Не все так плохо

9 Сен 2019 11:54
Количество просмотров: 2267

«Давно уже никто не жалуется на недостаточное количество пассажирского автотранспорта в Шымкенте. Все признают,что за несколько последних лет современные транспортные средства и новые маршруты значительно облегчили горожанам передвижение по городу. Но это не означает, что к автобусному движению в Шымкенте вообще нет никаких вопросов. Новые маршруты, электронное билетирование, цена за проезд – это и многое другое сегодня весьма волнует жителей третьего мегаполиса» — так начинается статья друга и коллеги М. Назарова в «Панораме Шымкента» с подробным разбором положения от отдела общественного транспорта акимата города. С этим трудно не согласиться. Можно только дополнить.

А мы не плачем, никогда не плачем

Давно уже никто не жалуется на грубое нарушение автоперевозчиками Шымкента графиков движения по маршрутам: все привыкли к тому, что по утрам и ранним вечерам автобусов в городе нет. Давно уже никто не жалуется на автобусные гонки. С недавних пор не жалуются еще и на драки между командами на дублирующихся маршрутах. Давно никто не жалуется на грязь в салонах, поломанные сиденья и «запаски» посреди прохода. Давно уже никто вообще не жалуется на работу общественного транспорта Шымкента — пустая трата времени и нервов. На что еще давно не жалуются — в небольшой подборке отзывов. Комментарии с нецензурной лексикой пришлось опустить. С сожалением. Их значительно больше и они красочнее.

Для среза общественного мнения о работе городского транспорта давно уже нет необходимости бродить по улицам с микрофоном.

Достаточно негромко сказать в редакции, что готовишь очередной материал на вечнозеленую тему, — коллеги забросают эмоциональными рассказами. Из-за дефицита площади всего три отзыва.

«4 сентября. Час ожидания автобуса маршрута № 4 на Байтурсынова/Аргымбекова. Три машины прошли, не останавливаясь, в одну невозможно было войти, в пятую по счету с трудом втиснулась».

«28 августа. Маршрут № 78 от «Кен бабы». Жду около часа — автобуса нет. Спрашиваю у помогайки с таймерами, когда будет. Ответ: «78-ой оумин, не ждите». 74-ый маршрут, который ходил с интервалом 7-8 минут и допоздна (по шымкентским меркам, конечно, но все-таки), теперь — через 20 минут».

«31 августа на работу меня вез «однорукий» водитель 84-го маршрута Green bus company. 20 минут водитель Фахридин (фамилия водителя скрыта от глаз пассажиров) в полный голос разговаривал по телефону, щедро сдабривая речь нецензурщиной. Одной рукой шымкентский шумахер рулил, переключал скорость, жал на кнопки, вторая плотно сжимала разогревшийся от накала общения мобильник. Даже умудрялся отвечать пассажирам, как и куда движется автобус. Что удивительно, «однорукого» водителя не смущало, что по телефону он говорит по личным делам во время управления пассажирским транспортом, что на дорогах установлены камеры видеонаблюдения. Не мешали ему и пассажиры в салоне. Похоже, ситуация для Фахридина была привычной».

Ну и самое фееричное, но такое привычное для горожан: «Однорукие» водители — это еще что!

«Август, 84-ый маршрут. Водителю жена (может быть, подруга, не проверяла) на остановке «Север» передала грудного ребенка. Усадил на колени и мужественно продолжил работу. Как мужчина и отец — молодчина, но за пассажиров как-то страшновато. 31 августа с дочерью участвовали в гонках на автобусе 158-го маршрута (это уже новые, но традиции живы — Авт.) от «Севера» до «Самала». Это было уже не просто страшно, а..!»

Мир, дружба, жвачка

Характерно для нашего городка-миллионника, что эти художества привычны не только для жителей, но и для патрульной полиции. По крайней мере, массовых репрессий по фактам массовых нарушений ПДД водителями автобусов за обозримый исторический период как-то не припоминается. Гуманное отношение полицейских к ним как-то наблюдал во время очередной зачистки многострадальной улицы Толе би от стихийной торговли и пробок. Три (!) патрульных экипажа с огромным трудом выстроили автобусы в один ряд на длинной остановке. Подъезжает очередной, видит очередь, видит и полицейские машины. Ни минуты не раздумывая, водитель древнего автобусика объезжает весь ряд, упирается в патрульный автомобиль, из окна кричит на целого старлея: мол, не мешай, тороплюсь я! Полицейский скромно отходит, освобождая дорогу. Занавес!

Такую, не побоимся этого слова, многолетнюю толерантность можно объяснить только солидным весом владельцев компаний-перевозчиков и умением решать проблемы с опережением и на высоком уровне.

«Все автобусы новые зеленые Shymkent Bus, — комментирует ситуацию в соцсетях предприниматель Б. Алиев, — ездят без свидетельств на перевозку пассажиров, то есть незаконно (!!!). У них нет контрактов на этот вид работы. В случае ДТП, даже не по вине водителя автобуса, все равно он будет виноват, так как находится на маршруте незаконно. Они ничем не отличаются от «бомбил» на «Опелях» 80-ых годов».

По части законности работы Shymkent Bus ничего сказать не можем. Отдел пассажирского транспорта акимата города с нами информацией не делится.

В интервью «Панораме Шымкента» с руководителем отдела Н. Сугралиевым об этом тоже ничего не сказано.

«Это автобусы новой компании Shymkent Bus, — рассказал Н. Сугралиев, — созданной при участии СПК «Shymkent» с государственной долей. Пока они запустили 12 маршрутов. Их можно узнать по зеленому цвету. Это машины казахстанской сборки. Жалоб на их качество нет. В основном автобусы этой компании ездят по уже существующим маршрутам. Например, № 182 — это бывший № 82, № 158 — № 58, № 138 — № 38 и так далее. Все графики и маршруты компании Shymkent Bus можно также посмотреть в мобильном приложении 2GIS».

«Все спокойно в благородной Бухаре….» и стабильно в нашем богоспасаемом городе. Не иначе, чем божьим промыслом, можно объяснить, что все мы ежедневно остаемся живы.

А в ответ — тишина

«Только за последнее время руководство ТОО «Green bus company», — прокомментировал ситуацию заместитель начальника инспекции транспортного контроля по Туркестанской области О. Петухов, — шесть раз было привлечено к административной ответственности по статье 571, части 2 «Нарушение правил перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом», ТОО «Green Bus Service» за аналогичное правонарушение — четыре раза, ТОО «Shymkent Bus» — 11 раз (За несколько месяцев работы! Если не рекорд, то что это?Авт.). Письма с изложением сложившейся ситуации направлены руководителям этих организаций и в управление пассажирского транспорта Шымкента для принятия мер по недопущению правонарушений, которые напрямую влияют на безопасность людей. Работа в данном направлении ведется непрерывно».

В 2016 году рабочая группа НИИ транспорта и коммуникаций РК по заказу почему-то акимата области девять месяцев подробнейшим образом обследовала все имевшиеся на тот момент в Шымкенте компании, занимающиеся пассажирскими перевозками. Родившийся в срок документ был передан заказчику. И канул в неизвестность.

«Сказать, что наши специалисты были в шоке, — поделился впечатлениями заместитель директора НИИ Б. Баймаханбет, — значит, ничего не сказать. Мы работали в одиннадцати городах Казахстана. Положение с пассажирским транспортом везде далеко от идеала. Но такого бардака, как в Шымкенте, поверьте, нет нигде.

Все ваши пассажирские компании мы классифицировали по четырем категориям. От «более или менее» до «совсем никак». Первая — предприятия с собственными автобусами, базой техобслуживания и ремонта, четвертая — вообще без ничего, кроме директора, бухгалтера и, куда в Шымкенте без нее, секретарши. Посередине — есть либо машины, либо база ТО. Относительно работоспособных тогда было шесть из 28-ми! Остальные можно и нужно было немедленно снять с маршрутов за многочисленные нарушения законодательства, совершаемые по предварительному сговору с уполномоченными госорганами, длительное время, в особо крупных размерах и с особым цинизмом. Даже у этих шести «эталонных» для Шымкента была выявлена масса нарушений. В вашем богоспасаемом городе не чтут не только Закон о транспорте (а такой, на удивление, в стране есть!), но и даже административный кодекс. Были вообще потрясающие воображение сцены: 5.30, микрорайон «Казыгурт», девочка-студентка продает водителям готовые путевки с отметкой медосвидетельствования. На расспросы отвечает, что у нее это подработка. Сейчас все выдаст и свободна до следующего утра. Смелые люди живут в вашем городе! Ничего и никого не боятся. И жизнью, садясь в эти автобусы, не дорожат.

О распределении маршрутов в Шымкенте через так называемые «тендеры» можно отдельную книгу написать. В жанре детектива. Почему-то вашим правоохранителям эта тема не интересна. А зря. Непаханое поле для применения профессиональных знаний и умений. У компаний с собственной хорошей технической базой маршруты отбираются и передаются тем, у кого ни кола ни двора. Конкурсная документация до сих пор ведется на бумаге. Условия договоров не выполняются, вечерние графики отсутствуют как явление. Нарушений — масса, но никто годами не несет за это ответственности. Ни отдел транспорта, ни члены тендерной комиссии. Реальные объемы перевозок неизвестны, учет не ведется, проверить нельзя. В отрасли вращаются миллионы черного-пречерного нала, и никто этого не замечает!»

Добавим: и не жалуется…

Игорь Лунин
фото автора

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

1 комментария в “Не все так плохо

  1. А жаловаться бесполезно,это все поняли Я несколько раз писала и том, что после 20час вечера нельзя уже никуда уехать Все, ни один маршрут почти не работает А утром только с 8, а то и позже начинается какое-то движение Они в Чимкенте короли Я даже шутила по этому поводу в соц сетях, что на следующий год, в год столицы СНГ, наши гости и туристы вечером будут добираться до своих гостинец пешком А пенсионеры во многих городах ездят бесплатно, только у нас 100 %оплата, у нас стариков не уважают и не любят Вот так-то!

Добавить комментарий для Карачарова Алефтина Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *