Искусство говорить

15 Мар 2019 14:36
Количество просмотров: 1968

Речь — одежда мыслей, а красноречие — ее элегантный наряд.

Ежедневно мы убеждаем кого-то в правоте своих слов, в свою очередь, и нас пытаются убедить в том или ином дикторы телевидения, продавцы, рекламодатели, начальство, окружение.

Факты, доводы, аргументы, причины витают вокруг.

Каждый хочет аргументированно выстраивать свои позиции и убедительно говорить, чтобы оппонент был заинтригован и заинтересован услышанным.

Можно участвовать в переговорах, продавать, публично выступать, полемизировать и спорить. Человек постоянно пытается доказать и отстоять свои права или точку зрения.

Какие нужны для этого навыки, и что это такое — ораторское искусство?

 10 приемов ораторского искусства

Облик руководителя компании, его лидерские качества и навыки продажи определяют успех предприятия. Это знают специалисты по пиару, которые пишут для руководителей речи, продумывают их внешний вид, учат выступать на публике и правильно расставлять акценты. Книга Джеймса Хьюмса — известного писателя, бывшего спичрайтера пяти американских президентов — раскрывает некоторые секреты ораторского мастерства и создания харизмы. Освоив приемы, предлагаемые автором, можно обрести уверенность и научиться легко и успешно справляться с публичными выступлениями.

 1. Пауза

С чего должно начинаться любое успешное выступление? Ответ прост — с паузы. Неважно, какая речь: подробное выступление на несколько минут или короткое представление следующего докладчика — нужно добиться тишины в зале. Выйдя на трибуну, надо осмотреть аудиторию и зафиксировать взгляд на одном из слушателей. Затем мысленно произнести первое предложение и уже после выразительной паузы начать говорить.

2. Первая фраза

Все успешные ораторы придают большое значение первой фразе выступления. Она должна быть мощной и обязательно вызывать положительный отклик у аудитории. Первая фраза — это, выражаясь терминологией телевизионщиков, прайм-тайм выступления. В этот момент аудитория максимальна по численности: каждый человек в зале хочет посмотреть на вас и узнать, что вы за птица. Уже через несколько секунд может начаться отсев слушателей: кто-то продолжит беседу с соседом, кто-то уткнется в телефон, а кто-то и вовсе заснет. Однако первую фразу услышат все без исключения.

3. Яркое начало

Если в запасе нет яркого подходящего афоризма, способного приковать всеобщее внимание, то можно начать с истории из своей жизни. Если есть важный факт или новость, неизвестная слушателям, то начинать можно сразу с нее («Вчера в 10 часов утра…»).

4. Главная мысль

Еще до того, как речь будет написана, нужно определить ее главную мысль. Этот ключевой момент, который хочется донести до аудитории, должен быть сжатым, емким, «помещаться в спичечный коробок». Как говорил Черчилль, хорошая речь подобна симфонии: она может быть исполнена в трех разных темпах, но в ней должна сохраняться основная мелодия.

5. Цитаты

Есть несколько правил, соблюдение которых придаст силу цитированию. Во-первых, цитата должна быть близка. Никогда не нужно приводить высказывания автора, который незнаком, неинтересен. Во-вторых, имя автора должно быть известно слушателям, а сама цитата должна быть короткой.

6. Остроумие

Чтобы разбавить свое выступление, можно добавить шутку или анекдот. Однако не стоит забывать, что шутка ради шутки только оскорбляет слушателя. Автор книги советует для проверки анекдота или остроты использовать правило трех Р: шутка должна быть реалистичной, релевантной и рассказанной (а не прочитанной).

7. Чтение

Чтение речи с листа с опущенными вниз глазами, мягко говоря, не вызывает восторга у аудитории. Как же тогда поступить? Нужно научиться правильно читать. Первое правило прочтения речи: никогда не произносить слова, если глаза смотрят на бумагу. Здесь поможет техника СОС: смотреть — остановиться — сказать.

8. Приемы оратора

Известно, что Черчилль фиксировал свои выступления, подобно стихам, разделяя на отдельные фразы и записывая каждую в отдельную строку. Чтобы речь зазвучала более убедительно, стоит воспользоваться этим приемом. А именно: использовать рифмы и внутренние созвучия во фразе (например, фраза Черчилля «Мы должны следовать принципам гуманИЗМА, а не бюрократИЗМА»). Тут есть одно «но»: рифмованная фраза должна быть одной на всю речь, не нужно превращать выступление в поэму.

9. Вопросы и паузы

Многие ораторы используют для установления контакта с публикой вопросы. Тут тоже есть правило: не задавать вопрос, если не знаешь на него ответа. Только предсказав реакцию публики, можно подготовиться и извлечь из вопроса максимальную пользу.

10. Финал

Даже если речь была невыразительной, все может исправить удачная концовка. Чтобы произвести впечатление в финале, нужно призвать на помощь свои эмоции: гордость, надежду, любовь и т. д. Затем постараться передать эти чувства слушателям. Нельзя заканчивать речь на минорной ноте, этим можно просто уничтожить свою карьеру. Лучше использовать духоподъемные цитаты, стихи или шутки.

Наконец, еще один совет: удивлять слушателей, заставать их врасплох. Не быть предсказуемым и прозаичным, иными словами — не таким, как все.

 Разновидности выступлений

Целью публичного выступления является побуждение аудитории к совершению определенных действий. Главный критерий эффективности выступления заключается в действиях аудитории.

Существует четыре формата выступлений.

 Побуждающие выступления

Такие речи звучат как побуждающие к какому-либо действию. Например, человек продает определенный товар, и от его выступления зависят продажи. Тогда проводят презентацию, что побуждает аудиторию подписать договор или проголосовать за нужную кандидатуру.

Ритуальные выступления

Ритуальные речи чаще произносят конферансье, когда представляют кого-то, или же вступительные речи, к ритуальным выступлениям относятся также тосты. Целью ритуальных выступлений является изменение отношения аудитории. Если речь идет об имениннике, то слушатели должны обратить на него внимание. Ораторское искусство в таком выступлении необходимо, так как нужно уметь завлечь публику.

Информирующие речи

Речи, к которым предъявляются самые низкие требования по форме, — лекции. Они не обязывают оратора быть интересным, красноречивым, чопорным и интригующим, так как аудитория зависит от оратора, а не наоборот.

Развлекательные речи

Это профессиональное искусство, где необходимы определенные знания, которыми пользуются актеры, театралы и юмористы. Среди них тоже есть достойные ораторы. Так, Джим Керри выступил перед выпускниками университета с ошеломляющей и веселой речью, которая запомнилась им надолго.

Великие ораторы древности и наших дней

 Люди, имеющие ораторские навыки, всегда легко приобретают статус лидера среди друзей, коллег, быстро добиваются успеха во многих делах. Невозможно представить политического деятеля, который не умеет говорить структурированно. На протяжении всей истории человечества появлялись люди, чье ораторское мастерство выходило на выдающийся уровень. 

 Лисий

Ораторское искусство начало свое развитие в Древней Греции. В список выдающихся деятелей входят такие величайшие ораторы, как Перикл, Цицерон, Лисий, Демосфен, Аристотель и прочие. Но в особенности следует выделить Лисия, так как именно на него равнялись все последующие поколения. Он был прекрасным судебным оратором древних времен, речи которого всегда отличались оригинальностью, выразительностью и неповторимостью. Он хорошо продумывал и внимательно отрабатывал каждую деталь своего текста. Часто в выступлениях этого оратора присутствовала ирония, что вызывало огромную симпатию у аудитории.

Уинстон Черчилль

Этот политический деятель всегда предварительно готовился к каждому выступлению, продумывая даже мимику и жестикуляцию. Отрабатывал текст так, чтобы он был идеальным. Черчилль отличался харизмой, часто использовал в речи юмор. Сам был воодушевлен идеями, которыми заражал весь народ. При составлении текста он активно пользовался такими художественными приемами, как метафора и сравнение. В процессе общения Черчилль старался быть спокойным и вести себя естественно. С рождения он имел такой дефект речи, как шепелявость, однако со временем сумел от него избавиться.

Адольф Гитлер

Несмотря на свою сущность, этот человек был сильнейшим оратором, который, выступая, всегда держал народные массы в напряжении и полном внимании. В выступлениях он применял резкую жестикуляцию рук, говорил эмоционально и даже грубовато. В его речах наблюдалась такая черта, как использование длительных пауз с целью подчеркнуть что-то важное и основное. Речь он подготавливал заранее, записывая все на бумаге. Гитлер не отличался сдержанностью, поэтому нередко давал волю эмоциям, выплескивая их на слушателей. Людей привлекало, что он говорил то медленно, то быстро. Поэтому данный прием использовался им в каждом выступлении. Несмотря на то, что его идеи зачастую были жестокими и неверными, народ поддерживал его. В связи с этим Гитлера называют оратором зла. Вопреки всей черной стороне этого человека, он всегда в списке «Величайшие ораторы XX-XXI веков».

 Владимир Ильич Ленин

Ленин разговаривал с народом на понятном для них языке. Он хорошо чувствовал настрой толпы, умел увлечь идеями. Он общался со слушателями, вел диалог. Был лаконичен, конкретен, использовал направляющие жесты рук, усиливающие воздействие.

Поза ног — удобная, они широко расставлены. Эффектные и харизматичные высказывания увлекали всех. Слова, которые произносил Ленин, становились крылатыми, их повторяли и печатали.

Лев Давидович Троцкий

Многие люди говорили, что Лев Давидович — это лучший оратор XX века. У него был мощный тембр голоса, слова он произносил четко и понятно. Он был умным и активным человеком, которого боялись многие противники. Сам же великий оратор не испытывал страха ни перед одним человеком, поэтому говорил в лицо все, ничего не тая. Речь Троцкого всегда была выстроена последовательно, логично и кратко. Его дар красноречия был ярко виден во время политических выступлений.

 Управление голосом

 Если речь — это то, как человек использует слова, то голос — это то, как они звучат. Использовать свой голос можно по-разному: бормотать, шептать или кричать. Можно реветь, предлагать, требовать. Можно заявлять, объявлять, утверждать, подтверждать. Им можно влиять на людей. По тому, как звучит голос, слушатели делают выводы об отношении к ним и идеям, которые представляет оратор. Из этого следует: чтобы быть хорошим докладчиком, нужно в первую очередь следить за голосом и учиться использовать его эффективно. Правильное управление может подчеркнуть и усилить каждую идею, которую хочется передать.

Для большей убедительности нужно варьировать разные элементы звучания. Если высота, громкость, ритм и тембр голоса не будут меняться, спикер рискует быть монотонным. В результате аудитория потеряет к нему интерес. Четыре приема управления голосом помогут

1 Регулировать громкость голоса

 Нужно менять громкость, препятствуя тому, чтобы голос стал монотонным. Лучше говорить достаточно громко, чтобы все могли услышать. Выступая перед многочисленной аудиторией, говорят немного громче, даже если используется микрофон. А при отклонении от темы говорить лучше тише.

2 Установить оптимальную  высоту голоса

Высота — это частота звуковых волн, которые производит каждый из нас. Звуки бывают высокие и низкие. Например, вопросы должны завершаться на высокой ноте. Утверждения, наоборот, должны произноситься нейтральным или более низким тоном.

3 Менять ритм  и темп

Ритм — это последовательность звуков. Темп — это быстрота речи. Ритм используют, чтобы передать значение. А замедленный темп, чтобы подчеркнуть определенные идеи. Ускорив его, выражают волнение или шутят. Чтобы люди смогли понять сложную идею, нужно сделать паузу, чтобы подчеркнуть важные пункты или дать время слушателям.

4 Контролировать  тембр

Тембр — это эмоциональная окраска голоса или отношение, которое скрывается за словами и фразами. Используя тембр, можно подчеркнуть свою идею, выразить эмоции или определенное отношение. Сначала выбирают слова и фразы, которые подтвердят позицию оратора. Затем меняют эмоциональную экспрессию, чтобы подчеркнуть смысл.

По материалам интернет-сайтов страницу подготовила
Ю. Павлова

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *