Автодороги юга: главное внимание местным

9 Апр 2020 12:30
Количество просмотров: 661

Почти шестьсот километров автомобильных дорог областного значения будет отремонтировано в 2020 году

Основные работы будут вестись на юге области.

Существующая здесь дорожная сеть давно не выдерживает многократно увеличившейся нагрузки за счет прироста населения и нарастающего транзитного транспортного потока.

Работы уже ведутся в Шардаринском районе.

Будет отремонтирован стокилометровый участок Шардара — Арысь. В августе планируется завершить ремонт  на отрезке между поселками Арнасай и Казахстан.

Дальше, на Достык, ремонт завершится в 2021 году. Реконструкция шести мостов здесь уже началась. Работы на автодорогах областного значения взяла под контроль партия «Nur Otan».

Главные — местные

«По поручению акима области Умирзака Шукеева, — рассказал первый заместитель председателя Туркестанского областного филиала партии «Nur Otan» Б. Тажибаев, — основное внимание уделяется улучшению автомобильных дорог южных приграничных районов с большой плотностью населения: Жетысайского, Келесского, Мактааральского и Шардаринского. Сегодняшнее состояние сети автодорог здесь удручающее. В этих районах численность населения достигает семисот тысяч человек. Их жизнь напрямую связана с дорогами. По статистическим данным, из-за плохих трасс за 7 месяцев 2019 года в 117 ДТП погибли 16 человек. Это значит, что реализация национального проекта «Құтты мекен» партии «Nur Otan», направленного на развитие транспортной инфраструктуры, осуществляется не на должном уровне. Пришло время улучшить качество дорог этих стратегически важных районов. Это пожелания населения. Для активизации работы будет усилен партийный контроль в рамках реализации национального проекта «Құтты мекен», принятого на XVIII съезде партии».

В 2019 году на развитие сети автодорог областного и районного значения в стране было выделено более 200 млрд. тенге.

За счет этих средств приступили к реализации 386 проектов: 37 — по строительству дорог, 34 — по реконструкции, 60 — по капитальному и 255 — по среднему ремонту.

Ремонтными работами было охвачено 4617 км. По итогам года доля дорог областного и районного значения в хорошем и удовлетворительном состоянии составила 71 процент.

«В этом году предстоят масштабные работы по реконструкции и ремонту автодорог области, — рассказал директор туркестанского областного филиала Национального центра качества дорожных активов М. Ахметов. — И хотя мы несколько уступаем в объемах лидеру Мангыстауской области, где в прошлом году начаты строительство двух и реконструкция пяти автодорог, сделать предстоит немало.

Всего в 2020 году в республике планируется охватить ремонтными работами более четырех тысяч километров местных автодорог, реализовать 350 проектов и довести долю автодорог местной сети хорошего и удовлетворительного состояния до 75 процентов.
В течение ближайших пяти лет в Казахстане в рамках реализации государственной программы «Нурлы жол» на 2020-2025 годы планируется охватить ремонтными работами более 25 тысяч километров и повысить долю автодорог местного значения в хорошем и удовлетворительном состоянии до 95 процентов.

Предстоят строительство и реконструкция 10 тысяч километров автодорог (в том числе 3,8 тысячи километров — переходящие проекты), капитальный и средний ремонт 11 тысяч километров дорог республиканской сети. Таким образом, доля автодорог республиканского значения в хорошем и удовлетворительном состоянии будет доведена до 100 процентов, а протяженность дорог I и II технических категорий увеличится до 60 процентов.Общий объем финансирования автодорожной отрасли составит 3,5 триллиона тенге.

Это не считая ямочного и среднего ремонта по всей сети автодорог. В нашей области уже проведен ямочный ремонт дороги Жизак — Гагарина — Жетысай — Асыката — Сарыагаш — Жибек жолы, ведутся работы по разметке проезжей части, ремонту и установке дорожных знаков».

Партнерство

Одна из главных задач, обозначенных в госпрограмме, — обеспечить качество строительства, реконструкции, ремонта и применяемых дорожных материалов.

Именно для этих целей в 2019 году было создано РГП «Национальный центр качества дорожных активов», которое проводит экспертизу работ на всех дорогах Казахстана, начиная от республиканских и заканчивая улицами населенных пунктов.

«Программа «Нурлы жол», — говорит руководитель группы общественного мониторинга Б. Исалиев, — предусматривает расширение государственно-частного партнерства в строительстве автодорог. Преимущества объединения на взаимовыгодной основе возможностей государства и частного капитала в увеличении числа создаваемых инфраструктурных проектов, повышении эффективности размещения ресурсов государством, обеспечении сервиса, который не был доступен ранее, активном использовании инновационных решений, прозрачности финансовых потоков, снижении расходов государства и уменьшении бюджетного дефицита, распределении рисков между государством и частным сектором. Для Казахстана, имеющего выгодное географическое положение между Европой и Азией, участие ГЧП в реализации инфраструктурных проектов особенно важно. За последние годы при поддержке международных финансовых институтов были определены основные факторы, способствующие развитию ГЧП: стабильная государственная экономическая политика, эффективное использование законодательства. Первый в нашей стране проект строительства автодороги в рамках ГЧП — большая алматинская кольцевая автомобильная дорога. Следующим, если все пойдет по плану, станет северный обход Сарыагаша в нашей области. Пока под вопросом строительство в этом формате юго-западного обхода Шымкента».

Последствия

В замечательном и перспективном ГЧП есть один нюанс: дороги, построенные с участием частников, по замыслу МИИР, автоматически становятся платными. Иначе никак. Это не считая тех, которые уже построены на бюджетные, или, как говорили при историческом материализме, народные, деньги и будут переведены в категорию платных просто «патамушта». На сегодня в стране есть четыре платные автодороги, итоги работы инициаторов новшества обнадеживают, планы у министерства грандиозные.

«По итогам прошлого года, — сообщил М. Ахметов, — сборы по действующим четырем платным участкам — Нур-Султан — Щучинск, Нур-Султан — Темиртау, Алматы — Хоргос и Алматы — Капшагай — составили 5,4 миллиарда тенге.

Из них 3,8 миллиарда тенге были направлены на содержание этих автомобильных дорог, 1,6 миллиарда тенге — на обслуживание системы взимания платы.

В сравнении с аналогичным периодом 2018 года платные участки принесли в 3,5 раза больше средств. Тогда платной была только автодорога Нур-Султан — Щучинск, которая ежегодно зарабатывала 1,5 миллиарда тенге. Сегодня протяженность платных участков в стране составляет 682 километра.

В декабре прошлого года по итогам инвестиционного конкурса был подписан документ с компанией на устройство и обслуживание системы взимания платы на 11 тысяч километров. Согласно договору, уже в этом году планируется запуск системы взимания платы на реконструированных участках протяженностью 5,7 тысячи километров. На остальных 5,3 тысячи километров планируется внедрить платность до 2024 года после завершения работ по реконструкции.

Система исключит ежегодное выделение бюджетных средств на содержание платных дорог.

Таким образом, содержание и обслуживание будет обеспечено за счет собранных средств».

Обращает на себя внимание редкая, даже по отечественным меркам, эффективность системы взимания платы, которая на обслуживание себя любимой тратит пятую(!) часть собранных денег. Кроме исключения ежегодного выделения бюджетных средств на содержание автодорог, она практически полностью ликвидирует в нашей стране бесплатные автомагистрали. Что — вместе со ставшим национальной традицией ростом штрафов — автовладельцев в отличие от чиновников МИИР почему-то не радует. К сожалению, ближайшей в очереди на введение платного проезда автодорогой вполне может оказаться трасса Шымкент — Ташкент.

Игорь Лунин

В нашем Telegram-канале  много интересного, важные и новые события. Наш Instagram. Подписывайтесь!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *