Электронное билетирование: шаг вперед или очередная головная боль?

16 Окт 2020 21:49
Количество просмотров: 2622

В конце прошлой недели в Шымкенте должно было стартовать электронное билетирование в общественном транспорте. Как минимум за две недели до старта в большинстве автобусов появились валидаторы. Однако 15 октября билетной цифровизации не произошло. Причин тому несколько. Не везде в заявленных акиматом точках можно было купить карточки оплаты. Не было их, как обещали, и у кондукторов.

Что пошло не так, отцы города не потрудились объяснить. Но надо отдать должное заместителю акима Шымкента М. Исахову, курирующему проект электронного билетирования, который на своей странице в Фейсбуке постарался смягчить ситуацию. Кстати, он же занимался введением электронного билетирования в Алматы, будучи руководителем городского управления энергетики и коммунального хозяйства.

Проблемой дефицита карточек заинтересовалась редакция городской газеты «Панорама Шымкента». Вот что написали коллеги за несколько дней до нововведения: «Многие шымкентцы безуспешно пытались найти в торговых точках карточки для оплаты проезда в связи с введением в городе электронной формы оплаты. У многих это вызвало маленькую панику: ведь СМИ неоднократно информировали, что с 15 октября в городе внедряется система электронного билетирования, и те, у кого не будет карты, вынуждены будут платить за проезд наличными не 70, а 100 тенге. А ведь карт нигде не достать!»

Как пояснили в call-центре, карточки пока в массовую продажу не поступили и появятся только 15 октября. Но и в обозначенный день шымкентцы не смогли их купить. Выяснилось, что карточек недостаточно, чтобы обеспечить потребность миллионного города. В связи с этим управление транспорта Шымкента пояснило горожанам, что до 1 ноября в общественном транспорте даже в отсутствие карточки пассажиры будут платить за проезд по 70 тенге, а требования со стороны кондукторов заплатить 100 тенге будут считаться незаконными.

А теперь перейдем к истории вопроса.

В октябре 2019 года членам ассоциации перевозчиков управления транспорта Шымкента было предложено внедрить электронную систему оплаты проезда. Для этого был заключен договор с ТОО «QazSmartTrans» со ссылкой на успешно реализованный проект в Атырау. К слову, на вопрос корреспондента «ЮК», в каких еще городах ТОО «QazSmartTrans» участвовало в реализации проекта электронного билетирования, заданного на странице заместителя акима в Фейсбуке, Максут Пернебекович ответил, что, кроме Атырау, компания внедряла электронное билетирование в Кызылорде и других городах, по данным вышеуказанного ТОО. При этом визави подчеркнул, что проект осуществляется за счет 100% частных инвестиций. А это 1,2 млрд. тенге.

СПРАВКА «ЮК»

По данным сайта Statsnet и Комитета госдоходов Министерства финансов РК, ТОО «QazSmartTrans» было зарегистрировано 28 июля 2018 года в Нур-Султане как малое предприятие с количеством сотрудников до пяти человек. Оценочная годовая выручка – чуть больше двух миллионов тенге. В 2018 и 2019 годах компания оплатила налогов — 0 тенге. А в 2020 году в бюджет поступило 324 500 тенге, большая часть из которых таможенные выплаты.

В свою очередь ассоциация перевозчиков и управление цифровизации акимата Шымкента заключают договор с ассоциацией IT-компаний «Smarton» на предмет экспертной оценки технического решения. При этом заказчики не предоставляют экспертам детали технической реализации своего решения, информацию о внутренней организации и системе безопасности. Поэтому экспертам, в том числе привлеченным из Беларуси, приходится делать выводы на основе публичной информации.

Первым делом началось изучение пластиковых карт оплаты, выпущенных для атыраусцев.

Что из себя представляет из себя карточка?

Карточка – это аналог всем известной флешки. Разбита на несколько секторов, которые зашифрованы паролем.

Что можно сделать с карточкой? По заключению белорусских экспертов, карточка практически не защищена, и любой рядом стоящий человек посредством своего смартфона может считать с вашего носителя абсолютно всю информацию. Для этого достаточно иметь телефон с технологией NFC.

СПРАВКА «ЮК»

Near field communication, NFC («коммуникация ближнего поля», «ближняя бесконтактная связь») — технология беспроводной передачи данных малого радиуса действия, которая даёт возможность обмена данными между устройствами, находящимися на расстоянии около 10 сантиметров.

Достаточно во время прикладывания вами карточки к валидатору перехватить сессию — и все ваши данные, а точнее деньги, моментально окажутся у мошенников.

Поэтому белорусский эксперт предупредил наших кураторов о том, что перевозчикам надо быть очень осторожными. Они могут оказаться в очень неудачной финансовой ситуации. В таком же положении будет и госорган, который не обратил внимания на вопрос безопасности.

Но в первую очередь пострадают пассажиры. То есть мы с вами. Сегодня карточки с наличием лишь заводского шифрования распространены повсеместно. Программное обеспечение для считывания данных находится в свободном доступе, и скачать его для преступных действий не стоит ни тиына.

Поэтому эксперты ассоциации IT-компаний «Smarton» настоятельно рекомендовали обязательную защищенность карты во всех ее решениях: и онлайн, и оффлайн.

В свою очередь управление транспорта Шымкента утверждает, что стоимость транспортной карты «Толем» включает цены не только на материалы для изготовления, расходы на ремонт и техническое обслуживание используемого оборудования, регистрацию, внесение необходимых персональных данных, но и на использование чипа NXP с многоуровневой защитой от взлома.

Кроме оценки, в заключении даны также рекомендации. И первая из них – отказаться от услуг оператора проекта и скомпрометировавших себя карточек в пользу более надежных с CVC-кодом, обеспечивающим базовые меры безопасности.

За несколько дней до введения электронного билетирования М. Исахов провел пресс-конференцию. К сожалению, уже на протяжении нескольких лет городские власти игнорируют запросы редакции «ЮК». А на свои брифинги вообще не приглашают. Мы не знаем, какие вопросы задавали коллеги куратору проекта. Поэтому хотим задать их через нашу газету. Почему для введения электронного билетирования в Шымкенте выбрано ТОО «QazSmartTrans»? Если учитывать то, что компания участвовала в аналогичном проекте в Атырау, то, судя по публикациям СМИ, в городе нефтяников она потерпела фиаско.

СПРАВКА «ЮК»

26 октября 2019 года на страницах газеты «Караван» вышла статья «Почему с транспортных карт в Атырау стали исчезать деньги?».

Журналисты республиканского издания написали о том, что в Атырау через две недели после введения электронного билетирования с транспортных карточек пассажиров вдруг стали исчезать деньги. В ситуацию пришлось вмешаться руководству региона, которое пояснило, что неудобства при введении дифференцированного тарифа на проезд в общественном транспорте создали сбои в платежной системе.

В результате этого казуса в течение одной недели около 20 тысяч жителей Атырау ездили бесплатно — система вела учет, но не взимала платеж с карт. Но потом деньги списывались сразу за несколько поездок.

Не произойдет ли аналогичная ситуация в Шымкенте? Более того, почему деньги, поступающие на карты оплаты от горожан, аккумулируются на счетах частной компании? Где гарантия того, что завтра она не исчезнет бесследно с деньгами шымкентцев и оставит без дохода автопарки города?

Пока акимат Шымкента не дал ответа на вопрос, заключен ли договор публичной оферты с ТОО «QazSmartTrans».

СПРАВКА «ЮК»

Публичная оферта — это предложение о продаже товара/оказании услуги, адресованное неограниченному кругу лиц.

Понятно, что с каждым из пассажиров невозможно физически подписать договор об оказании услуг. Поэтому договор публичной оферты заключается в том случае, когда потребителей много, а услугу предоставляет одна компания. В нем должна быть прописана деятельность и услуги, которые фирма предлагает пассажирам за их деньги. Пока что без договора мы покупаем кота в мешке.

Необходимость договора можно объяснить следующими примерами.

Первый: вы оплатили проезд, едете, но по пути автобус сломался. Вы не доехали до своей остановки. Пересадка на новый автобус за чей счёт?

Второй: Вы закинули на баланс карточки 1000 тенге. Но проездили 140, у вас появился автомобиль, и карта вам не нужна. Как вы вернете оставшиеся 860 тенге?

И, наконец, третий: Вы едете в автобусе, оплатили поездку. Но у вас сняли не 70, а 140 тенге. Как вернуть разницу? Где регламенты?

Такой договор должен быть размещен на сайте городского акимата или на сайте ТОО «QazSmartTrans». А еще лучше, если документ пассажиры смогут найти на сайте онлайн-заказа карточек «Толем» или в приложении «Open Shymkent».

Но к приложению «Open Shymkent», презентованному акиматом, также возникают вопросы.

Корреспондент «ЮК» опробовал приложение в действии.

Приложение без проблем скачивается и на iPhone, и на Android. Однако раздел «Толем» работает только на iPhone. Но после регистрации начинаются чудеса. В личном кабинете в разделе баланс указано, что сумма на карточке «Толем» составляет 2550000(!) тенге. И это при том, что карточка еще даже не куплена. А в истории поездок написано, что 13 июня была совершена одна поездка, стоимость которой 90 тенге.

По запросу корреспондента «ЮК» IT-шники сделали однозначный вывод: приложение разработано не в Шымкенте, а арендовано из Нур-Султана (разработчик ТОО «Центр устойчивого развития столицы», по другим данным — ТОО «SSMART»). Поэтому еще не до конца настроено для Шымкента.

А как же тогда разрекламированная встреча акима города с молодыми шымкентскими IT-специалистами, которые пообещали трудиться на благо Шымкента, к чему и призывал их М. Айтенов во время беседы?

И, конечно же, ударом ниже пояса стал логотип, разработанный «гением» дизайна для пунктов продаж карточек «Толем». Бросающаяся в глаза свастика не делает чести ни разработчику, ни тем, кто утвердил этот логотип.

Целью написания данного материала не является закошмарить акимат и его служащих. Электронное билетирование необходимо. Это сразу решит массу проблем общественного транспорта, о которых неоднократно писали на страницах «ЮК». Не хотелось бы наступать на грабли соседей и быть уверенным в том, что завтра шымкентцы не останутся с нулевым балансом за проезд. Поэтому, к сожалению, пока больше вопросов, чем ответов, связанных с нововведением на многострадальном транспорте многострадального Шымкента.

Владимир Привалов
Фото и скриншоты автора

 

В нашем Telegram-канале  много интересного, важные и новые события. Наш Instagram. Подписывайтесь!

6 комментариев в “Электронное билетирование: шаг вперед или очередная головная боль?

  1. Да, всё правильно, не до конца учли обстоятельства, езжу каждый день на 191 автобусе, там и в помине нет, все наличкой, а кондуктор вообще заявил, неизвестно когда это будет

  2. И хотела добавить к вышеуказанному, что этот 191 автобус и утром, и вечером переполнен, я надеялась, с электронным билетированием можно будет с пересадкой доехать, было сказано: 2-й проезд будет бесплатный

  3. Очень толково и правильно дана оценке тоо рога и копыта. Юг как всегда отличился; акимат,управление пассажирского транспорта не понимает что айти технолоджи это прежде всего квалифицированные кадры,а не раздача тендера по степени родства. Страдать как всегда будет народ от решений «слуг» народа.

  4. Сегодня решили оплатить проезд картой. Денег на карте не оказалось. Хотя 3 дня назад после покупки я и муж сразу пополнили карты на 500 тг и картой до этого времени не использовали. В данный момент у нас на картах 0. Короче говаря у нас украли наши деньги. Куда теперь обратиться?

  5. Подключение системы электронного билетирования Толем идёт поэтапно.
    Каждый день подключаются по 50-100 автобусов. Приложение OpenShymkent полностью заработает 23 октября. Сейчас доступно пополнение через Qiwi терминалы. Диф.тариф (100тнг) внедряется с 1 ноября. До 1 ноября спокойно успеете купить карты. С 20 октября карты будут продаваться во всех ТРЦ Шымкента. С понедельника по пятницу карты Толем так же можно приобрести в районных ЦОНах города. Колл.центр +77758112222 работает с 9 утра до 6 вечера 7 дней в неделю.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *