Ханкорган: времен связующая нить

4 Дек 2018

 В какую бы сторону вы ни выехали из Шымкента, на протяжении всего пути будут встречаться древние курганы, средневековые памятники, в числе которых поселения и городища. Сегодня наша небольшая экспедиция,состоящая из трех человек — корреспондента «ЮК», археолога А. Грищенко и старшего научного сотрудника отдела археологии областного музея А. Донца, — отправляется в сторону слияния рек Аксу и Арыси. Наша цель — городище
Ханкорган.

Именно этот памятник истории и археологии связан с именем одного из ярких государственных деятелей Казахского ханства — Аблай хана. Именно здесь провел свои последние дни предок Ч. Валиханова.

Ханкорган – средневековое городище, расположенное на левом берегу Арыси (Сайрамский район, Туркестанская область). Оно было возведено недалеко от русла реки, на невысокой надпойменной части левобережья. Памятник археологии имеет несколько периодов обживания.

В культурных слоях раскопок обнаружены артефакты, свидетельствующие о проживании людей в доисламский (до VIII в.), караханидский (X-XIII вв.), тимуридский (XIV в.) периоды, а также в позднем средневековье (XVIII–XIX вв.).

На глубине 3,5 метра археологи обнаружили находки доисламского периода. Это роговидные подставки, дастарханы, предметы быта. Этот же культурный слой представил строительные конструкции VI-VIII вв.

Население Ханкоргана, входившего в состав Караханидского государства, которое приняло ислам, забутовало все, что было связано с доисламским периодом. То есть вся площадь, предназначенная для дальнейшего строительства и проживания, была залита бутом из глины. В одном из углов раскопа под забутованным слоем археологи обнаружили яму, где были сложены вещи, связанные с идолопоклонничеством.

Примечательно, что во времена монгольского правления городище запустело. Тогда здесь было кладбище. Захоронения велись начиная с XIII века до тимуридского периода. Причем люди, проживавшие здесь во времена правления Тимура, о могильнике ничего не знали. Жители вернулись в городище, снесли все, что осталось от караханидов, и начали строиться заново. На площади, где проводились раскопки, были обнаружены хозяйственные помещения, ташнау (санитарно- очистительные устройства, предназначенные для слива грязной воды после мытья рук и посуды), керамические изделия. Все они относятся к периодам караханидского и тимуридского правления. Как рассказали ученые, в Ханкоргане очень мощные культурные слои упомянутого периода. Все изделия красивые, изящные, с узорами. Позже керамика и глазурь становятся хуже. Связано это с тем, что с XVI века люди начинают работать не на качество, а на количество.

По словам научного сотрудника ЮКГУ им. М. Ауезова А. Ергешбаева, в этом году все открытые конструкции будут присыпаны землей. Если впоследствии на объекте не будет реставрации или музеефикации, то археологам придется закопать все раскопы.

Рассказал Азамат и о караул-тобе, расположенных вокруг городища. Эти холмы жители и гости Южного Казахстана могут видеть повсеместно: вдоль дорог в Темирлановку, Боралдай, Колтоган и т. д. По мнению ученых, эти караулки работали именно на городище Ханкорган. В качестве караульных башен люди использовали в основном сакские курганы. Связано это с тем, что находились такие сооружения на возвышенностях, а для их строительства необходимы были грунт и вода. С водой как раз и возникали проблемы, так как ее нужно было поднимать на высоту в больших количествах.

Последний период обживания городища в XVIII–XIX вв. связан со временем правления Аблай хана. А. Ергешбаев еще раз подтвердил, что одна из ставок хана была на этом месте. Однако археологические раскопки показали, что к периоду правления Аблай хана (XVIII в.) относятся самые верхние, плохо сохранившиеся слои. Кроме того, имя Аблай хана отражено в названии городища — Ханкорган. Об этом свидетельствует и потомок хана — султан Садык. В его биографии, опубликованной Е. Смирновым, читаем: «В настоящее время султан Садык живет в Чимкентском уезде на реке Арыси, верстах в шести на север от сартовского села Кара-Булак, близ развалин Ханкоргана, бывшего когда-то ставкою его предка, киргизского хана Аблай хана».

Почему именно Ханкорган был выбран в качестве зимней ставки Аблай хана? Дело в том, что исключительно благоприятные во всех отношениях экологические условия Сайрамского оазиса с богатыми земельно-водными и значительными минеральными ресурсами горных районов Юго-Западного Тянь-Шаня издревле привлекали сюда людей и привели к образованию одного из древних очагов цивилизации Казахстана. Кроме того, Туркестан и Сайрам были, прежде всего, религиозными центрами, которые могли быть связаны и с иными политическими центрами.

Ханкорган, расположенный близ слияния рек Аксу и Арыси и окруженный прекрасными пастбищами и возделанными землями, освоенными издревле, видимо, устроил Аблай хана в качестве зимней ставки. Ученые смогли доказать, что хан Аблай умер не в Ташкенте, а в области, на то время называемой Ташкенией, которая включала в себя территорию современной Туркестанской области. Не случайно местные жители до сегодняшних дней сохранили предания о пребывании на Ханкоргане хана Аблая и о его последних днях жизни.

Городище, возникшее в раннем средневековье, уже при караханидах и тимуридах стало культурным и экономическим центром со своим торгово-ремесленным производством и коммунальным благоустройством, о чем свидетельствуют квартал гончаров, следы обработки железа и гончарные материалы на городище, а также руины средневековой бани за крепостными стенами.

Ранее была установлена периодизация жизни городища Ханкоргана: от эпохи Тюркского каганата до Казахского ханства с небольшими перерывами. Археологические исследования, проведенные на городище, показали, что под слоями с монументальной архитектурой эпохи Тюркского и Тюргешского каганатов залегает еще несколько метров культурных отложений, которые, возможно, прибавят возраст городища на века.

Таким образом, город на Ханкоргане переживал все этапы урбанизации древних и средневековых городов юга таких, как Шымкент, Яссы-Туркестан, Сайрам, Отрар, став на короткий срок политической ставкой Аблай хана в XVIII веке. Он оказался заброшенным со смертью суверена, разделив судьбу позднесредневекового Отрара и ряда других заброшенных городов правобережья Сырдарьи. В то время, как Туркестан и Сайрам продолжали жить.

Владимир Привалов

фото автора

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *