Городской транспорт: акимат переходит в атаку

8 Июл 2020 11:55
Количество просмотров: 15071

Многострадальный общественный транспорт Шымкента ждут очередные перемены. Его оптимизация наряду с бесконечным перекладыванием плитки и бордюров давно стала визитной карточкой города.

Привлеченная в январе к разработке новой комплексной схемы развития городского пассажирского транспорта команда широко известной, благодаря скандалам с LRT-Астана, компании со звучным названием «City Transportation Systems Transport» («Астана LRT») в рекордно короткие сроки выдала на-гора комплексную схему развития общественного транспорта Шымкента и уже частично представила ее. Пока не широкой публике — пассажирам, а компаниям-перевозчикам.

В Шымкенте действует 76 маршрутов общественного транспорта, обслуживаемых 24 транспортными компаниями. На долю каждой приходится в среднем 1-3 маршрута. Более 60 % маршрутов обслуживаются ТОО «Т-Bus» и ТОО «Shymkent Bus».

Пассажиров здесь не любят

Отношение к большей и лучшей части человечества, отмеченное Ильфом и Петровым еще на заре безвременно почившей советской власти, в современном Шымкенте принимает гипертрофированные формы. Перманентный переезд с места на место автобусных остановок, изменение маршрутов движения с добавлением всяких № а, б и прочих, игнорирование компаниями-перевозчиками и городским акиматом вечерних графиков движения наряду с массой старых машин на линиях и фирменной лихостью водителей стали визитной карточкой работы городского пассажирского транспорта. Остановки с каждым новым акимом становятся более дорогими и менее удобными, автопарк из-за неразрешимости вопроса субсидирования маршрутов — все древнее, пассажиры — все счастливее. От того, что хоть какая-то альтернатива дорогущему шымкентскому такси иногда еще передвигается без помощи лошадей по улицам.

Дорожает и научное обеспечение всеобщего счастья горожан. В предыдущей статье ошибочно указана стоимость предыдущей, от 2018 года, разработки комплексной схемы развития городского транспорта — 30 млн. тенге. На самом деле — 40 млн. Схема 2020 года, чудесным образом разработанная столичными специалистами во время ЧП, карантина и неработающего транспорта, обошлась городскому бюджету уже в 50 млн. тенге. Наверняка можно было освоить и больше. Просто время поджимало.

Радует, что хотя бы электронное билетирование, обещанное городским акиматом с 1 июня, пока откладывается. В наложении на тот своеобразный порядок, который царит в пассажирских перевозках, это стало бы адским шапито. Но все для человека, все во имя человека остается главным принципом работы акимата города. Поэтому нас и с электронными билетами дожмут. Даже не сомневайтесь.

Параллельно истребив остатки конкуренции на этом своеобразном и своевольном рынке услуг.

Предложение, от которого нельзя отказаться

Попытки впарить частным перевозчикам купленные СПК «Шымкент» автобусы по кем-то нарисованным ценам продолжаются уже несколько месяцев. 24 компании, занимающиеся пассажирскими перевозками (кроме порожденных фантазиями акимов города разных времен GreenBus, ныне Т-Bus, и Shymkent Bus), пока уклоняются от супервыгодного предложения. Но уже из последних сил. Временно живые частники (за два года пять компаний выбыло из игры) предлагают акимату компромисс интересов. Сколько убудет в ближайшее время, не выдержав системную заботу о развитии МСБ, можно только догадываться.

По состоянию на 15 июня 2020 года:

— ТОО «Санжар Моторс», ежемесячные убытки — 7230 тыс. тенге, — ТОО «Автоимпульс» — 9282 тыс. тенге, — ИП Абдуганиев — 16046 тыс. тенге и т. д.

Речь опять же не о нас, пассажирах, а о сохранении в сфере пассажирских перевозок хоть какого-то подобия конкуренции.

«Акимат в лице управления общественного транспорта и автодорог настаивает на приобретении вновь прибывающих автобусов марки Yutong, — говорит председатель АЮЛ и ИП «Южавтотранс» Д. Каюпов. — Цена одной машины — 55 миллионов тенге. При этом основная часть перевозчиков для эффективности и качества оказания услуг желает закупить автобусы не марки Yutong, а МАН, Мерседес, которые намного дешевле и качественнее.

Получается, что в случае приобретения минимум 10 и максимум 20 автобусов субъекты предпринимательства будут вынуждены кредитоваться в банках второго уровня от 550 миллионов до миллиарда тенге. При этом управление устно гарантирует, что расходы будут возмещаться за счет субсидирования убытков перевозчиков. Эти обещания находятся в явном противоречии с реальными действиями и ближайшими намерениями городских властей.

В Шымкент прибывает дополнительно 600 автобусов — это половина из фактически задействованных на маршрутах машин. В 2017-2019 годах крупные перевозчики, ТОО «Shymkent Bus», ТОО «Т-Bus», и мелкие, ТОО «Санжар Моторс», ИП Абдиганиев, ТОО «МиР и Ко», ТОО «Янс-2», ТОО «Асыл», ТОО «Руслан», провели обновление автобусного парка. Акимат планирует после утверждения комплексной схемы выставить все маршруты на конкурс, параллельно расторгая контракты с перевозчиками, взявшими кредит и уже имеющими контракты. Акимат намерен также выставить на конкурс по 3-5 маршрутов на один лот, что исключает возможность участия большинства перевозчиков — 22 компаний.

Мы предлагаем автоматически пролонгировать срок действия маршрутов либо оставить контракты без расторжения компаниям, обновившим свои автопарки. Предлагаем выставить на конкурс один лот на один маршрут, что даст возможность участвовать в нем всем заинтересованным компаниям независимо от их размеров. Перевозчикам, имеющим кредиты и обновившим автопарк, в течение 1,5-2 лет дать предпочтение на конкурсе либо не расторгать с ними заключенные контракты.

Главная проблема бизнеса не только в сфере пассажирских перевозок – это кредитование при приобретении новой техники. По действующей практике оценки залогового имущества банками второго уровня в размере не более 50 % от его оценочной (даже не рыночной!) стоимости заемщик фактически должен иметь залоговое имущество на миллиард тенге для приобретения 10 автобусов.

Есть компании-перевозчики, взявшие кредиты в банке на пять лет полтора-два года назад. Они обновили автопарк и им были продлены контракты на 10 лет. Для этого владельцы компаний заложили свои дома, квартиры, производственные базы.

Теперь акимат предлагает им новые автобусы Yutong по ощутимо завышенной в сравнении с прямым приобретением аналогичных машин в Китае цене, требуя залог в размере двух месячных оплат по лизингу — около одного миллиона 800 тысяч тенге. В связи с нарастающими убытками на сегодня это для членов ассоциации невозможно.

Мы предлагаем снизить минимальный первоначальный взнос до миллиона тенге в виде залогового имущества. Необходимо признать социально значимыми все маршруты города. Провести соответствующее решение через маслихат г. Шымкента с регистрацией в юстиции, на основании этого заложить в бюджете города субсидии на все маршруты. Это даст возможность перевозчикам приобрести автобусы, покрывая лизинг. На сегодня субсидирование убытков перевозчиков производится выборочно. Субсидируются только крупные компании — ТОО «Shymkent Bus», ТОО «Т-Bus» и ТОО «Ман Онтустик» — в связи с обслуживанием социально значимых маршрутов.

Акиматом создана «КГУ-ЦДС» для контроля регулярности и лоббируется единственная компания по отслеживанию и контролю GPS, хотя эта сфера по законодательству находится в конкурентной среде.

Предлагаем дать возможность перевозчикам выбирать компании, предоставляющие услуги по отслеживанию, контролю GPS и соблюдению регулярности маршрутов, самим, без принуждения».

«Дяденьки, мы согласные, только не пинайте!»

Очередной бунт на коленях шымкентских автобусников, скорее всего, закончится победой акимата с разгромным счетом. Если, конечно, действующий состав игроков переживет на своих должностях этот тяжелый год. Мы на выходе получим очередную оптимизацию со скорой монополизацией. Пока будет идти этот айхай-шум, условно новые «Ютонги» успеют износиться, ибо нет ничего вечного под южным солнцем. Дальше сказочка начнется сначала: новые городские бастыки будут осваивать новый бюджет…

Игорь Лунин
фото автора

В нашем Telegram-канале  много интересного, важные и новые события. Наш Instagram. Подписывайтесь!

2 комментария в “Городской транспорт: акимат переходит в атаку

  1. Особенно хочется сказать про 12 и 12б маршруты, первый городской транспорт, который видят гости города, прибывшие в международный аэропорт города…(мы местные уже свыклись), на этих маршрутах самые худшие машины, как будто специально, отвратительно ходят, с огромным интервалом и годны для перевозки…только не людей. Ни о каких санитарных мерах и речи нет… На работу по утрам, ожидая именно этот маршрут, т.к. другой сторону аэропорта не едет, по полчаса, а то 40 минут стою и завидую людям, которые уезжают с остановки через пять минут после прибытия. 138, 152,74 по нескольку автобусов пройдёт, а 12 нет… Замените, прошу, на маленькие автобусы с частым интервалом как 138, хочу ехать на работу и обратно, как человек, не опаздывать из-за общественного транспорта, который и так работает сейчас с ограничениями.

  2. Такая проблема не только с 12 — м автобусом, а со всеми автобусами которые едут на дальние расстояния к ним относятся и 16 и 22 и 71 и многие другие маршруты, интервалы между каждым маршрутом 25 — 30 мин. А когда холодно или гололед и того больше. Другая проблема что автобусы стоят долгое время на остановках, а потом несутся наверстывая упущенное время как суперкары на формуле 1. А в 7 вечера уже никуда и не откуда не уедешь. Только центральные маршруты ходят до поздна. Вот такая вот сказка творится в волшебном царстве автобусников. Хотя возможно у них другая причина почему они исчезают после 19.00 возможно волшебство заканчивается, как во всем хорошо известной сказке и автобусы превращаются в тыквы)))

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *