Начало нового учебного года для директора школы-гимназии № 5 города Ленгера С. Бородиной было непохоже на прошлые.
А необычность заключалась в том, что до последнего момента она не знала, где ей предстоит его начинать: в своем коллективе, которому она отдала 38 лет, или в школе-гимназии № 1, которую ей предложили возглавить по итогам так называемой ротации. Но после обращений попечительского и родительского комитетов и многочисленных просьб учащихся Светлану Игоревну все-таки оставили в родном коллективе и дали ей возможность последние два года перед выходом на заслуженный отдых поработать на прежнем месте.
Вроде бы все переживания позади, планы на новый учебный год подготовлены еще в прошлом. Казалось, особых причин для волнения нет. Но не такой у директора характер. За короткий срок, что остался до 1 сентября, она разработала новый годовой общешкольный план. С момента, как прозвенел первый школьный звонок, провела родительские собрания, где в доступной форме ознакомила с его целями и задачами. Не позабыла и о педсовете, который считает одной из основных форм взаимодействия с преподавательским составом. Ведь именно благодаря ему она имеет возможность не только поделиться своими идеями с учителями, но и выслушать их мнения. И такой взаимный обмен опытом и знаниями позволяет найти наиболее правильное решение, касающееся повышения качества преподавания и творческой инициативы учителей.
— Я считаю, что педагогический совет должен строить свою работу на живом общении коллег, — говорит Светлана Игоревна, — когда учитывается мнение каждого учителя, а в итоге мы получаем наиболее правильное решение. Но нельзя забывать о роли родительского собрания. Ведь связь между учителем и родителями должна быть постоянной. Это важно в первую очередь для самих учеников. С начала года я провела родительские собрания, если можно так выразиться, в три этапа.
На первый были приглашены родители учеников начальных классов. Второй этап — 5-8 классы, третий — 9-11 классы. Такое группирование основывается на необходимости концентрировать внимание не только на самом учебном процессе, но и на вопросах воспитания учащихся и формирования их как индивидов. Посудите сами. Если в начальном звене каждый родитель уделяет своему ребенку повышенное внимание, это относится и к третей группе учащихся, то среднее звено остается без должного внимания. А ведь именно в этом возрасте идет самое активное формирование нравственности ребенка, он формируется как личность. Я уже не говорю о том, что у ребенка в этот период снижается успеваемость по причине его возрастных изменений. Именно об этих проблемах стараюсь вести беседы с родителями при каждой нашей встрече.
Что касается выпускных классов, то в поле моего внимания такие аспекты, как профориентация, устойчивость к стрессам, мотивация старшеклассников на учебу и будущую работу, в общем — подготовка к жизненным рискам. Все, о чем я сказала выше, необходимо не упускать из вида не только учителям, но и родителям.
Возьмем, к примеру, старшеклассников. У них наступает период, когда они мотивированы на улучшение своих знаний для успешной сдачи ЕНТ и дальнейшего поступления в высшие учебные заведения.
Главная их цель — получить государственный грант. И родители здесь проявляют небывалую активность. Начинают отправлять детей на всевозможные платные курсы в Шымкент. Во-первых, это далеко и небезопасно. Во-вторых, они загружают своих детей, создавая очередную порцию стресса. На мой взгляд, это ненужная трата родительских денег и времени самого ребенка. По школьной программе, изучая 14 предметов, он и так получает большую нагрузку, а тут дополнительные занятия и задания. И как здесь не получить стресс? В принципе, я против всего этого и стараюсь убедить в этом самих родителей. С начала года на мое имя поступило уже четыре заявления с просьбой разрешить старшеклассникам дополнительно заниматься на курсах в Шымкенте с возможным пропуском основных занятий. Конечно, такая позиция родителей меня тревожит. Ведь фактически они снимают с себя ответственность при подготовке ребенка к выпускным экзаменам, перекладывая все на какие-то непонятные курсы.
Но вернемся к школьным проблемам, где не менее важным, считаю, является школьное питание. Сегодня в школе насчитывается 1005 учеников, из них 390 учатся в начальных классах, и все они обеспечены бесплатным питанием. 18 школьников, а это дети из малообеспеченных семей, так же получают бесплатные горячие обеды. Конечно, работники кухни и школьная администрация с большой ответственностью относятся к вопросам соблюдения санитарных норм. Следим за условиями приема пищи детьми, соблюдением ими гигиенических норм, обеспечением не только свежими продуктами, но и разнообразными качественными блюдами. Словом, все эти моменты отображены в моем годовом общешкольном плане. Конечно, в нем затронуты многие аспекты школьной жизни, которые направлены на развитие у учащихся не только общеобразовательного, но и творческого потенциала.
— Светлана Игоревна, а как отнеслись дети и учителя, увидев на школьной линейке 1 сентября своего директора?
— Знаете, мы все были искренне рады друг другу.
— Я помню слова родителей, которые в начале летних каникул заявляли, что самое большое их желание, чтобы школьные аттестаты детям вручала любимый директор. И мы все рады, что эти пожелания сбылись.
Берик Монтаев
В нашем Telegram-канале много интересного, важные и новые события. Наш Instagram. Подписывайтесь!