В 2026 году исполнится 90 лет со дня рождения журналиста, писателя и переводчика Юрия Васильевича Кунгурцева
Ю. Кунгурцев (16.04.1936 г. — 09.03.2003 г.) — выдающийся представитель казахстанской журналистики, талантливый писатель и мастер перевода, посвятивший свою жизнь слову и культуре.
В преддверии 90-летия со дня его рождения совместно с Союзом журналистов Республики Казахстан выдвигается инициатива о присвоении одной из улиц города имени Юрия Васильевича Кунгурцева.
Свое мнение о важности этой инициативы выразили Союз журналистов Казахстана, Союз писателей Казахстана, Национальная библиотека Республики Казахстан, Российская государственная библиотека, Православная церковь Казахстана. Теперь судьба этого вопроса — в руках руководства города.
Мы надеемся на понимание значимости данной инициативы и на ее поддержку. Это стало бы достойным признанием заслуг Ю. Кунгурцева перед городом, для которого он писал, творил и который воспевал в своих произведениях.
К этой юбилейной дате совместно с семьей поэта готовится к изданию книга «Ю.В. Кунгурцев. Избранное», куда войдут лучшие материалы, статьи и художественные произведения автора. При поддержке газеты «Южный Казахстан» в 2026 году состоится литературная гостиная, посвященная памяти Юрия Васильевича. Хочется выразить искреннюю благодарность главному редактору М. Лимаренко и всему коллективу журналистов газеты за незабвенную память о нем.
Для каждого Юрий Васильевич свой. Для меня он неразрывно связан с его супругой — моим педагогом Изольдой Николаевной Беловой. Изольда Николаевна — подлинная легенда сцены. На протяжении многих лет она блистала в ведущих партиях Чимкентского народного театра оперетты, внося в каждую роль неподражаемую душевную теплоту, вокальное мастерство и артистическое обаяние. Многие образы, созданные ею на сцене, остались непревзойденными, а некоторые из них так и не были повторно исполнены. Когда я слышу чарующий голос Татьяны Ивановны Шмыги в оперетте Имре Кальмана «Фиалка Монмартра», в моей памяти неизменно всплывает голос Изольды Николаевны — всегда молодой, искрящийся светлой радостью. Не случайно интеллигентная публика тех лет с любовью и уважением называла ее «Наша Шмыга». Это, наверное, и есть народное признание великой артистке нашего города.
Уже 25 лет прошло с того дня, как я еще совсем маленьким мальчиком впервые переступил порог ее класса. Тогда я и не знал, что есть люди, которые могут навсегда оставить неизгладимый след в твоей жизни. В нынешнюю эпоху цифровых увлечений трудно представить, что когда-то мальчишки и девчонки с горящими глазами выстраивались в очередь, чтобы принять участие в новых постановках детских опер. Либретто к этим операм создавал Юрий Васильевич Кунгурцев, а сценическую реализацию воплощала Изольда Николаевна. Это был по-настоящему творческий тандем, объединивший талант и любовь к детям. В конце 90-х — начале 20-х, когда о культуре, казалось, совсем забыли, детские оперы Юрия Васильевича и Изольды Николаевны, как и сама идея этого, были словно глоток свежего воздуха. Эти постановки становились событием, а участие в них были мечтой каждого юного артиста.
Изольда Николаевна была подлинным энтузиастом своего дела — человеком, для которого музыка, сцена и педагогика были призванием. Получив свой талант безвозмездно, она так же безвозмездно передавала его другим. Ее рассказы были настоящими уроками истории, пронизанными любовью к искусству и родному городу. Она делилась воспоминаниями о знакомстве с Шамши Калдаяковым, композитором А. Новиковым автором кантаты «Нам нужен мир» cо знаменитой «Ариозо матери», концерте Тамары Ильиничны Синявской, театральных постановках, в которых играла мама Муслима Магомаева актриса Айшет Кинжалова. C особым трепетом вспоминала и о тех, кого время, казалось, забыло: одном из основоположников профессиональной музыкальной школы репрессированном Мстиславе Григорьевиче Червинском, основательнице ансамбля «Айголек» Анне Львовне Цандековой, заведующей отделением специального фортепиано музыкального училища пианистке Мавиди-Калиниченко Афине Харлампиевне. Всё это и многое другое было не просто воспоминанием, это была живая история нашего города, которую она хранила и передавала нам — своим ученикам. «Ибо время, столкнувшись с памятью, узнает о своем бесправии…» — строки из стихотворения Иосифа Бродского как нельзя точно отражают суть того, чем жила Изольда Николаевна.

Благодаря таким людям время действительно теряет власть, хотя бы на миг, в сердцах тех, кто помнит. Как и у Юрия Васильевича, отец Изольды Николаевны не вернулся с фронта. Поэтому военные песни и памятные концерты занимали в ее творчестве особое место. Еще маленькой девочкой она чувствовала, что музыка способна лечить и утешать. Она пела на радио и в госпиталях, где ее детский голос становился лучиком света для раненых бойцов. «Победа! Победа! Победа! Ты жить будешь в сердце всегда» — так заканчивалось одно из самых трогательных хоровых выступлений под управлением Беловой. С опереттой Изольда Николаевна познакомилась в детстве, и эта встреча стала судьбоносной.
В военные годы на месте нынешнего Дворца школьников в Центральном парке проходили выездные концерты Томского театра.
Эти выступления собирали горожан, жаждущих хоть на мгновение отвлечься от тяжелой фронтовой реальности. Маленькая девочка могла часами стоять у сцены, затаив дыхание, ловя каждое слово, каждый жест артистов. Именно тогда зародилась ее любовь к жанру оперетты, ставшему неотъемлемой частью ее творческой жизни.
Изольда Николаевна была редким педагогом. Она не просто рассказывала о произведении, она умела его оживить и проиллюстрировать. Романсы М. Глинки и П. Чайковского занимали в ее творчестве особое место, она исполняла их с тонким вкусом и глубоким внутренним прочтением. Причем могла исполнить не только свою партию, но и мужскую, написанную не для ее голоса. Мы заслушивались ее исполнением «Серенады Дон-Жуана» П. Чайковского, написанной для баритона. В ее интерпретации романс звучал необыкновенно выразительно, с особым темпераментом и артистизмом.
Долгие годы Изольда Николаевна являлась членом жюри городского конкурса «Романсиада». Уже будучи студентом музыкального колледжа, я не раз обращался к ней за советом. Романсы в ее исполнении были высокого уровня и поражали своим совершенством.
Каждая нота, каждая фраза была безупречно выверена и звучала как единое художественное произведение.

Следует отметить, что Изольда Николаевна не терпела невежества и хамства ни в жизни, ни на сцене. Она была человеком высоких требований прежде всего к себе. Многие, не зная ее, называли гордой, за глаза — примадонной. Но те, кто знал ее по-настоящему, подтвердят: в ней не было ни капли высокомерия. То, что воспринималось как гордость, на самом деле было чувством собственного достоинства, благородства и культуры, корни которого уходили, вероятно, в ее дворянское происхождение.
Около 30 лет Изольда Николаевна с редкой преданностью и самозабвением руководила клиросом храма Казанской иконы Божьей Матери. Это было не просто служение музыке, это было глубокое духовное служение, требующее терпения и любви к людям.
Особая сложность заключалась в том, что ей приходилось работать с непрофессионалами, с теми, кто пришел по зову сердца. Но за все, за что бралась И. Белова, она неизменно доводила до конца. В своих альма-матер — музыкальной школе №1 имени Ж. Омаровой и лицее №9 имени О. Жолдасбекова — она не только училась, но и многие годы работала, отдаваясь делу с полной самоотдачей. В школах она создала и руководила музыкальными театрами — «Сфорцандо» и «Темп».
Вклад в культуру и искусство Юрия Васильевича Кунгурцева и Изольды Николаевны Беловой абсолютно очевиден. Они никогда не стремились к наградам и медалям, не искали признания ради славы. Они искренне и с полной самоотдачей служили своему делу, вкладывая душу в каждый день работы. Для них всегда был важен результат — сохраненные традиции, уважение к истории, развитие культуры и человеческих душ.
И. Чижиков
В наших соцсетях : Telegram-канал, Telegram-канал найдете много интересного, только важные и новые события! Наш Instagram. Подписывайтесь!
Спасибо автору за память и уважение к талантливым чимкентцам. украшавшим и боготворившим наш город