«На этих картах отмечали продвижение Красной Армии»

13 Фев 2019

— Когда освободили Сталинград, жители Чимкента прикрепили на карте продвижения наших войск красный флажок, — рассказывает Василий Иванович Черновцов. – Вместе с мамой мы поехали на улицу Советскую, где висела карта, чтобы воткнуть в нее свой флажок. Вокруг названия города их было натыкано много, но мы пристроили свой. Его сделали в первом классе, где я учился, из разогнутой булавки и листочка бумаги, выкрашенного в красный цвет. Мой папа тоже воевал на фронте. Мне тогда казалось, что это он освободил Сталинград.

— Действительно в сорок третьем году в Чимкенте были изготовлены три большие карты

«в целях ознакомления трудящихся города и популяризации хода наступления частей Красной Армии», которые вывесили на центральных улицах города, — рассказывает сотрудница государственного областного архива Халима Хайрулловна Кичкембаева. – Мне очень жаль, что ни одна из них с этими флажками не сохранилась. Она была бы интересна молодому поколению, которое уже далеко от той поры, когда глубокий тыл жил ожиданием Победы в Великой Отечественной войне. Вывешивались на стендах и сводки «Сов-информбюро», которые стали появляться через два дня после начала войны. В связи с тем, что в домах разрешались только «тарелки» в качестве радиоточек, жители не всегда получали оперативную и достоверную информацию. Тем не менее кое-какие официальные источники информации все-таки существовали. И эти стенды, и карты, и газеты были в центре внимания.

Известны факты трудового подвига южан, но есть очень интересные и мало изученные факты культурной жизни.

Много мероприятий проводилось в центральном парке культуры и отдыха. 13 апреля 1943 года постановлением Государственного комитета обороны в Москве, в Центральном парке культуры и отдыха им. Горького была организована выставка трофейного оружия, которое было захвачено Красной Армией в Германии. Были представлены разные виды вооружения, а на Москве-реке организовали даже понтонный парк.

Выставки трофейного оружия развернулись во многих городах Союза.

Республики, в том числе и Казахстан, получили директиву организовать выставки трофейного оружия и в городах Союза. Чимкент решил развернуть выставку в парке культуры и отдыха. Видимо, свинцовый завод им. М. Калинина имел трофейное оружие, поэтому попросили директора предприятия Алексеева «разрешить вывезти во временное пользование трофейное оружие для городской выставки». Правда, не нашлось документа о видах оружия, выставленного в парке. Смею предположить, что танков среди них не было, ограничились стрелковым оружием. Но документально зафиксировано, что в парке было много посетителей, которые с интересом разглядывали экспонаты. «Некоторые на них плевались, как будто это были фашисты, пока директор парка Б. Коган не запретил в категорической форме это делать». Коган, только что вернувшийся из Красной Армии, отвечал за сохранность экспонатов.

Были еще ответственные за успешное проведение выставки: начальник облавтоуправления Антипенко обеспечивал парковку оружия, а руководитель ОСОВИАХИМа Сидельников консультировал посетителей по всем видам вооружения. То есть исполнял роль гида.

Были в Чимкенте три зимних и летний театры, где концертировали гастролеры. В их числе знаменитая Тамара Ханум — народная артистка СССР, лауреат Сталинской премии.

Война поменяла многие планы относительно Чимкента. Жизнь в предвоенные годы не была сладкой, но она была стабильной, с явной тенденцией на улучшение в предстоящие годы. Как отмечалось в партийных документах, «высокими темпами велось жилищное и дорожное строительство». За пять предвоенных лет протяженность всех улиц Чимкента составила 152 км. Булыжные и кирпичные мостовые меняли на асфальтовые. С 1936 года приступили к строительству тротуаров. Город массово озеленялся. До 90 процентов лесопосадок составляли тополя. А в парках и скверах росли деревья 15 видов. Среди фруктовых деревьев преобладали яблони, вишня и слива. Главной задачей 1941 года власти города считали пробивку магистрали новой улицы, соединяющей свинцовый завод с городом. Еще в сороковом году мечтали заняться Старым городом, перенести туда административный центр с прямыми благоустроенными улицами. С площадью, зелеными насаждениями и архитектурными сооружениями. Какая все-таки давняя, но невыносимо тяжкая идея преобразования Старого города! Ей почти 80 лет!

Чимкент должен был стать крупным промышленным центром Казахстана, в котором в ближайшие годы предстояло построить до двух десятков предприятий.

Вот такой странный подсчет роста населения произвели  10 января 1941 года председатель горплана Котович и экономист Пальчевский:

«В 1926 году население Чимкента составляло 20986 человек, а в сороковом году рост составил 429 процентов. В городе проживало 42,2 % русских, по 23,3 % — казахов и узбеков, остальные – представители других национальностей». С осуществлением этого проекта развертывания промышленного строительства население Чимкента должно было составить 175 тысяч человек.

Но война спутала все планы. К 15 января 1942 года город принял 8270 человек, эвакуированных из приграничных районов СССР. В апреле 1942 года прибыло последнее оборудование эвакуированного из Подольска Московской области литейно-прокатного завода им. 15-летия ВЛКСМ. А всего в городе работало 26 крупных эвакуированных предприятий.

В связи с массовым прибытием эвакуированных, среди которых в Чимкенте оказалось немало представителей искусства,
готовых содействовать улучшению культурной жизни, решением горсовета от 7 мая 1942 года была открыта музыкальная школа, названная именем Петра Ильича Чайковского. Директором школы, временно разместившейся в средней школе им. Клокова, стал Юрий Георгиевич Волгин. В решении горсовета не скрывалось, что инициатива принадлежит эвакуированному профессору из Москвы Юрию Марковичу Юровецкому, известному скрипачу и дирижеру (в 1949 году ему было присвоено звание заслуженного деятеля искусств РСФСР. Юровецкий много лет преподавал скрипку в училище им. Гнесиных).

Даже в 43-ем жизнь в Чимкенте не ограничивалась только войной.

Музыкальные инструменты собирали со всего города. Но уже через год в музыкальной школе обучалось 140 ребят. За год ими было дано полсотни концертов.

В 1942 году был открыт кукольный театр в парке пионеров. Директором назначили Р. Мальцеву. Летом театр обязали работать ежедневно с пяти до восьми вечера. Мероприятия среди детей в парке пионеров в каникулярное время включали и такой пункт, как сбор металлолома раз в месяц – 15-го числа.

После полутора лет пребывания в эвакуации из Алма-Аты в Чимкент решением ЦК Компартии Казахстана был переведен Киевский театр музыкальной комедии, который привез с собой репертуар в десять спектаклей. В нашем городе было поставлено еще два.

В мае 1942 года в городе была открыта первая музыкальная школа.

В городе работало семь клубов. В шести из них были киноустановки. Кино «крутили» с утра до позднего вечера. И это были не только художественные фильмы, но и документальные, специальные выпуски новостей – журналы, которые показывались перед киносеансом.

Чем дальше в прошлое уходит Победа и ее творцы, тем меньше, к сожалению, о ней знают. Мы стали отмечать только круглые даты, связанные с войной, что, полагаю, неправильно. Не помню, кто сказал, что если мы будем помнить об этой войне, то какое право имеют забыть о ней остальные? Слишком великие были потери, чтобы стереть все из памяти.

Победа состояла не только из атак на противника. Но и из мелких, казалось бы, событий, происходящих в глубоком тылу. Но все они были связаны с ожиданием Великой Победы. Давайте это помнить!

Людмила Ковалева

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *