Большая экскурсия по Шымкенту

27 Дек 2018

В одной из бесед с руководителем Шымкентского городского управления туризма и внешних связей Т. Ахметовым он посетовал на то, что не хватает грамотных экскурсионных пособий по Шымкенту. И попросил меня обратить на это внимание. Вот предлагаю свой вариант «шпаргалки» для гидов, где рассказываю о нашем любимом городе.

Картина А. Гейнса.

Город, омытый дождями столетий

Для того чтобы представить себе древние эпохи, охватывающие историю Шымкента, нужно заглянуть в глубину веков и понять причину появления первых поселений наших предков именно здесь — на благословенной земле междуречья Бадама и Арыси…

Вот что писал о тех далеких временах известный шымкентский журналист и краевед А. Гончаров: «Из исторически известных нам племен в районе Шымкента первыми поселились андроновцы, искусно изготавливавшие бронзовые орудия. Именно их многие историки сейчас отождествляют с легендарными ариями. Неподалеку от города немало сакских курганов, относящихся к середине первого тысячелетия до нашей эры, а прекрасный сакский кинжал-акинак был найден прямо на территории Шымкента. На рубеже первого тысячелетия до нашей эры и первого тысячелетия нашей эры здешние земли занимало могущественное племенное объединение кангюй. Именно тогда и возникло селение, которому впоследствии суждено было стать прекрасным городом. Мощность культурных слоев на городище Шымкент составляет 14 метров, и в них была обнаружена керамика II века до нашей эры. Это сделанные на гончарном круге чаши, корчаги, цилиндрические сосуды и «бокалы». Они аналогичны тем, что найдены на древнем городище Афрасиаб в Самарканде, и типичны именно для городских центров. (Здесь можно упомянуть и две золотые пластины, которые соответствуют тому периоду — Авт.) Историки, детально проработав карту и записки китайского монаха-путешественника Сыма Цяня от 629 года, пришли к выводу, что в ту пору город назывался Неджикет, что в переводе с арабского Новый город. Характерно, что в древности одни из ворот Испиджаба (Сайрама — Авт.) назывались неджикетскими, а впоследствии они же стали называться чимкентскими. Археологи проследили некоторые этапы развития города. Так, в слоях VIII-IX веков обнаружены следы разрушений и пожаров, связанных с арабским нашествием. А в X-XII веках площадь города увеличивается до 30 га, это было время мирного господства караханидов…»

Великий Шелковый путь

Мало кто сегодня может начертать примерные параметры всех маршрутов Великого Шелкового пути. Поэтому, суммируя известную мне информацию, попытаюсь описать их.

Не будем касаться тех путей, что шли через Афганистан и Пакистан или через Иссык-Куль в Ферганскую долину. Остановимся на Великом Шелковом пути именно на территории Южного Казахстана. Разделение на южный и северный пути здесь происходило дважды. Сначала в Таразе. Оттуда часть караванов уходила через Сузак в сторону Кумкента (северный путь) и выходила к Жана-Коргану. Далее вдоль Сырдарьи доходила до Арала, огибала его, выходила к Каспийскому морю, через Сайрайчик и Астрахань уходила в Крым. Там грузилась на корабли — и в Венецию.

Другие караваны уходили в сторону Сайрама, пересекали хребет Казыгурт в районе Султан-рабата и Майбулака, потом выходили к Жанабазару, далее — до Сарапханы (недавно этот поселок, на месте которого стоял древний караван-сарай, переименовали из Шарапхана (винный погреб) в Сарапхану (сортировочная). Здесь и происходило второе разделение: часть караванов уходила в сторону Сюткента, Отырара, Туркестана, Саурана и в районе Жана-Коргана вливалась вновь в северный маршрут.

Прочие караваны шли через Самарканд, Бухару, Ургенч, Хиву и далее в иранский Хорасан (южный путь), огибали Каспий с южной части и выходили на современный турецкий берег Средиземного моря, где грузились на корабли — и в Венецию.

Не знаю, может, я и не совсем прав, но уверен в одном: этот торговый путь — самое настоящее чудо логистики в истории человечества, потому что благодаря ему появились сотни городов, в том числе Сайрам и Шымкент, которые и поныне находятся на самом что ни на есть магистральном направлении исторического «нового пояса» Великого Шелкового пути.

С начала ХХІ века с целью определения точного возраста Шымкента на историческом городище было проведено несколько этапов археологических раскопок, по итогам которых состоялись две крупные международные конференции с привлечением известных ученых-историков из Казахстана, Канады, Бельгии, России и Узбекистана. На цитадели пробурили шурф 17-метровой глубины, который дал артефакты, подтверждающие, что первое постоянное поселение на этом месте действительно появилось около 2200 лет назад во времена расцвета государства Кангюй.

Зарождение города именно в этом оазисе обусловлено наличием у подножия крепостного вала прекрасной родниковой реки Кошкараты, которая начинается в двух километрах выше от городища. Недалеко от истоков имеется мавзолей святого Кошкар-аты, время жизни которого, исходя из некоторых легенд, можно соотнести к периоду деятельности Ходжи Ахмета Ясави. Мавзолей Кошкар-аты — перенесенный в 60-70 годов ХХ века новодел, воссозданный в том числе из материала старого мавзолея, который существовал много ранее прямо возле самого истока реки.

Вот тут мы должны сделать еще одно отступление от основной нити разговора и еще раз вернуться на несколько веков назад. В Туркестанской области и городе Шымкенте, по официальному списку, около 1300 объектов исторического, архитектурного, религиозного и природного значения, которые могут заинтересовать ваших гостей. Особенно те объекты, которые касаются религиозной тематики, то есть святых мест. В 714 году войска арабского халифата во главе с небезызвестным Кутейбой впервые вошли на территорию современного Казахстана и подошли к оазису Испиджаб (территория, в которую входили окрестности горы Казыгурт, Сайрам и Шымкент). Местные жители, особенно кочевые тюркские племена, не захотели отказываться от своих старых верований, и начались так называемые исламские войны. В этих сражениях погибли некоторые наши современные святые — Абдель Азиз баб (поселок Сайрам), Укаша-ата (г. Кентау), и появились такие исторические объекты, как городище Сидак (Туркестан), которое, по мнению археологов, было сожжено дотла именно во время арабской военной экспансии.

Поняв, что силой оружия тюрков (а это были времена тюргешей и карлуков) не заставить принять ислам, халифат начинает экспансию миссионерскую. С середины VIII до конца XI века здесь появляются наши арабско-персидские святые-миссионеры: Исхак баб (Баб-ата, Сузакский район), Жылак-ата (Толебийский район), Арыстан баб (Отрарский район) и другие. Они проповедовали в основном ислам суфийского толка, организующим центром которого уже стали Самарканд и Бухара. Благодаря их деятельности некоторые тюркские вожди добровольно принимают ислам, и у нас появляются первые тюркские мусульманские святыни. Ярким образцом коих являются Баба Тукти Шашты Азиз в Сузакском районе и Байдибек-ата в одноименном районе. В X и XIІ веках, особенно во времена хорезмшахов, появляются первые проповедники суфизма — тюрки по происхождению. Самые известные из них — Ходжа Ахмет Ясави, его современники и ученики: Акбура, Карабура, Кошкар-ата, Исмаил-ата и многие другие. Все они вместе взятые заложили фундамент так называемого казахского традиционного ислама, глубоко почитающего дух предков — аруақ…

Испиджаб? Сайрам? Шымкент!

Ибрагим ата.

Когда-то он был центром огромного оазиса. Хотя многие уважаемые историки расходятся во мнении: Испиджаб — это город или регион? Все же более весомо звучит точка зрения, что это регион. С главным городом Сайрамом.

Средневековый историк Али Йезди в своей книге «Зафар наме» пишет, что Тамерлан нашел свои военные обозы в 1366 году, во время первого моголистанского похода, возле селения Шемеген (Шымкент) недалеко от города Сайрама.

Нынешний же Сайрам — это микрорайон Шымкента с населением около 30 тысяч человек. Но свои исторические очертания он сохранил. Тому свидетельство — реконструированные главные ворота города, вправо и влево от которых уходит склон крепостного вала.

Когда вы посещаете этот микрорайон, нужно помнить, что у нас на юге в Отраре 30 святых, в Туркестане — 10 тысяч, а в Сайраме их бесчисленное множество! И все же некоторые из них более знаковые. Например, мавзолей Карашаш-ана. Считается, что первоначальный некрополь над могилой матери шейха Ахмета Ясави был построен, скорее всего, в середине ХІІ века. Однако позже он был несколько раз перестроен, и в том виде, в котором дошел до нас, сформировался, возможно, уже в конце XVIIІ века.

Интересен также мавзолей Абдель Азиз баб, достроенный в окончательном виде в конце XVI века. Очень близка к истине версия, что этот святой был знаменосцем передового арабского отряда, который распространял здесь влияние халифата в VIII веке. И погиб он от рук неверных тюрков-карлуков или тюргешей, которые продолжали поклоняться своему Тенгри. Затем ислам все же победил, и Абдель Азиз баб был возведен в ранг шахидов, а позже стал и вовсе святым.

Но наиболее важен, с духовной точки зрения, мавзолей Ибрагима-ата — отца великого шейха Ахмета Ясави. Этот мавзолей довольно «молод». После многих его реконструкций и реставраций можно с уверенностью отнести этот архитектурный памятник к периоду стыка XVIII-XIX веков. Хотя какие-то элементы более древних веков сохранились практически во всех мавзолеях Сайрама.

Карашаш ана.

С конца XVIII века за владение Шымкентом вели борьбу Кокандское ханство и Бухарский эмират. В 1810-1864 годах город представлял собой кокандский военный лагерь-крепость с многочисленным войском и резиденцией наместника хана. В 1821 году казахский султан Тентек-торе возглавил восстание против Коканда. Войска повстанцев взяли штурмом Сайрам и Шымкент, однако прибывшие из Ферганской долины крупные силы противника после нескольких сражений подавили восстание…

В 1864 году российские экспедиционные войска отбили Шымкент у кокандцев. Отряды будущего Туркестанского генерал-губернатора, в то время полковника Черняева, проникли в считавшуюся неприступной крепость по водопроводу, через сводчатое отверстие в стене крепости. Деморализованный кокандский гарнизон почти не оказал сопротивления…

Краевед А. Гончаров рассказывает о развитии города в этот период кратко и емко: «В 80-ых годах XIX века на улицах Шымкента появились керосиновые фонари, стали строиться кирпичные тротуары. При этом в небольшом городке было целых три общественных сада, один из которых — «соборный» — существует до сих пор и называется «Кен-баба». В 1868 году в Чимкенте появился первый лазарет, в 1873 году — телеграф. В 1875 году в городе открылось первое учебное заведение (ныне — СШ №8 им. М. Дулати). В 1900-ом — первая библиотека (ныне — им. А. С. Пушкина). К 1910 году население города увеличилось до 15940 человек.

Мирали баб.

В 1924 году после размежевания республик Средней Азии Чимкент становится губернским городом и входит в состав Казахской АССР. Тогда же начинается капитальное строительство административных зданий. В 1930 году появляется здание почтамта, существующее и поныне. Площадь города составляет 5 тыс. га, а население возрастает до 50 тысяч. В январе 1934 года запускается крупнейший в СССР свинцовый завод, который выдает более половины свинца всей огромной страны. Возникают новые городские районы: Янгишахар и свинцовый поселок. С тех времен до нас дошли Дом социалистического земледелия, построенный в 1936 году (ныне городское управление образования), обком ВКПб, построенный в 1938 году (ныне это поликлиника областной больницы). В 1941 году население Чимкента составляет уже 74 тыс. жителей, в городе запускаются масложиркомбинат, чулочная и зеркальная фабрики.

В годы войны город принял более 10 тысяч эвакуированных с оккупированных территорий. Здесь располагались госпитали, о чем свидетельствуют сейчас мемориальные доски на зданиях. Умерших от ран хоронили на специальном военном кладбище. Именно Чимкентский свинцовый завод дал 70 процентов металла, из которого отливались пули. В город было эвакуировано несколько промышленных предприятий, 16 детских домов, Академия архитектуры СССР и другие учреждения. Здесь формировались воинские части (в том числе и 102-ая стрелковая дивизия, трагически погибшая летом 1942 года под Харьковом — Авт.)».

Мечеть Жами в Старом городе.

После Великой Отечественной войны начинается новый активный рост города. В 1959 году в Шымкенте заработал цементный завод, а население города выросло до 154 тыс. человек. Здесь можно только добавить, что затем были построены фосфорный, шинный, нефтеперегонный и другие заводы-гиганты, многие из которых, впрочем, вскоре закрылись и полностью прекратили свое существование. К тому же так уж сложилось течение истории, что более чем вековая эпоха пребывания Шымкента в составе Российской империи, а позже Советского Союза, завершилась в декабре 1991 года с объявлением независимости Казахстана… К этому моменту в Шымкенте проживало около 400 тысяч человек, а его площадь достигла 30 тысяч гектаров.

О султане, который стал чиновником

После того как в 1864 году российские войска все-таки отбили Шымкент у кокандцев, один из славных сыновей знаменитого Кенесары-хана Ахмет был назначен помощником начальника Чимкентского уезда. Сегодня же эта важная должность примерно называлась бы заместитель акима области.

Жил и работал младший сын Кенесары-хана, возможно, в том самом старинном кирпичном доме, который сейчас скромно скрывается за хозяйственными постройками недалеко от большой мечети в Старом городе.

Именно в Шымкенте он написал для потомков великолепную биографическую книгу «Султаны Кенесары и Сыздык», по которой и дόлжно ныне изучать историю нашего края, особенно ХІХ века.

Здесь же он приютил и своего брата — султана Садыка (Сыздыка), который после пятнадцати лет беспрерывных сражений с вражескими войсками, пережив скитания и лишения, ранения и разочарования, принимает окончательное решение вернуться на родину.

В письме русскому царю Садык попросил разрешения поселиться со своей отчаянной дружиной в Шымкенте. «Если по пословице — повинную голову меч не сечет, то я приеду туда и буду жить рядом со своим братом Ахметом…» — шлет он весточку своему благородному противнику генерал-губернатору Кауфману из Ферганы, куда в очередной раз раненый прибыл со своими джигитами из Восточного Туркестана, где повоевал… с китайскими войсками.

По выздоровлении достойного сына гордого хана вызвали в Ташкент и зачитали царское повеление: «Мы тебя прощаем. Живи в наших владениях, где пожелаешь».

Так султан Садык поселился возле Шымкента у своего младшего брата Ахмета. Ему был выдан земельный надел, назначена государственная пенсия. По личному поручению Кауфмана бухарский эмир вернул его семью, которую держал несколько лет в заложниках…

Даурен и Насыр

Наверное, никто из наших современников не оставил столько скульптурных памятников в Шымкенте, как талантливая творческая пара Д. Альдеков и Н. Рустемов: великолепные барельефы на монументе Алтын шанырак в парке Независимости, скульптура Отан-ана на площади Ордабасы, конная композиция «Вихрь» перед ипподромом, памятники Абаю, А. Байтурсынову, Б. Момышулы, Т. Рыскулову, Ш. Калдаякову, Байдибек би, Аль-Фараби и многим другим. Кстати, памятник Байдибек би является самым высоким памятником человеку в нашей стране — 10 метров, а с постаментом — 22 метра!

Но особенно чистым и трогательным получился у них Шамши-ага — король казахского вальса, который скромно стоит на улице его имени у дома, где он жил когда-то. Да и славный полководец Бауыржан Момышулы, сидящий напротив фонтана «Тюльпан», смотрится настоящим шедевром искусства ваяния.

К сожалению, Даурена уже нет среди нас, иначе ему также было бы присвоено почетное звание лауреата Государственной премии, которого был удостоен несколько лет назад Н. Рустемов. Таков регламент, что эту премию можно получить только при жизни. Увы…

Мегаполис: немного цифр и дат

Шымкент сегодня — это крупнейший по площади мегаполис страны, город республиканского значения. Указ Президента страны о присвоении ему такого статуса был опубликован 19 июня 2018 года. Теперь этот день будет праздноваться как День города. Площадь Шымкента, согласно генеральному плану, — 117 тысяч гектаров. Для сравнения: Алматы и Астана не дотягивают и до ста тысяч га…

Официально в Шымкенте проживает миллион жителей, неофициально — чуть более.

Самым старым фундаментальным сооружением Шымкента, помимо цитадели, можно назвать мечеть Жами в Старом городе — примерно середина XIX века. Недалеко от нее сохранился также дом уездного начальника — постройка конца XIX века.

Самым старым торговым центром Шымкента определенно является Верхний рынок. Стационарный базар появился в городе более полутораста лет назад на месте современной площади Ордабасы, позже его перенесли на нынешнее место. Случилось это в 1928 году. Так что Верхний рынок в 2018 году отметил свое официальное 90-летие.

Самыми старыми из сохранившихся парков города являются Центральный и «Кен-баба», начало ХХ века.

Примерный перечень самых знаковых археологических и историко-архитектурных объектов на территории Шымкента (по хронологии их появления):

1. Сакские курганы вдоль холма к востоку от памятника Байдибек би — примерно ІV-II века до н.э.

2. Цитадель городища Шымкент — примерно ІІ век до н.э.

3. Царский курган на пересечении улиц Рыскулова-Кунаева — примерно середина первого тысячелетия.

4. Мавзолеи поселка Сайрам — XVІІ-XIX века.

5. Канал Янги-чек — начало XIX века.

6. Мечеть Жами в Старом городе — середина XIX века.

7. Дом уездного главы в Старом городе — конец XIX века.

8. Здание школы-гимназии №8 им. Дулати — 1875 год.

9. Собор и дубовая аллея в парке «Кен-баба» — 1909 год.

10. Здания в Привокзальном районе — 1915-17 годы.

11. Верхний рынок — 1928 год.

12. Главпочтамт на улице Казыбек би — 1930 год.

13. Здание горуно на улице Тыныбаева — 1936 год.

14. Поселок свинцевиков — 1930-50 годы.

15. Поликлиника областной больницы — 1938 год.

16. Здание ресторана «Арал» — 1949 год.

А также родники и река Кошкар-ата.

И в завершение экскурсии

Сегодняшний Шымкент — это степная климатическая зона в северной части и четко выраженная предгорная зона в южной. Шымкент — это город, где в мире и согласии живет более ста этносов. Это город малого и среднего бизнеса, который динамично развивается. В Шымкенте около двух десятков вузов и колледжей, более 180 школ, семь музеев, шесть театров, великолепный зоопарк, стационарный цирк и собственная картинная галерея. В Шымкенте можно остановиться в хостеле, гостиницах, доступных для среднего класса, а также в пятизвездочных отелях.

Здесь имеется целый спортивный кластер, куда входят: 20-тысячный стадион, два «олимпийских» плавательных бассейна, легкоатлетический манеж, ипподром, ледовый дворец и азиатский теннисный центр.

Но уже сегодня Шымкент вынужден решать множество коммуникационных проблем, число которых будет в дальнейшем только увеличиваться. Если, конечно, не искать активно пути выхода из них. Проект «Смарт Сити» — наиболее правильный из этих путей. И главное в процессе внедрения новейших технологий для «умного города» — наличие «умных» жителей. Решение этой проблемы зависит не только от уровня образованности и владения цифровыми технологиями горожанами, но и напрямую перекликается с вопросом модернизации их сознания.

Бережное отношение к общественной собственности, коими и станут в перспективе все внедренные новые коммуникационные технологии, — это тоже очень важный аспект «Смарт Сити». Мы должны стать «умной нацией» не только с технической, но и с морально-нравственной стороны. Любовь к родному городу — это еще и забота о нем. И тут у нас не может быть никаких сомнений в успехе. Ведь самое главное богатство Шымкента — это его жители. Их отличительная черта в том, что им просто комфортно жить в любимом городе. А все плохое, что рассказывают о шымкентцах, — это, видимо, выдумки тех, кому не удалось, в силу разных причин, пустить тут собственные корни.

Кенесбай Исмаилов

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *