Четыре грани осмысления Туркестана

3 Июн 2019

Умирзак Шукеев предложил концепцию духовного и культурного развития региона

За прошедшую неделю аким Туркестанской области У. Шукеев провел ряд встреч, которые были посвящены духовному наследию Ходжи Ахмета Ясави. Он принял у себя имамов региона, а затем участвовал в научно-практической конференции «Туркестан – колыбель тюркского мира», проходившей в Международном казахско-турецком университете им. А. Ясави. На обоих форумах глава области сформулировал четыре основных направления культурного и идеологического развития Туркестана и региона в целом.

Стать привлекательным для всего Востока

Так, выступая на международной конференции в МКТУ им. Ясави, У. Шукеев сделал отсылку к известной статье Первого Президента Н. Назарбаева «Семь граней Великой степи», в которой было сказано, что древняя столица Казахстана является духовным центром не только нашего народа, но и сакральным местом для всего тюркского мира.

«Туркестан – священное место в общей истории братских стран, а Ходжа Ахмет Ясави– просветитель тюркского мира. В Туркестане захоронены 21 хан, восемь султанов, 52 батыра. Это личности, которые сыграли важную роль в становлении Казахстана на разных этапах развития. С учетом этого мы определили четыре основных направления развития Туркестанской области. Одно из них – формирование исторического и идеологического обоснования города Туркестана. В соответствии с этим проводится определенная работа по превращению областного центра в крупнейший центр паломничества, туризма и ремесел. Кроме того, в целях популяризации наследия Ходжи Ахмета Ясави планируется проведение благотворительных мероприятий», — заявил руководитель области.

Он напомнил, что в 2018 году количество туристов, посетивших город, достигло 1,5 миллиона человек. И этот показатель будет только расти. Туркестан, который стал областным центром, пополнится современными зданиями в восточном стиле.

«При поддержке Елбасы ведется строительство ряда объектов. В этом году запланировано сдать административно-деловой центр, медиацентр и парк. В городе появятся восточная баня, амфитеатр, визит-центр и музыкальный фонтан. Строятся новая школа и жилые дома. Вы заметите изменения в ближайшие два-три года», — пообещал У. Шукеев.

Как отметил глава региона, будут также построены центры по исследованию исторического, духовного, религиозного, музыкального и литературного наследия тюркоязычных народов. Тюркология получит свое новое развитие.

Отдать дань личности Ясави

Итак, первым направлением является формирование исторического и идеологического обоснования города Туркестана как колыбели тюркского мира. Еще на встрече с имамами Туркестанской области У. Шукеев сформулировал месседж о том, что древний священный город является энергетически притягательным местом для большинства паломников из тюркского мира. А значит, необходимо усилить работу по привлечению верующих и туристов именно из братских тюркских государств. Однако, не ограничиваясь этими странами, вести более широкую кампанию ради привлечения паломников со всего мусульманского Востока.

Фото автора.

Вторым направлением деятельности, по мнению У. Шукеева, должна стать работа по популяризации личности самого Ходжи Ахмета Ясави. Уникальность этого просветителя заключается в том, что он сделал Коран по-настоящему доступным для простого народа.

На той же конференции в МКТУ прозвучали факты, способные расширить представление современников о значении личности Ясави. Так, после победы арабских войск над армией танского Китая в 751 году нашей эры на реке Талас, после которой последовал исход Китая из Центральной Азии и, наоборот, приход в нее мусульманских просветителей, особую роль в распространении ислама среди кочевников Средней Азии сыграл именно Ахмет Ясави. Среди тюркских мусульман он по праву считается вторым святым после пророка Мухаммеда. А Туркестан, где он проповедовал и после смерти был похоронен, стал малой Меккой.

Ахмет Ясави был основателем и руководителем дервишского ордена, принявшего его имя: этот орден пропагандировал ислам среди тюркских племен, а учение Ясави способствовало появлению других крупных суфийских орденов.

Перу Ясави принадлежит знаменитое сочинение «Хикмет», написанное на тюркском чагатайском языке. Народ тогда глубоко нравственно воспринял суфийскую исламскую философию Ясави, она стала близкой ему и помогла решить проблему противостояния «света» и «тьмы», «добра» и «зла» в пределах манихейских и шаманских представлений. Последние смутно видели решение этих противоречий. В некоторой степени идеи, изложенные в его знаменитых хикметах, стали руководством мусульманской практики, благодаря чему душой и сердцем тюрки восприняли ислам сквозь призму учения Ходжи Ахмета Ясави.

Тюркский язык послужил мощным фактором единства учения Ясави и народной исламской веры. Язык объединил тогда народы, жившие от Алтая до Поволжья, от Малой Азии до Мавераннахра. Идеи Ходжи Ахмета распространились в Мавераннахре, Индии, Афганистане и даже нашли своих приверженцев в Греции и далекой Албании.

Последователи его учения известны сегодня в Турции и Афганистане, Иране и Пакистане. Мудрые изречения Ясави имеют хождение и в настоящее время.

В то же время популярности Ходжи Ахмета среди кочевников способствовало использование тюркского языка при отправлении зикра, участие женщин в радениях, особых методах жертвоприношения скота.

Со времен средневековья мавзолей сохранился практически в первозданном виде.

Мавзолей на Шелковом пути

Третьим направлением культурно-исторического развития Туркестана и области должна стать системная работа над продвижением знаний о самом мавзолее Ходжи Ахмета Ясави. Потому что это уникальное масштабное строение раннего средневековья, сохранившееся на территории Казахстана до наших дней в том виде, в каком оно и было изначально возведено. Уникальны и использованные технологии: сводчатые потолки, нагрузка, ведь здание построено без фундамента и тем не менее пережило несколько землетрясений. Пережил мавзолей Ясави и времена советского атеизма, когда его не только не разрушили, но и не приспособили под хозяйственные нужды.

Наконец, четвертым направлением, по замыслу Умирзака Шукеева, должна стать просветительская работа по истории города Туркестана как сердца Великого Шелкового пути, где пересекались две цивилизации: кочевая и оседлая. История торговли и взаимоотношений на Шелковом пути, ремесленничества в Туркестане и взаимопроникновения культур может стать одним из ключевых объектов исследований, дающих ученым и экспертам серьезную пищу для размышлений.

Валерий Сурганов

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *