Дороги и сервис. Любой каприз за ваши деньги

5 Сен 2020 09:10
Количество просмотров: 756

Дорожное строительство, пожалуй, единственная отрасль экономики, заметно взбодрившаяся во время эпидемии. В нее по указанию Президента страны вкладываются дополнительные средства, создаются новые рабочие места. Пусть временные, но тем, кого отправили в вынужденный простой, остается только завидовать.

«В этом году капитальный и средний ремонт ведется на полутора тысячах километров автодорог, — рассказал директор областного филиала Национального центра качества дорожных активов М. Ахметов. — На тысяче ста километрах работы будут завершены до конца года.

На автодорогах страны функционируют 1815 объектов придорожного сервиса, из которых 894 (49 %) соответствуют требованиям национального стандарта. Ведется работа по увеличению количества объектов, соответствующих национальному стандарту. В 2020 году будет построено 23 автозаправочные станции с санитарно-гигиеническими узлами и 70 отдельных узлов. До конца года 58 % объектов придорожного сервиса будет приведено в соответствие с требованиями национального стандарта.

Особое внимание в соответствии с госпрограммой «Нұрлы жол» на 2020-2025 годы уделяется повышению качества местной сети автодорог. Ее протяженность более 70 тысяч км, и поддерживать ее в рабочем состоянии — задача сложная.

На сегодня в ремонте на четырех тысячах км задействованы 30 тысяч человек, до конца года 75 % дорог местной сети будет приведено в хорошее и удовлетворительное состояние. К 2025 году планируется ремонт более 27 тысяч км местных автодорог. Что в позволит привести 95 % дорог областного и районного значения в хорошее и удовлетворительное состояние. На ремонте и строительстве задействованы 200 тысяч человек: 100 тысяч — на дорожных работах и еще сто — в смежных отраслях. На развитие дорог местной сети в 2020 году предусмотрено 236 млрд. тенге: 181,2 млрд. — на дороги областного и районного значения, 47,8 млрд. — на улично-дорожную сеть городов республиканского значения».

Лозунг «Нұрлы жол» — обеспечить казахстанцев дорогой к дому — реализуется последовательным увеличением ежегодного финансирования дорожного строительства с приоритетом развития сети дорог местного значения. Строительство автодорог стало локомотивом развития отраслей. Прежде всего — производства стройматериалов. Задача, поставленная госпрограммой, — обеспечить дорожное строительство отечественными материалами и специалистами, — реализована. На сегодня импортируются только спецтехника и некоторые компоненты дорожных смесей.

Настойчиво продвигается непопулярная в среде честных водителей идея введения платных автодорог. Пока их всего четыре, но отраслевое министерство твердо намерено сделать платными все республиканские и международные автомагистрали. Прежде всего, транспортный коридор Западная Европа — Западный Китай со всеми ответвлениями. В этом году планировалось запустить терминалы оплаты проезда по отрезку Шымкент — Ташкент и на всем протяжении автотрассы М 32 Шымкент — Самара. Но есть надежда, что коронавирус не позволит этого сделать так быстро, как хотелось бы чиновникам. Из-за карантина на границах может запоздать доставка оборудования.

«В текущем году планируется монтаж системы взимания платы на автодорогах протяженностью 5,7 тысяч км, — рассказал председатель Комитета автомобильных дорог РК С. Бармаков. — Шымкент – граница РУ (на Ташкент), Уральск — граница РФ (на Саратов), Капшагай — Талдыкорган, Кызылорда – Шымкент — Тараз, Тараз — Кайнар, Актобе – Уральск — граница РФ (на Самару), Актобе — Кызылорда, Актау — Бейнеу, Атырау – Доссор – Бейнеу — Акжигит — граница Узбекистана, Нур-Султан — Павлодар, Павлодар — граница РФ (Омск), Павлодар – Семей — Калбатау, Нур-Султан – Костанай — граница РФ (на Челябинск).

В настоящее время инвесторами ведутся работы по установке контрольных арок на участках Шымкент — граница Узбекистана, Уральск — граница РФ, Актобе — Уральск -граница РФ и Актобе — граница РФ. В соответствии с Законом РК «Об автомобильных дорогах» предусмотрены льготы по плате за пользование платными автодорогами для спецтранспорта: организации скорой медицинской помощи, противопожарной службы, аварийно-спасательных служб, патрульной полиции и военной техники. Прорабатывается вопрос внесения изменений в действующее законодательство и включения в льготную категорию участников, инвалидов Великой Отечественной войны и лиц, приравненных к ним.

Существует годовой абонемент для транспортных средств, зарегистрированных в прилегающих к платным автодорогам районах. Решается вопрос введения единого абонемента для всех платных автодорог.

На действующих участках в рамках гибридной системы взимания платы предусмотрена оплата по базовой ставке при наличии предоплаты. Оплата наличными осуществляется по дифференцированной ставке.

На новых участках с открытой системой взимания платы будет предусмотрено, что при отсутствии денег на счету, то есть отсутствии предоплаты, будет начисляться оплата по дифференцированным ставкам, а по предоплате будет списываться по утвержденным ставкам.

Предполагается, что зарегистрированный пользователь с установленной RFID (Radio Frequency IDentification) меткой на лобовом стекле будет иметь скидки. Такие RFID-метки будут выдаваться каждому пользователю первый раз бесплатно на платных участках автодорог в центрах по работе с клиентами».

Масштабный ремонт автодорог ведется в этом году в Шымкенте. Об уровне организации процесса, вызвавшего транспортные заторы и множество нареканий горожан, «ЮК» уже писал. Размах по-южному широк, о результатах можно будет судить уже через пару месяцев. Пока дорожники настроены оптимистично.

«Участок автомобильной дороги А-2 Юго-Западный обход Шымкента, в просторечье — старая объездная, — рассказал директор городского филиала центра качества дорожных активов М. Дуйсембеков, — протяженностью 31,6 км в 2016-ом передана на баланс города.

Разрабатывается проектно-сметная документация. Проект реконструкции разделен на восемь участков, на сегодня ПСД готова для четырех общей протяженностью 7,5 км на 6,4 млрд. тенге. На трех участках уже ведутся работы.

Один из участков — мост через реку Бадам в районе скотного рынка. В 2019 году построена левая часть моста, в 2020-ом демонтирован старый мост, на его месте ведется строительство правой стороны. Окончание запланировано на ноябрь 2020-го.

Качество работ, от которого зависят долговечность и безопасность автодорог, обеспечивается пятиступенчатым контролем: заказчик, подрядчик, технический, авторский надзор и надзор территориальных подразделений национального качества дорожных активов.

На базе центра дополнительно функционирует проектный офис «Адалдык аланы».

Такая многоуровневая организация контроля дала за год положительные результаты. Своевременно выявляются и устраняются нарушения, бракуются непригодные материалы. Широкое применение получили новые технологии дорожного строительства: использование полимер-модифицированных щебеночно-мастичных и асфальтобетонных смесей как на участках строительства и реконструкции, так и на участках среднего и капитального ремонта.

Отечественными строительными организациями хорошо освоена технология ресайклинга, позволяющая сократить расходы, связанные с полным переустройством дорожной одежды в рамках ремонта дорог.

 

Эти технологии применяются на дорогах республиканской и местной сети, а также на улицах. Рассматривается вопрос создания системы опытно-экспериментальных полигонов на действующей республиканской сети автодорог, для внедрения новых технологий и материалов в различных природно-климатических зонах.

Это позволит систематизировать политику внедрения новых материалов и технологий, сделать ее прозрачной для отраслевых и общественных организаций, чего ранее не было».

Игорь Лунин
фото автора

 

В нашем Telegram-канале  много интересного, важные и новые события. Наш Instagram. Подписывайтесь!

1 комментария в “Дороги и сервис. Любой каприз за ваши деньги

  1. Один из наиболее феноменальных людей своего периода, Архимед, произнес: «Дайте мне точку опоры и я переверну весь мир». Все ваши материалы, на моё мнение, приносят нужность ради людей нисколько не меньше, чем приведенный «рычаг» этого грандиозного человека.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *