Наша экспедиция, организованная областным управлением туризма и внешних связей, путешествует по Сузакскому району.
Полупустыня. Абсолютно ровные участки сменяются всхолмлениями с небольшими каменными выходами. И, как чудо, посреди однообразия — яркие пятна тюльпанов. Красные, крупные, но не всем известные тюльпаны Грэйга. Точный вид этих цветов никто из участников экспедиции определить так и не смог. И немудрено, ведь в Южном Казахстане тюльпанов несколько десятков видов.
После короткой фотосессии мы направляемся к виднеющимся на горизонте горам Каратау. По дороге попадается странный объект: посреди полупустыни кто-то воздвиг самое настоящее огородное пугало. Вот только кого оно должно пугать в здешних диких местах? Минуем въездную арку в центр Сузакского района — поселок Чулаккурган. Но не заезжаем в него. Наша цель — горы.
Удивительный Арпаозен
Приближаемся к невысокому живописному массиву Келиншектау. Но о нем — позже. А пока есть иная цель. Нас ожидает встреча с богатейшим духовным наследием пращуров.
Горы Каратау, издревле обживавшиеся человеком, богаты петроглифами. Среди многочисленных писаниц Арпаозен — один из самых многообразных по жанрам и сюжетам рисунков. Здесь найдено более трех тысяч изображений, которые относятся ко II-I тысячелетию до н. э. Специалисты указывают: «Они отражают хозяйственную жизнь племен соответствующей эпохи, а также их религиозные верования, обычаи, традиции, обряды. Встречаются изображения птиц, зверей, животных. Тематика рисунков несет определенную смысловую нагрузку. Так, по мнению ученых, образ верблюда символизирует богатство и силу. На многих скалах высечены сцены охоты на горного козла с собаками, ловля птиц. Встречаются изображения воинов с копьями и дубинами в руках».
Впервые здешние петроглифы были обнаружены в 1972 году М. Кадырбаевым и А. Марьяшевым и обследованы Каратауским отрядом ЮКАЭ в 1974-1975 годы. Наскальные изображения высечены на больших блоках и плитах, сложенных из алеврито-песчаниковых сланцев и сгруппированы по склонам холмов.
Распространенным сюжетом ранних петроглифов являются преследования козлов собаками. Они отличаются своеобразной экспрессией.
Но есть и такие, что понять их смысл крайне трудно, если вообще возможно. Что означает, к примеру, знак «J»? Об этом можно только гадать.
На одной из плит в центре — большой верблюд со спутанными ногами, около двух метров в длину. Рядом другие верблюды и люди в позе преклонения, с поднятыми вверх руками. Возможно, это поклонение верблюду. На плитах урочища запечатлено большое количество лошадей и куланов. Первые изображались на поводу, с седоками и запряженными в колесницы.
Между покрытыми петроглифами плитами цветут кустики горной вишни.Темные камни кажутся чем-то незыблемым. Хрупкие нежные растения живут лишь один миг. Но именно они в союзе с водой и ветром неустанно эти камни дробят. От чего многие изображения покрываются сетью трещин, а то и вовсе исчезают.
Петроглифы раннего железа размещены в нижней части основного ущелья. По-видимому, они были выбиты позднее, когда удобные для изображений плиты в центральной части ущелья были уже заняты более древними петроглифами. Судя по ним, некогда в Каратау водились даже олени.
Археологи отмечают: «В целом в Арпаозене можно выделить три основные группы петроглифов: наиболее древние — эпохи поздней бронзы, сакские и поздние гравюры XVIII-XIX веков. В урочище находилось одно из самых долговременных святилищ, функционировавших на протяжении многих веков». Ну как пройти мимо такой сцены, где двое лучников стреляют в могучего самца горного козла — тека. В охоте участвуют и собаки. Рядом лучник с верблюдами. Это рисунки уже более позднего периода, как и одинокий кулан.
Продолжаем прогулку
Под ногами тюльпан, в котором притаился жук. А рядом, под скальным навесом, — гнездо большого поползня. Твердое, как бетон, оно сделано из скрепленной слюной птицы глины. В качестве украшения перед входом вмурованы панцири жуков, которые служат этой птице добычей. Поползень — небольшая птичка из семейства воробьиных, вес которой не более 55 граммов, — впервые была описана в 1872 году. Биологи отмечают, что гнездо скального поползня — это не просто постройка для вывода птенцов, это самый настоящий и очень крепкий дом, порой достигающий 15 кг, — почти в 500 раз тяжелее самих птиц! Жилище внутри очень мягкое, хорошо утепленное и используется десятки лет. Нам повезло, поскольку его гнезда обычно располагаются в недоступных местах.
Поползень — птица оседлая. Прекрасно лазает по скалам, причем часто вниз головой. Питается насекомыми.
Зачем он украшает их останками вход в гнездо и даже добавляет к ним погадки больших хищных птиц, орнитологи объяснить не могут. Зато уверены, что скальные поползни в современных немногочисленных и узко лимитированных районах своего обитания, к которым они максимально адаптированы, живут уже миллионы лет. И, как отмечает изучавший большого скального поползня многие годы орнитолог В. Колбинцев, его популяция в здешних местах стабильна.
Но вернемся к петроглифам.
Местами на скалах выбиты круги с крестами внутри. Считается, что это солярные символы. Во все времена и на всех континентах люди почитали светило, дающее планете жизнь. Однако есть среди петроглифов Арпаозена и загадочные существа. Вот две двуногие фигуры, почти бесхвостые, но с вытянутыми то ли клювами, то ли мордами. Кто-то из членов экспедиции воскликнул: «Динозавры!» Другой заметил, что это, скорее, кенгуру. Вероятнее всего, это птицы, но какие? По одной версии — дрофы: они на юге самые высокие. По другой — удоды: есть какое-то сходство. Но чем древнего художника привлекли столь мелкие существа?
И вновь солярные символы. Сцены охоты. Верблюды. Горные козлы. Ах, какие горные козлы! В каждом изображении — мощь и скрытая экспрессия. И бегущий верблюд… Какие были мастера! Какое двигало ими вдохновение! Бродить здесь можно часами. Но над хребтом собрались грозные тучи. Пора уезжать.
Прекрасный силуэт Келиншектау
В официальных справочниках указано, что «район урочища Арпаозен находится в двух-трех километрах на северо-восток от Каратау и расположен в створе островерхой, резко выделяющейся причудливой формой на фоне сглаженного Каратау вершины Келиншектау, которая может служить хорошим ориентиром». Вот к этой самой Келиншектау мы и едем, чтобы найти место для ночлега.
По дороге встречаем пару красивых крупных уток. Это огарь, или красная утка. Живут они парами. И порой напоминают не уток, а небольших гусей, особенно в полете. Кормится огарь в основном на суше. А в качестве места для гнезда часто выбирает норы. Так что его можно встретить довольно далеко от водоемов.
Чтобы попасть к подножию Келиншектау, необходимо миновать кордон Каратауского заповедника. Общение с егерем, рекомендательное письмо от управления туризма и внешних связей и, наконец, звонок в дирекцию заповедника, расположенную в Кентау, делают свое дело, и мы следуем выше.
Келиншектау резко выделяется на фоне соседних гор. Здесь более светлые горные породы. Причудливо изломанный гребень. С массой небольших пиков и отвесными склонами. Настоящий рай для скалолазов-экстремалов. И конечно, как и повсюду в Каратау, множество гротов. Два таких грота, как глаза окаменевшего великана, особенно отчетливо видны на обращенном к нам склоне. У подножия горы раскинулась мини-саванна. А вглубь ведут саи — узкие, извилистые, густо заросшие деревьями и кустарниками. Келиншектау невысока. В ней, кажется, и полутора километров над уровнем моря нет. Стоя у ее подножия, ощущаешь, что этот скальный лабиринт хранит немало тайн. Увы, нашему стремлению хоть немного его исследовать помешала погода. Облака начали опускаться на вершины буквально на наших глазах…
Алексей Гончаров
фото автора