Индустриально-строительный колледж один из самых старейших в области.
Свою историю он ведет с 1965 года. Меняются времена, меняются требования к обучению студентов, но одно в этом образовательном учреждении остается неизменным — ребята, выходящие из его стен, всегда востребованы на рынке труда благодаря обучению, которое ведет высокопрофессиональный педагогический коллектив.
Сегодня система профессионального и технического образования модернизируется и ориентируется на проникновение в мировое образовательное пространство, а кардинальные изменения в системе образования обновляют содержание образовательной программы и создают условия для разработки новых подходов к обучению. Основной задачей реализации общеобязательного государственного стандарта Республики Казахстан по подготовке профессиональных кадров является сочетание науки и знаний с опытом, поэтому организации технического и профессионального образования наряду с подготовкой всесторонне образованных, квалифицированных, конкурентоспособных специалистов в профессиональной сфере и демонстрацией их способности к социальной, профессиональной, самостоятельной работе обеспечивают развитие государственной системы индустриально-инновационного развития страны.
Одним из учебных заведений, активно работающих в этом направлении является Туркестанский индустриально-строительный колледж, где молодежь области и третьего мегаполиса страны обретает профессиональные знания и вносит вклад в подготовку рабочих специалистов в соответствии с требованиями рынка труда в условиях рыночной экономики. Свой вклад в развитие профессионально-технического образования Казахстана руководство колледжа во главе с исполняющей обязанности директора О. Лачиловой видит в создании комплексной образовательной инфраструктуры, разработке инновационных технологий по специальностям ТиПО в области подготовки рабочих специалистов, сочетании теории и практики, развитии социального партнерства всех заинтересованных сторон.
В учебном заведении создана необходимая материально-техническая база для качественной подготовки специалистов, оборудованы кабинеты, лабораторные комнаты, мастерские. Колледж оснащен мультимедийно-лабораторным кабинетом, интерактивной доской, более ста компьютерами, современным аудио- и видеооборудованием, библиотечной системой, сетями интернет и Wi-Fi точками.
«Наш колледж — старейшее учебное заведение. Но хотелось бы отметить, что у нас не только богатая и славная история, но и впереди светлое будущее, о котором мы заботимся уже сейчас. У нас замечательные перспективные студенты, которых мы обучаем по 12-ти очень востребованным в строительной отрасли специальностям. В их числе газоэлектросварщики, электрики, автомеханики, автоэлектрики, плотники, столяры, мастера широкого профиля, — рассказывает Оксана Витальевна. — Чтобы студенты лучше ориентировались в профессии, колледж принимает участие и побеждает в различных конкурсах профессионального мастерства, олимпиадах. Так, в прошлом году в республиканском конкурсе инновационных работ педагогов организаций технического и профессионального, послесреднего образования Министерства образования и науки Казахстана преподаватель русского языка и литературы Сауле Кибраевна Абдыханова получила I место. Призовые места в различных конкурсах областного и республиканского уровня также были завоеваны преподавателями и мастерами Еленой Валентиновной Луниной, Мауленом Нурсултановичем Нажиметовым, Муратом Садиховичем Кинатовым, Гульжан Ергасыкызы Мамыровой. Также в числе лучших педагогов хотелось бы отметить преподавателя английского языка Элмиру Мырзабекову, преподавателя информатики Нурсултана Рахымбаева, преподавателя русского языка и литературы Гульмиру Байташеву, преподавателей истории Айгуль Абдукадырову и Улжалгас Кеутаеву, преподавателя русского языка и литературы Гулмиру Орымбетову, преподавателя химии Нуржамал Темирбаеву.
Стремятся не отставать от опытных преподавателей и молодые, начинающие специалисты. Так, в конкурсе, организованном акимом города Шымкента, в 2021 году звания «Лучший молодой специалист производства» был удостоен член нашего коллектива Бекет Еркеаим. А в декабре прошлого года мастер производственного обучения Гульжан Мамырова вместе со своим студентом Али-Аскаром Каримжановым заняла второе место по компетенции «кирпичная кладка» на республиканском этапе чемпионата рабочих профессий WorldSkills. Считаю, что это очень почетно и накладывает на нас обязательства еще более совершенствовать учебный процесс, еще более вкладываться в практику, еще активнее развивать дуальное обучение в связке с нашими партнерами от производства. Мы делаем это каждый год, когда разрабатываются рабочие учебные планы, корректируем их с нашим доверительным управляющим ТОО «DALA CONSTRUCTION. KZ» в лице генерального директора Сапара Ержигитова. Наши педагоги каждый год проходят повышение квалификации и успешно сдают квалификационное тестирование. Это касается как педагогов общеобразовательных, так и специальных дисциплин. Мастера производственного обучения проходят стажировку на предприятиях партнеров и на предприятиях доверительного управляющего, где студентам колледжа предоставляется не только полный спектр услуг по прохождению практики, но в последующем и рабочие места. В настоящее время в системе образования происходит ряд изменений, обновляется содержание образования, внедряются новые технологии, формы и методы обучения и педагогической деятельности, что, в свою очередь, обуславливает необходимость своевременного обеспечения педагогов новыми знаниями, новой информацией. В этой связи колледж с 2022-2023 учебного года ведет работу по кредитно-модульной системе обучения на основе академической самостоятельности, образовательные программы специальностей подготовлены с учетом предложений социальных партнеров.
Одной из важнейших составляющих целостного учебного процесса колледжа является методическая работа, которая координирует организованные мероприятия ведущего состава и педагогических работников. Она основана на совершенствовании методов преподавания академических дисциплин, обеспечении эффективности организации и развития учебного процесса, его интеграционной поддержке, разработке и внедрении новых методов и средств обучения. В реализации новых образовательных программ актуальным является вопрос четкого направления учебно-методической работы колледжа и повышения профессионального мастерства педагогов, поэтому учебно-методическая и научно-методическая работа в колледже осуществляется с целью обеспечения и совершенствования образовательного и воспитательного процесса, создания и внедрения новых педагогических технологий, повышения квалификации педагогического коллектива. Использование новых видов технологий в профессиональном образовании в процессе занятий приводит к развитию творческих способностей студентов, повышению качества знаний, формированию навыков практического использования своих знаний в жизни.
Вовлечение студентов в научно-исследовательскую деятельность, проводимую преподавателями и мастерами, — еще одно направление подготовки конкурентоспособных специалистов. Поэтому преподаватели и обучающиеся принимают активное участие в работе научных кружков в колледже, научно-практических конференциях, проводимых внутри колледжа, а также в конференциях других учебных заведений города и области, где преподаватели и студенты демонстрируют свои достижения в профессиональной деятельности, делятся опытом.
Например, в V конкурсе научно-исследовательских и творческих проектов среди учащихся 8-11 классов школ и I-II курсов колледжей Туркестанской области и Шымкента, проведенном ОО «Академия духовной модернизации «Мирас» НЦ «История и этнология» НИИ «Социально-гуманитарные науки» ЮКУ им. И. Ауезова, студентка II курса Амина Абдикалык получила диплом II степени, а ее научный руководитель, преподаватель русского языка и литературы Гульмира Орымбетова — благодарственное письмо.
Хотелось бы отметить и самых активных наших студентов. Это Илияс Шалтабай, Ерсин Мухамадов, Сабира Шакарбекова, Марлен Жанысбай, Алина Балтабай, Айгерим Абсейт, Азамат Рамазан и Асель Темирбай.
Конечно же, в колледже созданы все условия для разностороннего развития студентов. У нас действуют различные кружки и спортивные секции, в которых ребята занимаются совершенно бесплатно. А помогают им в этом наши замечательные учителя физкультуры, среди которых кандидаты и мастера спорта, те, кто горит своим делом и радуется успехам своих подопечных.
У каждого мастера профессионального обучения есть кружки технического творчества, где в свободное от учебы время с первого курса обучают профессии, выходя за рамки программы колледжа. Есть, например, у нас такая специальность, как «дизайн». Кружок по этому направлению посещает огромное количество студентов. И делают они такие вещи, что просто диву даешься, какие они молодцы.
Вообще, я считаю, что все дети талантливы, главное — разглядеть в них этот талант и помочь ему раскрыться. И у нашего коллектива это, видимо, получается неплохо, поскольку за нашими ребятами очередь из работодателей выстраивается еще задолго до окончания учебы. Потому что уже на втором курсе, когда они выходят на производственную практику, ребята уже показывают, что они умеют.
Хочу отметить, что в колледже очень хороший административный корпус. Это, в первую очередь, заместитель директора по учебно-воспитательной работе Салима Полатовна Шайхыбекова, которая к каждому студенту ищет особый подход, постоянно на связи с родителями, беседует с ними, организует интересные встречи».
Чтобы раскрыть потенциал студентов, коллективу колледжа приходится в немалой степени быть психологами, ведь не секрет, что из школ в колледжи чаще всего приходят не лучшие ученики и к тому же не отличающиеся примерным поведением. Впрочем, О. Лачилова убеждена, что если любишь детей и в преподаватели пошел по зову сердца, то найти общий язык и с такими ребятами вполне возможно. Сама же Оксана Витальевна, по ее признанию, быть педагогом мечтала с детства.
«С самого юного возраста у меня была мечта быть похожей на мою тетю Евгению Ивановну Шнякину, которая больше 50 лет проработала учителем начальных классов, — делится О. Лачилова.
— Я бывала у нее на работе, видела процесс обучения и воспитания изнутри. И мне был очень интересен этот учительский труд. Да, он нелегкий, но это мое призвание. Только мне хотелось работать не с малышами, а с детьми, с которыми уже интересно поговорить, у которых уже формируются собственные взгляды на жизнь, привычки. В этот период, когда у маленького человечка еще только идет формирование личности, можно сделать для него очень многое: настроить на правильный, успешный путь, помочь разобраться в себе и в жизненных ценностях. При этом ни в коем случае не ломать, а только аккуратно корректировать, и только в виде диалога, а не монолога, потому что, по моему мнению, монолог в воспитательном процессе вообще бесполезен. Только в процессе диалога рождается истина и сам, настоящий, исконный процесс воспитания. Конечно, бывают сложности, ведь к каждому ребенку нужен индивидуальный подход, каждый хочет быть выслушанным и понятым. Поэтому очень важно, чтобы в этот период рядом с ним оказались чуткие, понимающие наставники. И в нашем коллективе большинство педагогов и мастеров именно такие. Если же говорить обо мне, то я получаю истинное удовольствие от своей работы. Могу сказать, что я счастливый человек. Я нашла себя в профессии, в этом труде и рада, что семья меня в этом поддерживает».
С таким настроем приходит на работу большинство членов большого и дружного коллектива Туркестанского индустриально-строительного колледжа, а это значит нет никаких сомнений, что впереди у этого учебного заведения большой и славный путь.
Ирина Притула
В нашем Telegram-канале много интересного, важные и новые события. Наш Instagram. Подписывайтесь!