В рамках продвижения программной статьи Президента Н. Назарбаева «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» Шымкент недавно посетила писатель, автор книг «Шуакты кундер» и «Бабалар аманаты» сноха Бауыржана Момышулы Зейнеп Аскеркызы Ахметова. На встрече с представителями интеллигенции и молодежью она рассказала много интересных случаев из своей жизни в семье легендарного свекра.
Девяностолетний поклонник творчества
Собираясь на встречу, я вспомнил событие тридцатилетней давности. Будучи студентом последнего курса, прочел книгу «Шуакты кундер», которая мне очень понравилась. В ней З. Ахметова написала о свекре Б. Момышулы и своей непростой жизни в его доме. В книге много поучительного, народного, много исконно казахских традиций воспитания. И, конечно же, неповторимый твердый и справедливый характер свекра. Читатель узнает новые черты Б. Момышулы, о которых не прочтешь ни в одной другой книге или воспоминаниях. Потому что З. Ахметова жила с ним рядом и вела дневник.
Тогда я сохранил эту книгу и в одну из поездок подарил своему девяностолетнему тестю. Он был очень работящим, а между делом читал книги. Часто выезжал в поле на велосипеде, чтобы пасти своих овец и коров, а там с удовольствием читал.
В ту поездку мы с супругой гостили два дня. Я заметил, что тесть не расставался с книгой, читал даже ночью. Потом очень благодарил за подарок, рассказал, как тронут правдивым описанием жизни народного героя. «Настоящая казахская келин. Столько пережила, но всегда училась на ошибках. Нелегко быть келин человека масштаба и характера Момышулы. Это очень стойкая и мудрая женщина, она прославится своим творчеством, возрождением национальных корней воспитания в семье», — говорил тогда тесть.
Забытые традиции
На встрече, слушая З. Ахметову, убедился в правильности слов покойного тестя. Она действительно прославилась своими книгами, воспоминаниями и выступлениями о нравственном воспитании, об отношениях в казахских семьях и о забытых традициях.
Вот, к примеру, цитаты из ее слов на встрече:
«Все достойные качества у человека появляются с употребления молозива в первые дни после рождения».
«У беременных женщин должна быть привередливость в еде. Если вовремя не достать что она хочет, то малыш рождается слабым, болезненным. К сожалению, сейчас мало кто из беременных женщин испытывает привередливость в еде. В народе бывали случаи, когда женщина в положении вдруг хотела попробовать сердце волка, печень медведя или почки тигра. Когда удовлетворяли такие прихоти женщин, рождались настоящие батыры, мудрецы или правители».
«У казахов при рождении сына плаценту полоскали водой, сушили, заворачивали в белую материю и закапывали за тридевять земель, чтобы он стал хозяином своей земли, защищал ее, не подпускал врага. Сейчас так не поступают, и никто не знает, что делается с плацентой».
«Остаток пуповины мальчика наши предки закапывали под порогом, чтобы он в своей жизни оберегал свой дом, родственников. А остаток пуповины девочки закапывали у очага, чтобы она была хорошей хозяйкой, жила в достатке. Отсюда традиционные запреты наступать на порог или на место возле очага».
Таких цитат можно привести немало. З. Ахметова много внимания уделяет воспитанию нынешней молодежи, ее отношению к религии.
— Многие молодые люди оторваны от своих обычаев, — говорит она. — Нам нужна государственная программа именно в плане воспитания и возрождения казахских традиций. Да, много открывается школ с казахским языком обучения, но самое главное — качество и внутреннее содержание. Мы нуждаемся в народной педагогике. Все передается с молоком матери. Родители воспитывали нас с колыбели одной лишь фразой «Ұят болады!» (Стыдно будет). Хотелось бы обратить внимание и на девушек, одетых в черное. По казахской традиции в черное облачались только вдовы. Нужно одеваться в соответствии с устоявшимися традициями. Это не означает, что казахи были далеки от религии. Напротив, все обряды казахов связаны с исламом. У казахов есть выражения: «Без ведома Творца не обломается и веточка», «Бойся того, кто не боится Всевышнего». Этих слов достаточно, чтобы понять, насколько близки мы к Богу.
Утаила события
З. Ахметова рассказала, как писала по вечерам. А когда составляла книги, то утаила немало событий. Однажды в дом пришла незнакомая ей женщина. Б. Момышулы принял ее, они беседовали. А Зейнеп обслуживала, наливала чай. Тогда свекор сказал ей: «Выйди». Наверное, у них был свой разговор. З. Ахметова встала, чтобы выйти, но споткнулась и упала. Ноги запутались в подоле, и она не сразу смогла встать. А когда свекор крикнул ей: «Вон отсюда!» — пулей вылетела из комнаты.
В другой раз пришел незнакомец. Рассказал, какого рода сам, какого рода его мать. З. Ахметова сообщила свекру о просьбе незнакомца принять его. Б. Момышулы сказал: «Пусть войдет». По обычаю свекор не отпускал всякого прежде, чем напоит чаем. Поэтому З. Ахметова ушла на кухню готовить дастархан. Вдруг она слышит громкий возглас свекра: «Дурак! Разве мужчина сплетничает?!» З. Ахметова вышла в коридор. Тут незнакомец пролетает, она ему напоминает о чае. А тот ей: «Какой чай?» Судорожно натягивает обувь. Вторичный крик из комнаты: «Вон отсюда, дурак!» — и он босиком, с обувью в руках летит на площадку. Тут только Зейнеп заметила, что и она невольно от испуга тоже оказалась на площадке в одной тапочке, другая застряла у порога. Этот случай показывает, насколько Бауке не любил сплетников и доброхотов.
Эти истории она не включила в свои книги.
З. Ахметова считает, что ни один из писателей не смог описать глаза Б. Момышулы. «Он заставлял меня смотреть прямо в глаза. Мне это удавалось с большим усилием. В его глазах горело пламя», — говорит она.
Зейнеп Аскеркызы благодарна своему свекру за то, что он воспитал в ней настоящую казахскую келин.