Прошли, прошли вы, дни очарованья!
Подобных вам уж сердцу не найти!
Ваш след в одной тоске воспоминанья!
Ах! Не смогу совсем вас позабыть!
Не считая последней, «подправленной» (с вашего позволения) автором, строки, романс «Воспоминание» на стихи В. Жуковского как нельзя лучше передает те чувства и ощущения, с которыми поклонники «Казахской романсиады» живут вот уже ни много ни мало 20 лет! От конкурса к конкурсу, от осени к осени, от романса к его Величеству романсу…
Еще в прошлом году, проведя в Шымкенте ХIХ региональную, члены жюри и организаторы в унисон пообещали, что следующая ХХ, юбилейная, «Казахская романсиада», будет особенной, запоминающейся, не похожей на остальные. Слово свое сдержали. Специально к юбилею было решено пригласить победителей предыдущих конкурсов, ныне уже известных артистов и солистов, для которых «Казахская романсиада» сыграла немаловажную роль в музыкальной карьере. Вторая особенность — в месте проведения гала-концерта. Впервые он прошел на самой большой сцене области — в концертном зале Дворца «Туркестан», куда насладиться прелестью романсов пришло около 1300 зрителей, что примерно в три раза больше обычного! Это безусловный рекорд за 20 лет проведения конкурса и неопровержимое доказательство его востребованности. Впрочем, о гала-концерте чуть позже. А вот множество других особенностей, подмеченных автором за два дня конкурса, были явно не по сценарию. Но каждая из них внесла свою лепту в то, чтобы сделать юбилейный праздник душевного романса поистине прекрасным и незабываемым.
Ах, эти женские глаза… И голоса! И голоса!
Первые сюрпризы начались со списка участников. Нет, речь не об их количестве – 45 (именно столько было принято заявок) –абсолютно среднестатистическая цифра для нашего конкурса. Дело в том, что почти половина из них, если быть точнее, 20 оказались представительницами прекрасного пола! Такого давненько не было. А ведь мы уже начали бить тревогу, что «романсиада» теряет свой женский облик, и среди фраков и смокингов все реже мелькают пышные платья, а баритоны с тенорами напрочь заглушили колоратурное и меццо-сопрано. А тут такое чудо! Только Кызылорда преподнесла подарок в виде семи молодых и талантливых вокалисток. Ну и пусть до финала дойдет лишь одна – А. Койшыгара, зато очень достойно, заняв первое место в категории «Казахский романс» за проникновенное исполнение «Сүйген сәулем» Б. Байкадамова. Мужская делегация из Узбекистана в этом году также была слегка «разбавлена» прекрасной половиной человечества. И не напрасно: М. Базарова дойдет до второй премии в категории «Русский романс», а М. Алижонова и Б. Маткаримова будут удостоены номинации «За преданность романсу». Еще одну милую юную особу – 16-летнюю К. Нажмеддинову из Астаны — невозможно было обойти вниманием. Во-первых, ей выпала честь выступать под номером один. Она прошла этот экзамен достойно, заняв в итоге третье почетное место в категории «Казахский романс». А во-вторых, мы помним ее как учащуюся нашей шымкентской музыкальной школы и обладательницу Гран-при детской романсиады в 2015 году. Тем приятнее было наблюдать, как всего за два года Карина выросла в профессиональном плане и весьма достойно выглядела на фоне соперников уже во взрослом конкурсе.
Ну и в продолжение женской темы еще один сюрприз. То ли оказавшись в многочисленном плену очаровательных милых дам, то ли в виде юбилейного исключения, но в этом году членами жюри было принято решение выдвинуть на номинацию «Мисс романсиада» не одну, а сразу двух участниц. Ее по праву получили А. Мельникова (Шымкент) и Д. Алтиева (Бишкек).
Молодость зелена, но так талантлива и искренна!
А что же мужская половина «романсиадников»? Оказалось, удивила не меньше, в особенности председателя жюри, заслуженную артистку России Г. Преображенскую: «Конкурс юбилейный получился не такой как всегда. В предыдущие годы среди участников у нас преобладали тенора. В этом году, и это редкость среди подобных конкурсов вообще, было много отличных баритонов и басов, хотя исполнители – совсем еще юные мальчишки. Это, так сказать, тональное отличие нынешней романсиады от предыдущих. Что меня еще безмерно порадовало, так это возраст участников: процентов 65 от общего количества – от 16 до 19 лет. То есть «зелень», казалось бы, но такая осмысленная, такая внятная! Не просто исполняют то, что разучили, они – настоящие молодые артисты, вживающиеся в роль и играющие мини-спектакль. Честно, я была в полной растерянности: как же мы будем выбирать лучшего среди всех этих молодых, задорных, талантливых? Вспоминаю, когда я только начинала этот конкурс в Москве, мне все твердили: романсы — это старушечий удел, интересны только тем, кому за 40. И сегодня я смотрю на весь этот молодняк и радуюсь. Они не просто поют, они погружаются всем сердцем в сложнейший музыкальный жанр – источник самого чистого языка, самого искреннего проявления человеческой души, не поддаваясь той небрежности, грязи, нечистоплотности, лживости, чем нынче наполнен современный мир популярной музыки. Посмотрите, как они держатся на сцене, как играют эмоциями, вживаясь в каждую строчку произведения, как они одеваются элегантно! Молодость и искренность – это и есть олицетворение нашего сегодняшнего романса».
И правда. Исполняя проникновенные и совсем недетские произведения классиков, участники на сцене казались старше своих лет. А за кулисами это были обычные мальчишки и девчонки со свойственными их возрасту волнением и непосредственностью. Вот 19-летняя У. Кабылкайыр из Астаны отказывается от интервью, пока не выступит: суеверна. А у Б. Баходырова из Ташкента никак не получается шепотом спросить у концертмейстера, какой номер нынче выступает. Данный ему от природы шикарный бас-баритон эхом разносится по предкулисной комнате. Это он еще петь не начал! Другой участник из Намангана С. Абдурахимов – красивый, статный, но белый как стена: неважно себя чувствует, накануне получил пищевое отравление. Но на сцене исполнители обязаны забыть про все волнения, болезни и проблемы. Второго шанса покорить жюри не представится. И они покоряют. Астанчанка Улжан удостоится второй премии в категории «Русский романс», Бахтиер – третьей, а Султанбек, несмотря на недомогание, так чисто и безупречно выдаст Рахманинова «Не пой, красавица, при мне», что при обсуждении жюри будет вынуждено отдать ему высшую награду. Его опередит лишь один участник. И это, пожалуй, станет самым главным сюрпризом юбилейной романсиады. Обладателем Гран-при выбран наш солист Южно-Казахстанского областного театра оперы и балета Б. Садыков! Лучшего подарка шымкентским поклонникам и не придумаешь!
Медаль, поздравления и… день рождения!
И сейчас самое время перенестись в огромный и шикарный зал Дворца «Туркестан», где под звуки полонеза зрителей со сцены уже приветствуют на гала-концерте Г. Преображенская, ее неизменный соведущий и директор «Казахской романсиады» А. Скибин, а также организаторы конкурса – директор-главный редактор газеты «Южный Казахстан» М. Лимаренко и идейный вдохновитель конкурса, почетный гражданин Шымкента Ю. Кирюхин. Небольшое официальное вступление – без него никуда, особенно в юбилейный год.
Галина Сергеевна зачитывает благодарственное письмо от министра правительства Москвы, руководителя департамента культуры российской столицы А. Кибовского, в котором тот подчеркивает, что проведение «Казахской романсиады» в течение 20 лет подряд подтверждает значимость этого события в укреплении культурных и духовных связей людей разных национальностей, влюбленных в романс. Марина Лимаренко, в свою очередь, от имени оргкомитета благодарит акима ЮКО Ж. Туймебаева за огромную ежегодную поддержку в проведении романсиады. А также делится со зрителями замечательной новостью. Накануне гала-концерта от имени руководства области Г. Преображенской была вручена медаль за особый вклад в развитие Южно-Казахстанской области. Сказать, заслуженно – ничего не сказать. Аплодисменты и еще раз аплодисменты!
И вот теперь начинается долгожданное волшебство, сотканное из лучших голосов и любимейших романсов. На сцену, по традиционному импровизированному «преображенсковскому» сценарию, выходят дипломанты и победители ХХ Регионального открытого конкурса «Казахская романсиада». Осыпанные щедрыми комплиментами и бурными овациями, они в ответ дарят зрителям потрясающе чистое исполнение конкурсных произведений. Казалось бы, все как всегда. Но сюрпризы на гала-концерте сыпались как из рога изобилия. Так, оказалось, что в этот день у ведущего концертмейстера Международного московского конкурса «Романсиада», неизменного спутника Г. Преображенской, вот уже много лет сопровождающего ее в Шымкенте, обворожительной и суперпрофессиональной О. Петриченко день рождения. Поздравить ее вышли коллеги, аккомпаниаторы наших конкурсантов, а в благодарность — ее блестяще исполненный Шопен. Еще одним подарком шымкентским зрителям стало выступление гостя из Улан-Удэ (Монголия), лауреата московской «Романсиады» Э. Тувшинжаргала. Позже в интервью «ЮК» он признается, что приглашение принял с преогромнейшим удовольствием: «Я впервые в вашей стране, но чувствую себя как дома, в Монголии. В Питере моя азиатская внешность сразу бросается в глаза среди коллег, а здесь все, как родные» (смеется).
С удовольствием зал встретил трио «соловьев», некогда победительниц «Казахской романсиады», а ныне ведущих солисток театров – Б. Енкебаеву, К. Абдушарипову и А. Азатову, и обладателя Гран-при 2012 года Э. Сакавова. Ну и как же без традиционного «сапарбаевского» букета роз Галине Сергеевне и серебряной ручки самому молодому участнику конкурса от заместителя председателя Россотрудничества, консула генерального консульства РФ в Алматы И. Переверзевой.
От Бекзода к Бегзоту
А то, что происходило дальше, походило на иронию судьбы. Когда на сцену вызвали победителей прошлогодней романсиады Б. Давронова и нынешней нашего Б. Садыкова, вдруг выяснилось, что зовут-то их почти одинаково! С разницей лишь в несколько букв. Более того, они и дорогу к победе себе пробили одним и тем же романсом – «Эй, ямщик, гони-ка к «Яру» А. Юрьева. На этот счет Галина Преображенская тонко пошутила, мол, какой же азиат без романса про лошадь. А затем, повернувшись к Бегзоту, вполне серьезно добавила: «В Москве «ямщика» мне не пой! Неужели других романсов не знаете?» Знают, Галина Сергеевна, знают, так и хотелось добавить, но продолжают петь одни и те же удобные для себя вещи, максимально раскрывающие весь диапазон голоса. И каждый раз обязательно находится романс-лидер. В этом году им стал «Не пой, красавица, при мне» С. Рахманинова. Его исполнили аж пять раз! Среди казахских романсов лидировал «Из травы я взлетела» Г. Жубановой, спетый тремя участниками. Кстати, именно 90-летию этого выдающегося казахского композитора и педагога и была посвящена в этом году категория «Казахский романс». Тем выигрышнее оказался выбор ее произведений исполнителями.
Победители оглашены, призы и дипломы розданы. Осталось соблюсти еще одну традицию «Казахской романсиады» и вызвать для исполнения общей прощальной песни всех участников гала-концерта, членов жюри и приглашенных гостей. Но прежде, воспользовавшись удивительным шансом, пожалуй, одним на миллион, Галина Преображенская встанет между двумя Бегзотами и загадает желание: «Чтобы следующий десяток «Казахской романсиады» был спокойным, уверенным, но в то же время новым, каким-то другим. Вопрос, быть ему или не быть, проводить или не проводить, уже не встает. Конкурс капитально врос в местную культурную сферу, став ее огромным достоянием. Теперь остается держать его на ровном плаву, не снижая, а лишь набирая темпы. Это ничуть не проще периода начинаний, как могут многие подумать. А потому сил нам всем еще на долгие годы для сохранения необыкновенного явления под названием «Казахская романсиада»!
Да будет так, Галина Сергеевна! Да будет так!
Редакция газеты «Южный Казахстан» благодарит за помощь в проведении романсиады акимат города Шымкента, авиакомпанию «SCAT», сеть кофейн-кондитерских «Мадлен», сеть кондитерских «Ладушки» и отдел пассажирского транспорта и автомобильных дорог города Шымкента.
О. СИНГУРОВА
Фото С. Исаметова