История, запечатленная в полотнах

18 Дек 2023 10:16
Количество просмотров: 1752

В музее изобразительного искусства Туркестанской области открылась выставка картин «Аманат», посвященная 90-летию Союза художников Казахстана. Здесь представлены работы мастеров из многих регионов страны, в том числе и южноказахстанцев. Все они, к сожалению, уже ушли из этой жизни, но оставили после себя замечательную память — свои неповторимые полотна.

Изобразительное искусство — одна из самых древних и в то же время актуальных форм художественного выражения, которая включает в себя все типы изображений, созданных с помощью различных материалов и техник. 

На выставке представлено 122 картины, выполненные в разной технике.

Честно сказать, я не особый любитель живописи. Но, оказавшись в картинной галерее, стараюсь внимательно вникать в полотна, обращая внимание не столько на центральные фигуры, сколько на детали. Из жанров воспринимаю как реализм, так и авангард. Главное, чтобы это было выполнено без пошлости и с душой. Однако реализм все же больше по душе.

Выставка, на которую меня пригласила заведующая экскурсионным отделом музея изобразительного искусства Р. Бекталиева, поразила и впечатлила не только своим размахом, но и теми сюжетами, которые запечатлены на холсте и бумаге.

Современные художники в основном обращаются либо к природе, либо к истории. А вот на выставке, о которой идет речь, можно увидеть становление и развитие Казахстана, начиная с Октябрьской революции и до 90-ых годов прошлого века. В полотнах запечатлена наша история, наши достижения и горести, в том числе очень трагические.

Вот вам штурм Зимнего дворца. А рядом — радость от встречи с вернувшимися живыми сыном и отцом с фронтов Великой Отечественной войны.

На выставке можно увидеть несколько вариантов портретов нашего знаменитого борца К. Мунайтпасова. А рядом пейзажи нашей южноказахстанской природы: степь, Машат, Бургулюк. И у каждого художника свой взгляд на одну и ту же картинку. И этот взгляд выражается не только в технике, но и в мелочах и деталях.

Художники-реалисты изображали мощь страны.

Огромное количество работ, прославляющих людей труда. Во весь рост на вас смотрит чабан — Герой Социалистического Труда. А рядом — ткачихи. Или труженики села за работой и во время дневного отдыха. А вот портрет сталевара у доменной печи.

«В этом году мы празднуем 90-летие Союза художников Казахстана. Уже провели выставку современных ныне здравствующих художников — членов этого Союза. Но у нас в фондах собрано огромное количество произведений тех, кого уже нет. В запасниках их более 300, однако на выставке представлено лишь 122 работы. Как видите, здесь есть и маленькие по размеру картины, и монументальные полотна. Например, «Девушка полей» В. Фроловой или картины исторического жанра А. Турсунова», — рассказала Рыскуль Искендировна.

По словам заведующей экскурсионным отделом, полотна многих художников — это летопись истории города и области. Например, работы Г. Пономаренко с его заводами или фабриками. Здесь же картина Ф. Потехина с любимым художником Сузаком.

Если говорить о моих пристрастиях, то, как уже было сказано выше, я поклонник реализма. Ученые люди считают, что реализм принято рассматривать как начало развития современного искусства.

В буквальном смысле «реализм» — художественный стиль, который правдиво и объективно воспроизводит действительность во всех ее подробностях вне зависимости от степени красоты изображаемого на картине.

Дети шымкентского художника-любителя С. Азимова.

Можно сказать, что, с философской точки зрения, реализм подхватил прогрессивные цели модернизма, стремясь к новым горизонтам через пересмотр и опровержение традиционных систем ценностей и верований. Повседневная жизнь и современный мир стали подходящими объектами для искусства, призванного точно и объективно зафиксировать действительность.

Когда смотришь на такие картины, складывается ощущение, что видишь не рисунок, а картинку через открытое окно. А еще удивляешься: прошло столько времени, и многого из того, что было, уже нет — свинцового, цементного, фосфорного заводов…. На нескольких полотнах развернулось строительство Чардаринского водохранилища. А вот пейзажи любимых горожанами горных ущелий, которые изображены на картинах еще нетронутыми диким строительством.

По факту работы, представленные на выставке, — это исторические документы. Кроме заводов, благодаря картинам, можно прогуляться по улочках Старого города с саманными домиками и дувалами. Или увидеть первый корпус сантонинного завода, ныне химико-фармацевтического. А поодаль жительницы Чимкента стирают белье на берегу реки Кочкараты.

«На выставке представлены работы художников 30-ых годов, которые были репрессированы. Например, Н. Рыльцев. Для нас работы этого художника вообще уникальны. Он создал незаменимый труд — написал портреты южноказахстанцев — Героев Советского Союза», — рассказала Р. Бекталиева.

Кроме художников Южного Казахстана, здесь можно увидеть полотна таких мастеров, как А. Кастеев, А. Исмаилов, А. Галымбаева, Г. Исмаилова, С. Мамбеев, Н. Нурмухаммедов.

Широко представлены и соцреализм, это мастера Т. Абуов, М. Калимов, З. Юсупов, Е. Невежин, В. Фролова, А. Пак.

Картины — свидетели того, чего уже нет.

Много работ, написанных в 50-60 годах прошлого века. Это время возможностей интеграции мировоззренческих принципов Запада и Востока. И это сплочение видно в картинах С. Айтбаева, Т. Тогысбаева, А. Сыдыханова, Ж. Шарденова. Все они представители своего яркого поколения и основоположники казахского авангардного искусства.

На выставке можно познакомиться с работами художников, которые развивали графическое искусство страны: В. Антощенко-Оленев, К. Баранов, Н. Гаев, В. Гурьев, Е. Сидоркин, Ю. Мингазитдинов. Здесь не только линографика, но и работы, созданные иголкой и тушью.

Любителям декоративно-прикладного искусства, пришедшим на выставку, тоже будет чему удивиться.

Когда подходил к музею изобразительных искусств, обратил внимание на машину, заезжавшую на автостоянку. Из нее вышли мужчина и женщина с огромным букетом белых роз. А уже в зале я увидел эти розы под одной из картин.

Познакомился с парой, выяснилось, что это Камила и Сейткарим Азимовы. Он инженер-строитель, а она учитель истории. А на выставке представлена картина их отца — С. Азимова.

«Отец долгое время был директором областной типографии. Когда он еще работал, делал наброски и копии известных картин. Ему очень нравился Айвазовский. Таким образом, он тренировал руку. Любил портреты и пейзажи. А писать начал, выйдя на заслуженный отдых. Хотя этот дар у него с детства, и живопись на протяжении всей жизни была его хобби», — поделились Камила и Сейткарим.

Работа С. Азимова, которая представлена на выставке, называется «Бургулюк». Горы, сады, река и загорающие отец с сыном. А напротив картины стояли два человека с горящими любовью глазами — дети художника. Как пошутили брат с сестрой, на детях природа отдохнула, а вот внукам передалось дедушкино мастерство.

Обращает на себя внимание то, что в выставленных картинах очень много солнца и тепла. Видно, что писали их с огромной любовью к своему родному краю, к своей родине.

И люди, изображенные на полотнах. За исключением темы войны лица сияют, а взгляд устремлен в будущее. Даже в черно-белой графике портрет народного поэта О. Сулейменова передает всю мощь личности нашего современника.

Человек труда у людей искусства был в почете.

Изобразительное искусство имеет огромное значение для развития культуры и образования. Оно помогает человеку понять и оценить красоту окружающего мира, развивает его эстетический вкус и чувство прекрасного. И, конечно же, является источником вдохновения для других видов искусства, таких как литература, музыка и театр.

Кроме того, изобразительное искусство, в частности картины, представленные на выставке, важный элемент нашего культурного наследия. В них сохранены и переданы традиции, история и обычаи нашей разнообразной культуры.

В начале статьи я уже упомянул, что современные художники в основном обращаются либо к природе, либо к истории. И, к сожалению, в их картинах, в отличие от их предшественников, работы которых представлены на выставке, нет дня сегодняшнего. И этот факт говорит о многом.

Основная цель изобразительного искусства — вызвать у зрителя эмоции и переживания, передать определенные идеи и состояния. И эти задачи организаторы выставки выполнили сполна.

Не пожалейте времени и придите на выставку. Она поможет понять и прочувствовать мир, в котором мы живем и мир, в котором жили наши родители, бабушки и дедушки. И, быть может, для кого-то эта выставка станет мотивом для развития индивидуальности и творческого потенциала.

 

Владимир Привалов

фото автора

 

В нашем Telegram-канале  много интересного, важные и новые события. Наш Instagram. Подписывайтесь!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *