English в Казахстане to be or not to be…

17 Сен 2021 08:10
Количество просмотров: 2312

Почему казахстанские школьники, изучающие английский язык с первого класса, так и не могут выучить его?

Так что же происходит?

Почему наша страна плетется в конце рейтинга?

Что мешает освоить язык ученикам и на что обратить внимание родителям, обращаясь к репетиторам или отдавая детей на курсы английского языка?

В этом мы попытались разобраться вместе с переводчиком О. Лысенко, за плечами которой работа в крупных международных компаниях и преподавание языка. Большой опыт и стаж работы порядка 25 лет.

Компания EF Education First в прошлом году опубликовала рейтинг уровня владения английским языком, основанный на результатах тестирования 2,2 миллиона взрослых людей в 100 странах и регионах. Индекс делится на пять категорий: очень высокий уровень, высокий, средний, низкий и очень низкий.

Лидером среди стран с очень высоким уровнем знания английского языка стали Нидерланды. На втором месте расположилась Дания, на третьем — Финляндия.

Лидерами с высоким уровнем знания английского стали Хорватия. Венгрия, Сербия.

Малайзия, Италия, Южная Корея заняли первые строчки в списке со средним уровнем знания.

Низкий уровень английского в Доминиканской Республике, Гондурасе, Индии.

Казахстан расположился на 92 месте, попав в последнюю десятку рейтинга с отметкой «очень низкий» уровень. Последнее, 100-ое место, занял Таджикистан.

Наша страна «обогнала» по владению языком такие страны, как Мьянма, Эквадор, Руанда, Кыргызстан, Саудовская Аравия, Оман, Ирак и Таджикистан.

Выше Казахстана на этом уровне расположились в порядке возрастания Кот-д’Ивуар, Таиланд, Камерун, Узбекистан, Сирия, Азербайджан, Судан, Камбоджа, Египет, Мексика.

По словам исследователей, в странах с высоким уровнем владения английским, как правило, экономическое и политическое положение более успешно.

С обретением независимости в Казахстане проводились многочисленные реформы в образовании, и всякий раз акцент делался, в числе прочего, на знании языков.

В Послании 2007 года «Новый Казахстан в новом мире» Первый Президент Н. Назарбаев предложил начать поэтапную реализацию культурного проекта «Триединство языков», согласно которому необходимо развитие трех языков: казахского как государственного, русского как языка межнационального общения и английского как языка успешной интеграции в глобальную экономику: «Казахстан должен восприниматься во всем мире как высокообразованная страна, население которой пользуется тремя языками».

И внедрение началось, реформы перереформировались…

— Олеся Владимировна, по Вашему мнению, почему наши дети не могут выучить английский язык в школе?

— Дети могут выучить язык в школе при наличии хорошего преподавателя и хорошей литературы. И я хочу отметить, что, в принципе, в наших школах занимаются по хорошим книгам. Если преподаватель является квалифицированным специалистом и умеет объяснять и доносить информацию, а дети будут выполнять задание учителя после уроков, то освоить язык можно. Но я хочу подчеркнуть: выполнять задания, которые дает учитель на дом, надо ОБЯЗАТЕЛЬНО. Потому что изучение языка требует ежедневного повторения. Даже если у ребенка в этот день нет урока английского языка, ему обязательно надо 20-30 минут уделить языку: почитать, повторить слова. В рамках школьной программы возможно выучить язык и получить базовый уровень знаний.

— В таком случае получается, что наши дети ленивые?

— Нет, не ленивые. Просто школьников в процессе обучения постоянно отвлекают то на одно, то на другое. Родители, занимаясь с детьми дома, выполняя с ними задания, не уделяют этому предмету должного внимания, отдавая предпочтение основным — математике, чтению, чистописанию. И только в старших вдруг вспоминают о языке, и начинается гонка за знаниями. Ребенок «бежит» за алгеброй, геометрией, физикой, химией и так далее. А если он еще посещает спортивную секцию или занимается музыкой, то ему и там надо показать результат. В итоге он рвет жилы и там, и там, и там. Наши дети не ленивые и не глупые — они просто не успевают. А ведь во всем, в том числе и в изучении языка, должна быть планомерность. А мы хотим одиннадцатилетний план выполнить за последние три года обучения. Если дети с начальной школы будут планомерно изучать язык, то они выйдут из стен образовательного учреждения с базовыми знаниями. Дети в школе могут получить уровень университетского языка. При условии, что ребенок будет регулярно заниматься.

— Тогда почему дети, выходя из школы, не владеют даже минимальным знанием английского языка?

— Могу назвать одну из причин. По моим личным наблюдениям, многое зависит от родителей. С самого начала процесса обучения они не доверяют преподавателю, сомневаются в его компетенции. Мы же как рассуждаем: «А, в школе все плохо!» — и нанимаем репетитора либо отдаем на курсы. А какого репетитора могут нанять родители? Они же не в курсе его знаний. Репетитор — тот же преподаватель английского языка. И теперь посмотрите: в школе дети учатся по одной программе и подстраиваются под одного учителя, а потом идут на курсы и попадают в руки второго учителя, у которого другие требования, другая методика и другое произношение. У детей происходит раздрай, и они не понимают, что от них требуется.

— Но ведь не только от ребенка зависят знания. Большое значение имеет квалификация педагога. Или я не права?

— Безусловно. Расскажу случай, который произошел со мной. Когда мой сын ходил в детский сад, как раз появилась мода учить дошколят английскому, естественно, на платной основе. Ну кто из родителей откажется? Вот и в нашей группе дети начали изучать язык. После очередного урока узнала от ребенка, что есть, оказывается, в английском слово «оранги». Я долго перебирала слова, стараясь найти похожее. В итоге выяснилось, что это слово «оrange», и, оказывается, в переводе на русский это «фамилия»… Естественно, я сказала, что не буду платить за «оранги» и «фамилии» и мой ребенок не будет посещать такие уроки. Потому что изначально неправильная постановка произношения — это все, конец! И здесь же есть другая сторона проблемы. Кому доверяет ребенок? Конечно, учителю, так как он для него авторитет. И начинается конфликт интересов родителей и педагога. Папа с мамой говорят одно, а учитель настаивает на другом. Ну и скажите, зачем ребенку в этом случае язык? Он просто не будет заниматься.

— На что обратить внимание родителям, если они решили отдать своего ребенка на дополнительные курсы или нанять репетитора?

— На отзывы и «сарафанное радио». По-другому не получится. Не надо отдавать ребенка первому подвернувшемуся репетитору или курсы. Надо хорошо все изучить, пообщаться с теми, кто уже занимался здесь, узнать результаты обучения. Когда вы куда-то едете отдыхать, вы же читаете отзывы, изучаете место отдыха, ищите подходящую гостиницу? Так и с выбором преподавателя. К сожалению, сегодня на этом рынке работает много непрофессионалов, которые просто пользуются кошельками родителей. Причем бессовестно. Родители обязательно должны познакомиться с преподавателем, побеседовать с ним, поинтересоваться, как будут проходить уроки. Будет он учить писать, или читать, или только разговорной речи. И для справки родителям: изучение языка предполагает и чтение, и письмо, и разговор, и аудирование. Это четыре «кита» любого языка. Необходимо все изучать в комплексе. И, естественно, практика. Даже если нет иностранного специалиста — носителя языка, сам преподаватель должен большую часть урока говорить на английском языке. Правильно говорить! А прочитать рекламу каких-то курсов, где много обещают, и, не проверив информацию, привести ребенка — это сразу провал. Родители, тщательно проверяйте, собирайте информацию, посмотрите, какой методикой обучения и литературой пользуются на курсах. Английский язык сегодня стал хорошей кормушкой для, скажем так, посредственных людей, которые худо-бедно научились говорить на английском и решили на этом подзаработать. Преподавателями их назвать язык не поворачивается.

— Какое максимальное количество человек должно быть на курсах изучения языка?

— Пять человек в группе. Можно, конечно, больше, но в этом случае и количество часов тоже должно быть больше. И здесь есть обратная сторона медали. Дело в том, что у детей теряются внимание и концентрация. Максимально предельное время занятий не должно превышать двух часов. Первый час — теория, второй — закрепление и разговор. Еще раз повторю: домашнее задание надо делать обязательно. И я не понимаю, когда на каких-то курсах обходятся без домашнего задания. Якобы чтобы не загружать детей. Такого быть не должно. Ребенок должен учить слова и самостоятельно заниматься. Сегодня большой выбор онлайн-ресурсов, можно даже выйти на носителей языка и с ними попрактиковаться. Но опять-таки надо «заразить» ребенка языком, чтобы он хотел его учить. И не на уровне «я тебя люблю» или «дай мне книгу», а чтобы мог свои мысли выражать как на бумаге, так и словами.

До того момента, пока ребенок не осознает, что ему нужен язык, родители, отправив его на дополнительные курсы, сами должны быть причастны к изучению. То есть помогать ребенку, даже если сами не знают языка. Ребенка надо контролировать.

— Отдав ребенка к репетитору или на курсы, как понять, есть результат обучения или нет? Когда появляются первые результаты?

— Если ребенок ходит в школу, то вы сразу увидите результат по его успеваемости. Обязательно надо сообщить учителю о том, что ребенок посещает дополнительные уроки. И он обязательно скажет, есть ли прогресс. По сути, первые результаты вы сможете увидеть через месяц. Я не понимаю родителей, которые отдают ребенка на дополнительные уроки языка для того, чтобы убить время: «Отдам-ка на английский, на музыку, на спорт. Лишь бы на улице без дела не болтался, и будет все прекрасно!» Не будет при таком подходе ничего «прекрасно».

— Мотивация важна?

— Не просто важна, а обязательна. Еще один пример из моего опыта. Мальчик учился в четвертом классе и без особого энтузиазма относился к изучению языка. Ровно до того момента, пока родители не пообещали, что возьмут его с собой за границу в путешествие, если он сможет более или менее говорить и понимать по-английски. И, хочу сказать, это сработало и стало тем самым «волшебным пенделем». Мальчик действительно стал с интересом заниматься.

— Преподаватель должен отходить от принятых стандартов?

— Конечно, ведь у всех детей разное восприятие. И преподаватель должен видеть проблему ребенка: плохая память, или затрудняется говорить, пишет с ошибками или плохо слышит.

— Что значит плохо слышит?

— Не воспринимает слова на слух. Если плохо слышит, значит, есть проблемы с запоминанием слов. Лингвисты и языковеды интерпретируют понятие таким образом: аудирование — это процесс восприятия речи на слух. Данный речевой навык считается самым сложным в освоении. Если человек хорошо воспринимает язык на слух, то и выучит быстрее. Поэтому рекомендуют смотреть фильмы на языке носителя, слушать песни и обязательно анализировать услышанное. Значение непонятных слов искать в словаре. И чем раньше ребенок начнет воспринимать аудирование на высоком уровне, тем легче пойдут разговор, грамматика и письмо.

— В каком возрасте желательно начать изучать язык?

— С пяти-шести лет. Но это не значит заставлять. Весь процесс должен проходить в игровой форме. Даже родители, не владеющие никаким языком, кроме родного, могут выучить несколько слов и играть со своим ребенком в слова. Можно научить ребенка простым фразам: «спокойной ночи», «доброе утро», «все очень вкусно» и так далее. Дети быстро усваивают информацию. И еще раз повторю, что в изучении языка главное — это регулярность и планомерность. Язык выучить можно в любом возрасте, было бы желание. Знание языков дает новые возможности и открывает перед вами двери мира.

Интересные факты

1. О, Уильям!

Уильям Шекспир, автор «Гамлета», «Ромео и Джульетты» и множества других великих пьес и прекрасных сонетов, оказал огромное влияние на английскую литературу.

Он настолько сильно изменил английский язык, что его можно поделить на «до» и «после» Шекспира.

Великий Уильям ввел в употребление более 1000 совершенно новых слов, которые прочно вошли в лексикон английского языка и используются по сей день.

Вот некоторые слова и выражения, за которые мы должны благодарить великого английского поэта:

addiction — зависимость, привыкание;

bedazzled — ослепленный или пораженный чем-то невероятно прекрасным;

swagger — развязная походка или манера поведения;

break the ice — «разбить лед», то есть разрядить обстановку или нарушить неловкое молчание.

2. Английский язык распространили по всему миру Британская империя и iPhone.

В те времена, когда Британия была империей (XIV век — вторая половина XX века), ей принадлежали обширные территории и колонии в разных частях земного шара. Англия контролировала огромные земли в Европе, Северной Америке, Африке и Вест-Индии. И, разумеется, на всех территориях империи был в ходу английский язык.

Вторым мощным толчком к распространению английского языка в глобальном масштабе стал экономический взлет Соединенных Штатов: в XX веке эта страна превратилась в крупнейшего мирового игрока на политической, экономической и социальной арене.

Взрывное развитие мобильных технологий произошло, в первую очередь, в англоговорящих странах. Вместе со смартфоном в самые отдаленные уголки планеты проник и английский язык, например, такие слова, как «internet» и «iPhone».

3. Каждые два часа в английском словаре появляется новое слово.

Составители и редакторы Оксфордского словаря английского языка подсчитали, что каждый год в словарь добавляется около 4000 новых слов. Это означает, что одно новое слово попадает в словарь приблизительно раз в два часа.

4. Самое длинное слово

«Pneumonoultramicroscopicsilicovolcanoconiosis» — в этом слове 45 букв, а по-русски оно гораздо короче — «пневмокониоз». Это болезнь дыхательных путей, вызванная вдыханием вулканической пыли.

5. Все буквы английского алфавита можно запихнуть в одно предложение.

Этот прием называется «pangram» (панграмма). Самая знаменитая английская панграмма выглядит так: «The quick brown fox jumps over a lazy dog».

 

Татьяна Бурдель

 

В нашем Telegram-канале  много интересного, важные и новые события. Наш Instagram. Подписывайтесь!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

1 комментария в “English в Казахстане to be or not to be…

  1. Вот поэтому и не могут выучить английский язык, потому что работают такие «учителя» как ваша собеседница.

Добавить комментарий для Александр Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *