Были средства или нет, но учиться хотелось

21 Июл 2021 16:42
Количество просмотров: 1355

Надо признать, что православные храмы сыграли свою положительную роль в обучении населения грамоте. И как тут не вспомнить первую русскую православную церковь во имя Святителя Николая, построенную ровно 150 лет назад в городе Туркестане. Настоятелем ее был Василий Васильевич Святухин. Более поздние документы областного государственного архива подтверждают, что священник был также законоучителем в 1910 году в городском трехклассном училище, а еще раньше — в построенном храме, где учил детишек грамоте.

Церковь была построена в 1871 году из сырцового кирпича, на что потратили две тысячи рублей. Здание было небольшим. Но в 1884 году затеяли строить с фундаментом из жженого кирпича. На постройку нового храма военное ведомство отпустило 22 тысячи рублей.

Благодаря стараниям В. Святухина церковь имела весьма приличный вид, вмещала в себя до ста молящихся. Ее освятили в 1886 году.

Еще в 1872 году генерал-губернатором Константином Петровичем фон Кауфманом было отдано распоряжение о передаче храму для отливки колоколов четырех кокандских орудий, взятых во время среднеазиатского похода генерала Михаила Черняева.

Но не все распоряжения, даже генералов, исполнялись быстро. Святухин жаловался, что одно орудие было увезено в 1910 году капитаном Александром Николаевичем Портных в Ташкент.

Учительская семинария Туркестана. 1879 год.

На кладбище в 1892 году была заложена церковь-часовня, но так и не освященная. Деньги на ее постройку, а это 15 тысяч рублей, частично вложил В. Святухин и часть — собранные им приношения доброхотов.

В июле 1873 года в г. Туркестане священником Александром Константиновичем Тихомировым была открыта народная школа, которую 18 сентября 1879 года преобразовали в двухклассное городское училище с ученической квартирой для детей-туземцев на 20 человек.

Следы священника не потерялись на наших просторах. Его старанием и стараниями местных жителей в Чимкенте была построена небольшая кладбищенская церковь из жженого кирпича. Освящена она была в 1895 году во имя Успения Божией Матери.
Скончался Александр Константинович Тихомиров в 1906 году.

Стоит с благодарностью вспомнить и другое имя — священника Дмитрия Вознесенского, который в 1875 году на свои средства построил в Чимкенте первое учебное заведение для детей обоего пола. В следующем году школа была принята в ведение Министерства народного просвещения. Из местной казны выделялось в год на ее содержание 450 рублей, и носила она имя народного училища, которое также прошло в разные годы преобразование в двухклассное городское училище с предоставлением квартиры для детей-инородцев. В 1905 году это уже было трехклассное городское училище с преподаванием ручного труда. В 1911 году в нем обретали знания 120 человек. На содержание учебного заведения отпускалось 8685 рублей.

При усердии священника Д. Вознесенского была построена в 1868 году первая в Чимкенте православная церковь.

Возвращаясь к училищу, преобразованному из народной школы Тихомирова, отмечу, что в 1884 году при нем были открыты вечерние курсы для взрослых туземцев. Однако существовали они всего два года и были закрыты по причине малочисленности желающих. Кстати, в Чимкентском уезде при школах открывали профессиональные курсы. Например, в селе Белые Воды — для обучения кузнечному, в Александровском — столярному, в Ванновском — сапожному делу. А в селе Черная речка девочек обучали рукоделию.

Местная администрация не теряла надежды вовлечь в систему просвещения как можно больше жителей города.

В Туркестане было открыто несколько мусульманских школ — мактобе.

В 1887 году при училище заработала послеобеденная смена для девочек, существовавшая до 1890 года. При училище были открыты ремесленные классы по сапожному делу. А с 1905 года существовали еще и классы ручного труда.

На содержание училища отпускали весьма солидную сумму — 8,5 тысячи рублей в год, из которых только 400 рублей составляли взносы за учебу, остальные деньги были казенными и земскими. Число учащихся к 1910 году было 82 человека: русских — 49, киргизов — 23, сартов — 4, татар — 1 и евреев — 5.

В этом училище, как, впрочем, и в других, не преподавался закон божий, так как местный священник не имел «какого-либо образовательного ценза и был лицом преклонного возраста».

Проверяющие инспекторы отмечали, что квартиры, которые выделялись ученикам, не всегда содержались удовлетворительно. По этому поводу участковый пристав Николай Клавдиевич Калмаков «вел упорную борьбу с с заведующим училищем Иваном Ивановичем Скорабачевым (в некоторых документах он значится как Скорбачев), но достигнуть успеха в силу небольшого своего должностного положения Николай Клавдиевич не смог. Составлялись протоколы, чтобы начальство улучшало положение учеников, живших в квартирах. Но протоколы были чаще ненужной бумажкой.

В образовательной системе города существовало казнокрадство. Наживались и на квартирах для учеников. Вот что написал по этому поводу историк Александр Добросмыслов: «Один из заведующих училищем нажил крупный капитал, отдавая деньги в рост торговцам, и по преимуществу евреям. На содержание в должном порядке интернатов при городских училищах, по нашим наблюдениям, следовало бы больше обращать внимание, и тогда сами собой прекратились бы неблагоприятные толки в обществе об неудовлетворительном их содержании».

В 1890 году открылось женское приходское училище, для которого выделили старое городское здание. В нем никогда не училось много девочек. Правда, их число в отдельные годы доходило до трех десятков, треть, фиксируют документальные источники, составляли девочки из семей бухарских евреев, имеющих статус туземных. Заведовала приходским училищем Ольга Афанасьевна Соболева.

Русско-туземное училище с одноклассным образованием открыли в 1888 году, разместив в бывшем здании городского казначейства. В 1911 году оно было преобразовано в двухклассное. Популярными были организованные при нем курсы для взрослых, где в отдельные годы число слушателей достигало семи десятков.

Урок географии в русско-туземной школе.

Самое крупное учебное заведение Туркестана было при железнодорожной станции «Туркестан», где учились грамоте дети железнодорожников. В 1910 году их было 229. Контингент учащихся отличался этническим разнообразием: 200 — русских, 16 — поляков, 11 — армян, по одному еврею и татарину.

В городе существовало несколько мусульманских школ. В строительстве медресе участвовали известные люди.

В мактобе учились как мальчики, так и девочки. Была открыта сартовская женская школа.

Изучение статей расходов по городу Туркестану за период с 1877 по 1907 год свидетельствует о том, что на образование выделяли не столь значительные суммы, в отличие от благоустройства, которое в отдельные годы доходило до 44 процентов бюджета. На образование тратили чуть более семи процентов.

И в Чимкенте образование не было очень затратным. Тем не менее заметно стремление детей и взрослых к знаниям — независимо от того, были на это у казны средства или нет.

 

 

Людмила Ковалева

 

В нашем Telegram-канале  много интересного, важные и новые события. Наш Instagram. Подписывайтесь!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *