Хотим все знать!

17 Апр 2024 11:19
Количество просмотров: 375

Год назад в Шымкенте был инициирован проект «Общественный контроль»

12 апреля 2023 года Гражданский Альянс заявил о реализации новой программы «Гражданские инициативы», в рамках которой планировалось проводить общественный контроль.

Для начала необходимо было понять, изучить все, что связано с этим действием. После изучения-обучения были сформированы две группы по мониторингу государственных закупок в системе образования, а также распределения государственного социального заказа управлением внутренней политики и по делам молодежи г. Шымкента.

На первом заседании членов консультативного совета ЧУ «Казахстанский институт общественного контроля».

Деятельность общественников наделала много шума, что было вполне ожидаемо. Ведь в поле зрения оказались сферы, куда выделяются немалые бюджетные деньги при не всегда четко отлаженной системе контроля за их целесообразным использованием. Прежде представители общественности не брались целенаправленно исследовать и изучать эффективность трат бюджетных средств. А тут! Участники проекта даже попали под прессинг жесткой критики и обвинений в незаконности своих действий. Мол, суют нос, куда не следует, те, кому не положено. Однако обозначились и горожане, имеющие другую точку зрения: хорошо, что нашлись желающие вывести на чистую воду недобросовестных участников освоения бюджетных средств, поставить заслон нерациональным тратам денег налогоплательщиков, а то и вовсе хищениям и припискам.

Какова судьба одного из самых смелых и резонансных проектов представителей гражданского общества Шымкента? Об этом и многом другом мы беседуем с и. о. директора частного учреждения «Казахстанский институт общественного контроля» С. Имбаровой.

С. Имбарова.

— Сара Есенбековна, можно ли назвать создание института главным итогом начатого в прошлом году проекта по внедрению общественного контроля?

— Конечно. Работа в этом направлении выявила огромный пласт проблем в вопросах выделения, распределения и освоения государственного заказа участниками государственных закупок. Но, пожалуй, самое важное — нами сделан первый шаг в сторону понимания того, что можно и нужно активнее, смелее участвовать в жизни нашего города, не бояться задавать власть имущим неудобные вопросы, спрашивать о качестве услуг у победителей тендеров. И мы решили начать обучать людей грамотно участвовать в делах государства, то есть осуществлять общественный контроль. Один проект перерос в другой — более широкий, целостный и доступный.

— Чей опыт или, может быть, идеи были изучены при создании института?

— Идеи исключительно наши. Это первый институт такого уровня в нашей стране, а Гражданский Альянс Шымкента можно смело назвать первопроходцем! К счастью, наш маленький опыт уже получил достойную оценку со стороны. Так, руководитель Казахстанского фонда развития парламентаризма З. Баталова предложила продвигать этот проект по всему Казахстану. И мы будем рады такому сотрудничеству.

— Скандал, разгоревшийся во время визита группы общественников в школы города Шымкента, случился в октябре прошлого года. Особенно недовольны были предприниматели, которые оказывают услуги по организации школьного питания в столовых. Отстоять обиженных тогда оперативно взялся Совет по защите прав предпринимателей при Палате «Атамекен», осудив проверки. Аргумент: обновленный после внесения поправок Закон РК «Об общественном контроле» тогда еще не вступил в свою законную силу. Неужели группы действовали незаконно?

— Хочу подчеркнуть: прежде чем запускать данный проект, мы основательно подготовились, изучив законодательную базу. Каждый понимал, что миссия предстоит непростая и где-то даже опасная.

Вы правы, когда говорите об обновленном Законе и его новых сроках. Помимо этого, основанием для деятельности групп общественников является статья 33 Конституции РК: «Граждане РК имеют право участвовать в управлении делами государства непосредственно и через своих представителей». Основанием для работы стала и «Концепция управления государственными финансами РК до 2030 г.», принятая Указом Главы государства в сентябре 2022 года. Согласно п.5.6. документа, НПО и граждане наделены полномочиями проведения общественного мониторинга для выявления негативных последствий для общественных интересов от расходования бюджетных средств.

Работа общественников в школах Шымкента, октябрь 2023 г.

Предполагаю, что обвинения о незаконных действиях в наш адрес высказывали те, кто некомпетентен в вопросах юридического и правового характера. Ни о каких проверках и речи не было. Никто предписаний о нарушениях не вручал, претензий не предъявлял, проб с продуктов и готовых блюд на исследование не брал. В школы заходили с целью посмотреть, как и на что потрачены бюджетные деньги. Мы и сейчас подчеркиваем, что действовали исключительно в интересах детей, их здоровья и безопасности.

Никакая предпринимательская деятельность не должна нарушать права граждан. Это, кстати, отражено и в Кодексе о предпринимательской деятельности.

— А не все поняли. Почему?

— Работа общественного контроля показала, насколько слаб и несостоятелен в своем развитии наш гражданский сектор. Ведь получилось, что одна НПО, а «Атамекен» — это такая же общественная организация, как и наш Гражданский Альянс, взялась выступать в роли обличителя, обвинителя другой? Вместо того, чтобы совместно решать возникшие вопросы, пойти на диалог. Нас еще и выставили в неприглядном свете в среде предпринимателей. По сути, дискредитировали в обществе. Разве такие цели преследует гражданское общество? Я считаю, что третий сектор должен развиваться на принципах уважения, сотрудничества в интересах разных слоев общества.

А на сегодняшний день о каком-либо единстве интересов говорить не приходится. Представители гражданского общества выглядят разрозненными и разобщенными. Пример: на недавнюю встречу с новым руководителем управления внутренней политики из приглашенных 17 потенциальных поставщиков государственного социального заказа пришли только пятеро. Остальные проигнорировали.

— Возвращаясь к работе мониторинговых групп, каковы были итоги их работы?

— Был подготовлен отчет, где сформулированы 19 выводов на основе системных ошибок и несоответствий государственных закупок в учебных заведениях. По ним выдано семь рекомендаций для устранения нарушений и несоответствий. Документ направлен в городское управление образования. К слову, новый руководитель данного ведомства Нургуль Шамшиева встретилась с нами по личной инициативе практически сразу после назначения (до октября 2023 года данный пост занимала Ж. Тажиева — Авт.). Она отметила важность и актуальность общественного контроля, выразила заинтересованность в дальнейшем сотрудничестве, желание избежать нежелательных нарушений в работе учебных заведений, усилить спрос с поставщиков государственных услуг.

Сегодня мы в ожидании ответа управления образования о работе в данном направлении.

Напомню, что, помимо изучения нюансов работы пищеблоков и школьного меню, внимание наше было направлено и на итоги работы по оснащению школ компьютерным оборудованием и предметных кабинетов. На целесообразность, своевременность, результативность и эффективность закупок.

— Наша газета ранее сообщала об обнаруженных в школах нераспакованных коробках с закупленным оборудованием для уроков робототехники, STEM-лабораторий, кабинетов физики, химии, ноутбуках без программного обеспечения. Факты, на мой взгляд, просто шокирующие. И хочется надеяться, что управлением образования будут сделаны соответствующие выводы и предприняты меры по недопущению подобных безобразий в будущем.

— Уточню, что подобные нарушения обнаружены не только в шымкентских школах, но и в других регионах страны.

— Что собой представляет обучение в новом институте и кто может стать его слушателем?

— Наш институт с апреля этого года запускает серию обучающих мероприятий для всех желающих участвовать в управлении делами государства. Это могут быть родители школьников, студенты, пенсионеры, журналисты, представители общественных организаций — одним словом, все желающие граждане, кому не безразлична судьба своего города, края, страны. Ограничения: человек должен быть дееспособным, не состоять на учете в нарко- и психоневрологическом диспансерах, не иметь непогашенную судимость.

Обучение бесплатное. Адрес офиса: ул. Бейбитшилик, 3, четвертый этаж.

Институт общественного контроля приглашает также к сотрудничеству и все заинтересованные организации. К услугам слушателей квалифицированные юристы, специалисты по работе с сообществом, эксперты в различных отраслях. Они помогут грамотно реализовывать свои конституционные права. К примеру, у меня за плечами недавняя стажировка в рамках подготовки тренеров (ТоТ) по общественному мониторингу государственных закупок в РК, являюсь единственным сертифицированным тренером в Шымкенте.

В отдельных школах Шымкента закупленное на госсредства оборудование лежит мертвым грузом.

Отмечу, что деятельность института соответствует Плану действий Правительства на 2024-2025 годы по реализации рекомендаций XI Гражданского форума. В документе одним из пунктов значится: «Привлечение представителей гражданского общества к проведению внешнего анализа коррупционных рисков в деятельности государственных органов и квазигосударственного сектора».

— Какие сферы попадут в поле зрения групп общественного контроля в этом году?

— Есть намерения продолжить мониторинг государственных закупок в школах, изучить доступность санаторно-курортного лечения для социально уязвимых групп населения, а также реализацию отдельных проектов в сфере дорожного строительства.

— Чем, на ваш взгляд, должны быть движимы люди, которые с головой окунаются в общественный контроль? Ведь эта сфера отнимает не только массу личного времени, но и нервов, моральных сил. К тому же эта работа никем не оплачивается.

— Наверное, патриотизмом, как бы пафосно это ни звучало. Неравнодушием к происходящему вокруг тебя, близких людей, земляков. Желанием сделать нашу жизнь лучше и чище. Эта работа очень трудная, согласна. Особенно сложно заниматься ею в Шымкенте, где жизнь проходит и развивается по своим, внутренним, правилам и устоям. Сказывается влияние родственных, клановых связей, землячества и даже соседских отношений в самых разных сферах деятельности и общения людей. Но самоотверженные граждане находятся, и это радует. Они среди нас, и я надеюсь, что вместе мы сможем добиться того, чтобы общественное мнение обрело реальную силу в нашем обществе. Чтобы и с нашим участием, в том числе, у населения выработалась нетерпимость к любому противоправному поведению, преступлению, поступку.

И здесь уместно напомнить слова нашего Президента:«Должна быть диктатура закона и порядка. Без этого мы не сможем удержать нашу страну в этих сложнейших геополитических условиях».

— Удачи вам, спасибо большое за интервью.

 

 

Марина Лимаренко

 

 

 

 

В нашем Telegram-канале  много интересного, важные и новые события. Наш Instagram. Подписывайтесь!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *