Что важнее: приказ министерства или здравый смысл?

7 Июл 2023 09:46
Количество просмотров: 1353

Приглашение побывать на последнем звонке в школе №5 города Ленгера меня обрадовало. Ведь об этом школьном коллективе приходилось слышать столько положительных откликов, что отказаться было бы, по крайней мере, некрасиво.

Школьный двор, как это принято в такие дни, был оформлен соответственно праздничному регламенту и утопал в многочисленных букетах цветов, которые принесли школьники и их родители. И на всем этом фоне особо выделялись счастливые лица ребят выпускного 11 класса, которым в скором времени предстояло покинуть альма-матер и отправиться во взрослую жизнь.

Каждое мероприятие в школе — это маленький праздник, в котором с удовольствием участвуют все ученики.

Но больше всего меня поразил не столько праздник, в котором участвовали все, а атмосфера, царившая на школьном дворе. Это был сплошной поток положительной энергии, исходящий от каждого. Во всем чувствовался огонек добра и душевной теплоты, и главным их источником была директор школы С. Бородина. Именно с творческой подачи Светланы Игоревны в этом году награждали не только отличников учебы, победителей областных и республиканских олимпиад по предметам, но и лучшие классы и лучших классных руководителей, которым, кроме ленты победителей, вручались подарки. Такая оценка труда учащихся и педагогов со стороны школьной администрации непременно сказалась на общем настроении. Теперь такие конкурсы должны стать традиционными.

Конечно, описывать всю торжественную часть данного мероприятия не стоит, но приглашение директора школы побывать на торжественном вручении аттестатов мы поддержали.

Однако в ожидании очередного школьного праздника нас встревожило одно обстоятельство. С. Бородина за свои 15 лет на посту директора этой школы сумела сформировать команду единомышленников, состоящую не только из педагогов, но и самих учащихся, начиная с начальных до выпускных классов. Принимая на работу молодых педагогов, Светлана Игоревна всегда старалась выяснить, есть ли у кандидата творческий потенциал. Ведь учитель в ее понимании, помимо знания своего предмета, обязан быть творческим человеком или новатором в своем деле. Поэтому в числе педагогов много выпускников этой школы, которых С. Бородина знала с тех времен, когда они еще носили школьную форму.

«Через два года я уйду на заслуженный отдых, — как-то поделилась своими сокровенными мыслями директор. — Было бы прекрасно, если проводят меня на пенсию из стен родной школы мои ученики и педагоги».

Не ожидая никакого подвоха, Светлана Игоревна наметила планы на будущее, вместе с учителями досконально разработала планы мероприятий на ближайшие два года. Отметила для себя среди педагогов наиболее перспективных, которые могли бы в будущем стать ее достойной заменой. Ведь оставлять коллектив, не подготовив хорошего преемника, она считает непростительным.

Ученики ленгерской школы-гимназии №5 любят и уважают своего директора С. Бородину.

Большой неожиданностью для С. Бородиной стало уведомление о ротации директоров школ, поступившее 8 июня 2023 года из Толебийского районного отдела развития человеческого потенциала, подписанное исполняющим обязанности руководителя отдела Б. Тойлыбаевым. В документе, в частности, говорится, что, согласно приказу Министерства образования и науки за №559, будет проведена ротация руководителей школ-гимназий № 1 и № 5. Этот документ вверг в шок не только коллектив школы № 5, но и родителей. Инициативная группа решила выяснить, в чем причина такого решения, когда педагогу с 38-летним стажем перед самым выходом на пенсию предлагают поменять коллектив. И дело даже не в смене места работы, просто школа-гимназия №1 является чисто казахской школой, а школа-гимназия № 5 единственная в районе, где преподавание ведется на русском языке. И такая неравнозначная замена удивила многих. По городу Ленгеру пошли слухи, что в случае несогласия на такую ротацию руководство отдела имеет право уволить директора. Здесь встает вопрос: а в чем необходимость такой перестановки кадров, если учесть, что через два года директор школы-гимназии №5 уходит на пенсию?

Неужели нельзя подождать эти два года и дать педагогу достойно уйти на заслуженный отдых?

На празднике выпускников, вручая аттестаты об окончании школы, Светлана Игоревна с веселой ноткой в голосе и любовью поздравила ребят. И выразила надежду, что этот выпуск в этой школе у нее не последний.

«Да что это такое? Как можно так поступать с заслуженным педагогом? — послышались возгласы возмущения со стороны родителей. — Мы не позволим обижать нашего директора! Наши дети любят ее больше своих родителей. Она для них как вторая мама. Вы же пресса, помогите нам защитить нашего директора».

Камола Ганиржанова — победитель республиканского конкурса научных проектов.

В это время вокруг руководителя школы собрались выпускники и, не веря услышанному, тоже стали высказывать недовольство. Вот что они сказали о своем директоре.

Ангелина Рисенко, ученица 11 класса: «Я раньше училась в Первомаевской сельской школе. Но всегда слышала о ленгерском директоре столько хорошего, что решила перейти в эту школу. И не жалею. Здесь не только дают знания, но и учат дружить и помогать друг другу. Будет несправедливо, если в следующем учебном году ее не будет с нами».

Михаил Вдовиченко, ученик 9 класса: «Наша школа благодаря Светлане Игоревне самая лучшая. Здесь мы получаем настоящие знания. Здесь быть отстающим в учебе тебе не дадут не только учителя, но и твои товарищи. И благодаря Светлане Игоревне мы живем большой дружной семьей. Она любит всех детей без исключения. Три года назад я перевелся в эту школу, и это самые лучшие мои годы».

Рустамбек Юнусметов, ученик 9 класса: «Светлана Игоревна полностью изменила мой характер и мои жизненные приоритеты. Скажу откровенно: я допускал ошибки, но после беседы с директором осознал их, за что очень ей благодарен. А помогли мне во многом советы директора и поддержка моих одноклассников».

Руслан Уметалиев, ученик 9 класса: «Я, как и многие мои сверстники, увлекся интернетом, выкладывая на свой сайт информацию, которая могла мне навредить. Светлана Игоревна вызвала меня в свой кабинет, но не ругала, не обвиняла меня, а поговорила, как товарищ, разъяснила, в чем я ошибаюсь, где неправ. Наш разговор полностью перевернул мое представление о мире. Теперь я понимаю, что не все дозволенное полезно».

Пока я интересовался мнением учеников о создавшемся положении, вокруг нас стали собираться родители. Высказав возмущение по поводу предстоящей ротации, они сказали, что все как один встанут на защиту директора.

На празднике в честь окончания школы ни один ребенок не остался без награды.

Лариса Максимова, родительница: «В этой школе учатся два сына. В 2009 году сама окончила эту школу и знаю, какие глубокие знания здесь дают детям. Во время пробного тестирования они набрали самые высокие баллы, и это благодаря качественному преподаванию предметов. Приехав сюда из-за рубежа, мои сыновья не знали русского языка, но старания учителей и одноклассников дали свои результаты. Я уверена, куда бы мои дети ни поехали поступать, они покажут отличные знания. И, конечно, хочу, чтобы аттестаты им вручила наша любимая и уважаемая Светлана Игоревна».

Екатерина Ефремова, учитель начальных классов: «Вместе с директором мы разработали на следующий учебный год массу проектов. Например, «Лучший ученик», «Увлекательное чтиво», «Быть лучшим» и многие другие, в основу которых заложены принципы развития в детях стремления к знаниям. Вы представляете, что будет с нашими задумками, если уйдет директор, которая является основным их разработчиком? Я сама окончила эту школу и после получения диплома не раздумывая приехала сюда. Но самое обидное, что дети могут разойтись по другим школам. Ведь Светлана Игоревна, как магнит, способна притягивать к себе сердца ребят. И с ее уходом школа может потерять свой статус лучшей. Только за два дня к нам пришли ребята из Достыка, Тогуса и Пролетарской школы. И такая популярность нашей школы среди детей стала возможна благодаря Светлане Игоревне Бородиной».

Желающих высказать свою точку зрения о создавшейся ситуации было достаточно. Даже члены попечительского совета внесли предложение достучаться до руководства областного управленияа развития человеческого потенциала.

Лидия Мехлик, член попечительского совета, руководитель немецкого культурного центра: «Скажу откровенно: действия районного отдела развития человеческого потенциала неправильны и несвоевременны.Ведь надо учесть мнение школьного коллектива о проведении такой ротации. Тем более что предложенный кандидат никогда не работал в русскоязычной школе, где есть своя специфика, как и в казахскоязычной. Мы порой забываем о таком важном моменте, как кадры, которые решают все. Почему руководство отдела решило провести ротацию, когда одному из кандидатов осталось всего два года до пенсии? Мы от лица общественности пытались обратиться к акиму района Толегену Телгараеву. На днях мы планируем поехать в город Туркестан и встретиться с областным руководством данного управления. Предварительно нами в его адрес было отправлено письмо по данному вопросу. Будем надеяться, что руководство областного управления развития человеческого потенциала окажется намного справедливее».

Спустя несколько дней инициативная группа, в которую вошли представители попечительского совета, родительского совета, руководство школьного профсоюза и родители, выехала в Туркестан для встречи с членами комиссии областного управления развития человеческого потенциала под руководством Д. Болатханулы.

Инициативная группа, которая встала на защиту руководителя своей школы.

Вахид Юлдашев, председатель родительского совета, бывший выпускник школы: «Вначале областной чиновник старался убедить, что они обязаны исполнять все приказы начальства. Но в ходе дальнейшей беседы, когда в ход пошли аргументы о заслугах Бородиной, что ей до пенсии осталось всего два года, руководитель областного управления все же признал, что данная школа на хорошем счету и ротацию необязательно проводить поголовно. Сегодня в районе должны подойти к этому вопросу комплексно с учетом всех нюансов и заслуг директора. Со своей стороны члены инициативной группы внесли предложение, что назначение нового директора должно пройти на конкурсной основе, победить должен лучший менеджер».

Е. Цвор, председатель профкома: «Как председатель профсоюзного комитета, я за исполнение приказа, но любое действие должно быть разумным и не навредить образованию детей. То, что сегодня предлагает районный отдел развития человеческого потенциала, это, скорее, исключение из правил. Светлана Игоревна достойна того, чтобы на заслуженный отдых ее провожали в стенах нашей школы. На наш взгляд, областное руководство не против оставить Светлану Игоревну на прежнем месте».

Выносить сор из избы никому не хочется, но когда отдельные чиновники, пользуясь своим положением, начинают рушить вечное и доброе, наша задача не дать им этого сделать.

Надо сказать, что на директора школы-гимназии №5 города Ленгера С. Бородину со стороны и. о. руководителя районного отдела развития человеческого потенциала Б. Тойлыбаева оказывается прямое давление с менее радужными предложениями. Конечно, придерживаться буквы закона необходимо. Но взятый за основу приказ всего лишь сухой документ столичного министерства. И если учесть, что С. Бородина пользуется заслуженным авторитетом в коллективе, среди детей и родителей, что по итогам прошлого года она заняла второе место в области, то отсрочка в два года не нарушение, а, скорее, здравый смысл, оправданное исключение из правил. Главное, не надо забывать, что школа — это не казарма и интересы детей здесь превыше всего.

 

Берик Монтаев

Фото автора

 

 

В нашем Telegram-канале  много интересного, важные и новые события. Наш Instagram. Подписывайтесь!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *