Первой постановкой 2008 года, которую представил зрителям Шымкентский городской театр оперы и балета, была концертная программа, сотканная из эпизодов казахских национальных опер, под названием «Інжу-Маржан», премьеру которой посетил Первый Президент Казахстана Н. Назарбаев. Идея открытия театра принадлежала У. Шукееву, бывшему в то время акимом Южно-Казахстанской области воплотившему в жизнь пожелания жителей Шымкента.
Наш шымкентский — самый молодой среди оперных театров страны, но уже имеет все шансы стать ведущей оперной сценой.
К десятилетнему юбилею театр имел в репертуаре уже 16 постановок. Карантинные меры в период пандемии могли привести к творческому кризису, но по велению судьбы в жизни театра произошли большие перемены.
В январе 2021 года директором театра стала известная казахстанская оперная певица, заслуженная артистка РК, лауреат Государственной премии М. Мұхамедқызы. Причем не только руководителем, но и идейным вдохновителем, который принес с собой новые сценические идеи и молодые голоса.
Сейчас в репертуаре театра 26 спектаклей, среди которых известные отечественные и зарубежные оперы.
Самым значимым событием в истории казахстанского оперного искусства является постановка «Домалақ ана» Т. Жармукамета. Мы гордимся, что такое литературно-музыкальное произведение впервые было поставлено именно в Шымкенте под руководством известного российского оперного режиссера М. Панджавидзе. Образ главной героини в исполнении М. Мұхамедқызы воплощает в себе судьбу поистине святой женщины, гордо вставшей на защиту чести мужа и семьи. С этим спектаклем труппа побывала на гастролях в Алматы, Караганде, выступила на сцене столичного театра оперы и балета. Достойны восхищения и удивления срок и высокий уровень спектакля: всего за полтора месяца артисты шымкентского театра сумели воплотить на сцене историческую драму.
На ура встретили зрители известные постановки, заигравшие новыми красками на современный лад.
Оперы Е. Брусиловского «Қыз Жібек», М. Толебаева «Біржан-Сара», П. Масканья «Сельская честь», Ф. Легара «Веселая вдова», П. Чайковского «Евгений Онегин» и многие другие пользуются у шымкентцев большой популярностью.
Художественным руководителем театра стал Ж. Сейдазимов.
«В театр я пришел в 2008 году в качестве солиста. Потом стал ассистентом режиссера, с апреля 2022-го вступил в должность художественного руководителя театра. Я певец, окончил музыкальный колледж и университет, но профессиональный опыт обрел на сцене театра, — рассказывает Ж. Сейдазимов. — Репертуар достаточно широк, но к Году детей специально были поставлены спектакли для наших юных зрителей. Им понравилась опера Сергея Баневича «Про кашку, кошку и молоко», которую ставил Владимир Акулов. А «Золушка» Джоаккино Россини превзошла ожидания не только детей, но и родителей. Чтобы представить публике это произведение, потребовались большие усилия. Режиссер Алла Симони была приглашена из Италии, а дирижером стал наш соотечественник пианист Темиржан Ержанов, проживающий в Калифорнии. По инициативе нашего директора сейчас мы готовим красивое завершение 2022 года – детский исторический мюзикл «Көк Түрік». Либретто написала Сауле Досжанова, помогал в постановке режиссер Михаил Панджавидзе. Музыкальным сопровождением и аранжировкой занимаются Ренат Гайсин и Галымбек Исманбергенов. Это совершенно новый спектакль, мы очень хотим удивить детей, поэтому представим все в современном формате, начиная от технического оснащения и декораций до самых мелких деталей костюмов. Премьера мюзикла запланирована на 26 декабря».
Работа каждого отдела и каждого сотрудника является неотъемлемой частью успеха театра, без которого не возможна постановка музыкального произведения.
За короткий срок шымкентский театр оперы и балета стремительно ворвался в культурную жизнь страны. Радует жителей города то, что Правительство не оставляет их просьбы без внимания.
В ходе сентябрьской встречи с общественностью третьего мегаполиса Президент страны К. Токаев дал поручение властям построить новое здание театра оперы и балета. Надеемся, что двадцатилетие театр будет праздновать с теплым зрительным залом.
Кто же они, признанные мастера оперной сцены и молодые дарования современного театра?
В оперном искусстве поистине много талантливых музыкантов, солистов, танцоров, о которых можно говорить долго, но мы коротко расскажем о народных любимцах и молодом поколении театра.
А. Скибин и Г. Раскалиева – потрясающий дуэт не только на сцене, но и в жизни. С 2008 года талантливейшая пара радует зрителей своим искусством.
Алексей — выпускник Московского музыкально-педагогического института им. Ипполитова-Иванова, лауреат и дипломант международных конкурсов, обладатель красивого, лирического баритона.
«Моя любимая партия, скорее всего, Жорж Жермон из «Травиаты». Аристократ, которому не чужды эмоциональные порывы. Сама партия очень красивая, да и герой чем-то близок мне по характеру», — рассказал А. Скибин.
Гульжан продолжила семейную династию: отец певицы был известным музыкантом и преподавателем в консерватории. Он долгие годы посвятил работе в шымкентском институте культуры, куда был специально приглашен из Москвы.
Гульжан — выпускница Российской академии музыки им. Гнесиных, лауреат международных конкурсов, обладательница яркого меццо-сопрано, является одной из самых популярных солисток театра.
«Интересной была постановка «Евгения Онегина» Чайковского. Сначала я исполняла партию Ольги, а сейчас (у нас две взрослые дочки) мне нравится партия мамы. Еще одна любимая роль — Кармен из оперы Жоржа Бизе «Кармен». Запоминающаяся партия Маддалены из «Риголетто» Джузеппе Верди, очень яркая роль, интересная музыка и постановка. Прошлый театральный сезон мы закончили блестящей постановкой оперы Джоаккино Россини «Золушка», где я исполняла главную роль», — рассказала Г. Раскалиева.
В репертуаре Маргариты классические и городские романсы, казахские, русские, украинские, немецкие, польские, еврейские народные песни.
О своем творчестве Маргарита рассказала: «Самая запоминающаяся роль — Адина из «Любовного напитка» Гаэтано Доницетти. Захватывающий сюжет и прекрасная мелодия. Мечтаю спеть партию мадам Баттерфляй Джакомо Пуччини или Аиды Джузеппе Верди».
А. Канатбек — ведущий солист театра, обладатель яркого баритона, на счету которого больше десятка ролей. В театре служит пять лет, в его репертуаре партии Бекежана из оперы «Қыз Жібек» Е. Брусиловского, Алеко — из одноименной оперы С. Рахманинова и многие другие.
«Мне очень нравится роль Бекежана. Серьезная партия, и образ сам по себе сложный, со своей харизмой и драмой, с внутренней силой, такой мощной, что каждый взгляд, каждое слово попадают точно в цель», — поделился впечатлениями Айбек.
Н. Зкруллаев — лауреат международных и республиканских конкурсов, солист театра оперы и балета, ученик заслуженного деятеля РК А. Желтыргузова. Пришел в театр в 2019 году, но уже успел себя зарекомендовать как серьезный артист. За три года успешно исполнил девять партий.
«Не могу назвать любимую роль, ко всем подхожу ответственно, готовлюсь и исполняю с удовольствием. Одна из самых больших ролей – Сильвио из оперы «Паяцы» Руджеро Леонкавалло. Творческих планов очень много, мечтаю о сольном концерте и главных ролях. Для артиста очень важно обладать настойчивостью, дисциплиной и отменным здоровьем», — сказал Нематилло.
Р. Жеткербаев получил образование в Алматы, учился у выдающихся мэтров оперного искусства. Но так совпало, что окончание университета пришлось на период пандемии. Выпускники театрального института остались без работы, и Роберт вернулся домой в родной Ленгер. Вскоре молодой артист все-таки решил попробовать себя в театре, но первый блин оказался комом.
«Первую роль сыграл не очень хорошо. После этого был неприятный осадок в душе, подумывал уйти из театра. Однажды на лестнице увидел впервые Майру Мұхамедқызы, и все внутри перевернулось. Возможно, ее созидающая аура повлияла на меня — появились силы и желание работать дальше. Потом нам сказали, что Майра Мұхамедқызы будет директором театра, все очень обрадовались. С момента появления в театре она поддерживает артистов, окружает заботой, приходит на репетиции, советует и подсказывает. Она вселила в нас уверенность, что мы на правильном пути. Для меня большая честь играть с опытными артистами на одной сцене. Мы, молодые, быстро учимся, стараемся не подводить коллег по цеху. Мои первые роли были в опере «Қыз Жібек», «Домалақ ана». Главная роль — в детском мюзикле «Көк Түрік». Постараюсь сыграть на все сто», — рассказал Роберт.
Шымкентский театр оперы и балета, по мнению профессионалов и публики, считается одним из лучших музыкальных коллективов страны. Впереди у артистов, надеемся, много профессиональных наград и ярких постановок.
Гульжамал Муканова
В нашем Telegram-канале много интересного, важные и новые события. Наш Instagram. Подписывайтесь!