Сто лет назад завершилась Первая мировая война, которая унесла жизни, по разным оценкам, до 11 миллионов военных и до 8 миллионов гражданских лиц, а также привела к краху четырех империй.
В Сараево через реку Босну в XVI веке был построен мост, соединяющий сегодня две исторические части столицы Боснии и Герцеговины. Это место, откуда история пошла по жестокому пути. Так с полным правом можно охарактеризовать Латинский мост — одну из главных достопримечательностей Сараево. Именно здесь произошло событие, послужившее началом Первой мировой войны, одной из самых масштабных в истории человечества. Поводом для этой кровавой бойни стало убийство 28 августа 1914 года эрцгерцога Австро-Венгрии Франца Фердинанда, проезжавшего в автомобиле по мосту.
Кровопролитные сражения на фронтах сразу же вызвали огромный поток военнопленных, которых отправляли в глубь Российской империи и, прежде всего, в районы Степного края.
Много военнопленных было размещено в селениях Туркестанского военного округа, которому в военно-административном отношении подчинялись южные районы Казахстана и Жетысу. В донесениях начальника военных поселений туркестанскому генерал-губернатору от 2 апреля 1915 года сказано, что в 37 поселениях одноименного военного округа было расквартировано 139374 «нижних чина» и 1882 офицера. Летом 1915 года началось строительство лагерей. В разных частях Туркестанского военного округа таких спецлагерей, по одним сведениям, было построено 25, по другим, — 30. Разнообразным был национальный состав военнопленных. Часто упоминаются румыны, турки, итальянцы, немцы, мадьяры. В числе офицеров заметно превалируют лица германо-венгерского происхождения. Положение военнопленных и отношение к ним местного военно-колониального аппарата и трудового населения были неоднозначными. Царская администрация препятствовала установлению контактов между военнопленными и жителями городов и других селений.
Туркестанским военным округом было принято «14 условий труда военнопленных». В частности, им не разрешалось использовать военный мундир на рабочих местах, заниматься торговлей, запрещалось вольное хождение по городу. Был установлен постоянный гласный надзор, горожанам строго запрещалось принимать у себя дома военнопленных без письменного разрешения начальника команды, а также пересылать почтовые отправления без цензуры. Однако, невзирая на строгие инструкции, военнопленные пользовались некоторой свободой передвижения, находя возможность участвовать в культурно-зрелищных мероприятиях. Между ними и местным населением постепенно сложились теплые отношения.
Как отмечает в своих воспоминаниях медсестра Э. Брендштрем, побывавшая в лагерях военнопленных в Сибири и Туркестане, у местного населения военнопленные находили доброту и сердечность. Пленным также был интересен имеющий многовековую историю Туркестан с его уникальной восточной культурой. Велико было желание простых людей разузнать истинное положение на фронтах, поделиться своими мыслями с недавними участниками боевых действий.
Справка «ЮК».
Всего в ходе Первой мировой войны в Российской империи оказалось около
2 млн. военнопленных. Из них 200000 -в Туркестанском крае.
Чтобы разнообразить лагерную жизнь, военнопленные создавали хоры, оркестры и театры, устраивали концерты, сочиняли юмористические стихи, диалоги и пантомимы. На самодельных сценах лагерных театров звучали известные оперетты, текст и музыка которых записывались военнопленными по памяти. Старые ящики, палки, телефонные провода и конский волос в руках превращались в музыкальные инструменты. Позже, благодаря международным благотворительным организациям, появились и настоящие инструменты, партитуры и тексты. Лагерные театры показывали «Веселую вдову», «Ночное убежище», «Паяцы», даже «Фауста» и имели большой успех не только среди пленных, посещали их и местные жители.
В некоторых лагерях военнопленные сами издавали газеты, однако в связи с запрещением использования печатающих аппаратов большинство газет расписывалось от руки и снабжалось рисунками пленных. Более того, в Казахстане военнопленные пользовались рядом льгот: при условии их лояльности к российским властям и взятии их на поруки разрешалось даже вступать в брак.
Приход большевиков к власти изменил правовое положение военнопленных. Советское правительство объявило всех их свободными гражданами и наделило такими же правами, какими обладали граждане Советской России. Однако военнопленные в Туркестане попеременно попадали под власть то советского, то местных национальных, то различных белогвардейских правительств. При смене власти в этих регионах обязательно страдала какая-либо часть пленных.
Судьбы уже бывших солдат и офицеров Тройственного союза в дальнейшем складывались по-разному. Одни, испытавшие влияние большевиков, видели в их лозунгах близкое будущее своего Отечества, другие вернулись в свои страны, где с оружием в руках боролись против утверждения власти «всемирной революции».
В селе Колтоган (бывш. Мамаевка) Ордабасинского района живет семья Даниловых. Всю жизнь Александр Иванович и Ольга Ивановна проработали в сельской школе. Александр Иванович знает о судьбе военнопленных Первой мировой от бабушки Марии, которая вышла замуж за одного из трех оставшихся в наших краях солдат — военнопленного Шандора Фиаслике. По воспоминаниям родных, Шандор был очень строгим и пунктуальным человеком. В семейном альбоме Даниловых бережно хранятся его фотографии и письма.
Жили плененные солдаты в бараках на станции Бадам. Оттуда их привозили на строительные объекты. Этими строениями жители села Колтоган и Ордабасинского района пользуются до сих пор: казенным арыком (каналом), отведенным от реки Арыси до железной дороги, двумя мостами. Один из таких мостов был возведен через канал на старом чимкентском тракте из Арыси в Чимкент.
С созданием колхозов в Туркестане бывшие военнопленные Первой мировой наделялись частичными правами, но паспорта им не выдавались. В Арысском отделении милиции они зарегистрированы каждый под своим номером. Без имен и фамилий. Во время Великой Отечественной войны их не призывали на фронт. Бывшие солдаты Тройственного союза, оставшиеся в СССР, строили дороги. Шандор работал в колхозе «Новый мир» Колтоганского сельсовета. В один из вечеров после застолья группа веселых мужчин шла по деревне и горланила: «Долой колхозы!» Среди них был и Шандор. На следующее утро всех арестовали. Люди исчезли без следа. Попытки родных выяснить, что и как, не привели ни к чему. Неизвестно даже место их захоронения.
Много прошло времени и утекло воды по казенному арыку. А мост стоит и напоминает об империалистической бойне начала XX века. Местные жители стараются поддерживать рабочее состояние моста. Правда, используют они для этого не кирпич, а бетон. У нашего мостика есть старшие братья со своей историей. Один из них в Сараево, другой — по дороге из Звенигорода в аэропорт. По нему проходила отступающая армия Наполеона. По последним данным, колтоганский мост собираются снести. Зачем и кому он мешает — вопрос без ответа. А при хозяйском подходе можно было бы сделать из моста один из туристических объектов инженерной архитектуры начала ХХ века по типу Красного моста.
Владимир Привалов
Фото автора