Как рождаются куклы

31 Янв 2022 10:50
Количество просмотров: 3172

Хоть и говорят, что незаменимых людей не бывает, есть у нас в стране редкие специалисты, называемые штучными, которым, действительно, нет замены. Один из них — А. Трояновский, уже 20 лет работающий в Шымкентском театре кукол и юного зрителя. Андрей Николаевич — заведующий художественно-бутафорным отделом, и именно благодаря ему куклы оживают: они кланяются и улыбаются зрителю, двигаются по сцене, как настоящие актеры играют свои роли.

Спешу с ним познакомиться. В назначенный день прихожу в театр. Андрей Николаевич приглашает войти в свой отдел, расположенный на третьем этаже, сюда вход посторонним запрещен, но для журналиста сделали исключение.

А. Трояновский рассказывает, что еще со школы любил что-либо конструировать, собирать. Поэтому сразу согласился, когда его пригласили в театр работать машинистом сцены и на полставки инженером по изготовлению механических частей кукол. Андрей признается, что до этого и понятия не имел, как устроены куклы. Опыта не было, но было огромное желание обучиться новому делу. Начал разбирать старые куклы, заново их собирать, придумывал что-то свое.

Одним словом, Андрей Николаевич — самоучка, наставников у него не было. Он любезно согласился показать мне весь процесс изготовления куклы.

А. Трояновский рассказал, что сначала утверждается спектакль, затем режиссер-постановщик ставит перед художником-постановщиком задачу, какие должны быть задействованы куклы. Рисуются эскизы. К делу приступает производственный отдел, где целая творческая команда работает над воплощением в жизнь задуманного, причем специалистам дают установки, какие части тела у куклы должны быть подвижными.

Благодаря герою моей публикации узнала, что куклы бывают разные: планшетные, тростевые, перчаточные и марионетки. Последние — самые сложные в изготовлении и управлении, поэтому в шымкентском театре их всего несколько, да и то использовались они очень давно. Так как управлять ими могут только специально обученные артисты.

Андрей Николаевич продемонстрировал мне процесс изготовления тростевой куклы. Материалом для нее может служить дерево или толстая проволока. Основу скелета составляют плечи, в середине которых должно быть отверстие для шеи, а по бокам шарнирно прикрепляются руки.

Сначала вылепливается из пластилина голова, затем делается гипсовый слепок, который делится пополам, далее изнутри бутафоры заполняют каждую половинку газетами и заливают клеем, техника папье-маше, вставляются глаза. Потом голова крепится к гапиту — «позвоночнику» — будущей куклы, деревянной основе, с помощью которой и управляют тростевой куклой. Это приспособление родом из Индонезии. Вытачивают детали вручную и с помощью токарного станка.

На готовый гапит крепится плечевой каркас. Руки куклы приводятся в движение с помощью тростей, прикрепленных к кистям куклы. Иногда требуется, чтобы кукла наклоняла голову или сгибалась в талии, тогда делают перерезанный гапит, состоящий из двух частей, соединенных двумя плотными резинками, куском резиновый трубки или упругой спиральной пружиной. Сгибается такой гапит рукой или с помощью лески, прикрепленной к подбородку куклы.

Скелет будущей куклы обшивается поролоном, придаются формы рукам и ногам, а затем уже швеи начинают ее обшивать. Лицо гримирует художник-постановщик. Готовые герои отправляются в комнату костюмеров. То есть процесс зарождения куклы многоэтапный и напоминает конвейер. Как правило, на изготовление механизма одной куклы уходит четыре рабочих дня.

Да, мы оживляем куклу, она начинает двигаться, но насколько это будет смотреться реалистично, во многом зависит от актера, как он будет ею управлять, озвучивать, — говорит А. Трояновский. — К сожалению, молодежь в нашу профессию не идет. Отпугивает низкая заработная плата. Это ювелирная работа, которая по силам не каждому. Одно неверное движение — и труд нескольких дней пойдет насмарку. Все должно быть рассчитано до мелочей. Специалистов, изготовляющих механическую основу кукол, в Казахстане очень мало. Знаю всего несколько таких мастеров.

Помню свою первую работу — это была корова для постановки «Кавардак во дворе». Перчаточная кукла, или, как ее еще называют, «рука в голове», должна была открывать и закрывать глаза. Мне понадобилось полдня, чтобы выполнить эту задачу. Корова сегодня хранится в нашем музее.

А самой сложной назвал бы кукол для спектакля «Королевская история». Это были огромные метровые куклы, очень громоздкие. Масштабной по объему работы была и постановка «Самый глупый человек». Пришлось изготавливать около 20 кукол, причем самых разных по технике. Всего же за 20 лет участвовал в создании более ста спектаклей.

Настоящее счастье для меня увидеть на сцене уже готовую куклу, над которой ты трудился несколько дней, позабыв о перерывах на обед. Чувствуешь себя настоящим папой Карло.

Изготавливают в театре кукол самых разных размеров. Есть даже трехметровые, световые, ростовые. Увидеть их шымкентцы смогли на «Параде кукол», прошедшем на пешеходной зоне «Арбат». Андрей Николаевич провел тогда мастер-класс по изготовлению куклы, заинтересовавшихся данным процессом было очень много.

А. Трояновский отмечает, что сегодня в разных странах, в том числе и в соседней России, в изготовлении кукол уже вовсю используют компьютерные технологии, роботизированные системы. Интересно было бы их применить и в нашей стране, считает кукольных дел мастер. А пока работает вручную, по старинке, как и много лет назад, выпиливая детали лобзиком, на токарном станке, вкладывая частичку души в каждую куклу.

 

Салтанат Абдижаппарова

Фото автора

 

В нашем Telegram-канале  много интересного, важные и новые события. Наш Instagram. Подписывайтесь!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *