтесь!