Невыполнимые требования

12 Июн 2020 16:46
Количество просмотров: 606

«Грамотное использование госзакупок и закупок квазигоссектора необходимо рассматривать как средство восстановления экономической активности.

Особый порядок государственных закупок, направленный на поддержку отечественных товаропроизводителей, продолжит свое действие до августа текущего года. Максимальное использование отечественных материалов и оборудования будет зафиксировано как приоритетное условие развития бизнеса».

Из выступления Главы государства К. Токаева на заключительном заседании Государственной комиссии по чрезвычайному положению 11 мая 2020 года.

Ежегодно в Туркестанской области проводятся сотни тендеров. Многие из участников уже собаку съели на конкурсных нюансах, и голыми руками их не возьмешь. Но даже бывалых, таких как производственный кооператив «Асель» из Толебийского района, организаторы тендера могут озадачить не по-детски.

ПК «Асель», которым руководит С. Арыстанбекова, был создан в 1993 году. Сегодня в линейке производимых товаров более 70-ти наименований: хлеб, хлебобулочные и кондитерские изделия, полуфабрикаты. Солидная материальная база: производственные цеха, складские помещения, транспорт. В области работают четыре филиала.

Из года в год, набирая обороты, предприятие не только на хорошем счету у потребителей, но и по представлению областного управления предпринимательства вошло в реестр надежных товаропроизводителей региона.

Имея такую историю, репутацию и возможности, ПК «Асель» — постоянный участник конкурсов госзакупок продуктов питания. Благодаря успешному прохождению всех конкурсных процедур на протяжении 25 лет в учреждения здравоохранения и образования, подразделения ВС РК, дислоцирующиеся в Туркестанской области, без задержек поступают свежие продукты, внесенные в техзадания лотов. Ни разу предприятие не было занесено в черный список, о чем свидетельствует база данных официальных госзакупок.

С. Арыстанбекова.

Начиная с 2015 года ПК «Асель» начал сталкиваться с проблемой, о которой руководство кооператива неоднократно информировало тогда еще управление образования региона. Но почему-то многократные обращения не нашли у чиновников понимания и поддержки. А дело в том, что цены на продукты питания, утвержденные управлением экономики и бюджетного планирования Туркестанской области, занижены почти в два раза в сравнении с реальными ценами на рынке. Даже оптовом.

Все мы покупаем продукты и знаем, что булка так называемого социального хлеба (0,5 кг) стоит не дешевле 75 тенге. А уполномоченным органом за килограмм хлеба установлено 115 тенге (почти 60 тенге за кирпичик). Не говоря уже о мясе, молоке, крупах, фруктах, овощах и других необходимых продуктах питания (см. сравнительный анализ цен, предоставленный ПК «Асель»).

Но это только полбеды. В разных конкурсных требованиях указаны разные цены. Так, для получения права обеспечивать продуктами питания КГУ «Коксаекский центр оказания специальных социальных услуг № 3» цена за килограмм говядины — 1485 тенге, а для ГККП «Туркестанский многопрофильно-технический колледж» ту же говядину необходимо закупать по цене 1000 тенге 89 тиын за кило. В техзадании для Первомайского детского поселка семейного типа победителю тендера предлагают найти килограмм говядины за 1121 тенге. При этом рыночная стоимость килограмма говядины – 2000 тенге.

Не найдя понимания в профильных управлениях, к руководству которых не раз обращалась Сайлау Абдукаримовна, в декабре прошлого года председатель производственного кооператива написала письмо в акимат Туркестанской области.

На официальном интернет-портале «Казахстанское содержание» в базе данных нет цен ни на один товар, услугу или работу. В регистрационных карточках нет даже графы «цена».

Акцентировалось внимание на том, что дети в специализированных учреждениях должны питаться качественными продуктами. К письму была приложена сравнительная таблица цен, указанных в техзадании областным управлением развития человеческого потенциала, и цен, по которым живет рынок, с указанием поставщиков и их контактных номеров телефонов. Причем цены были указаны прошлогодние. О том, как они взлетели на большинство продуктов питания в период пандемии, речи не ведется вообще.

Ответ не заставил себя долго ждать. Правда, понять то, что пишут наши госслужащие, гражданам достаточно сложно. Никакой переводчик здесь не поможет. Формулировки настолько абстрактные и неконкретные, за исключением ссылок на всевозможные законы и нормативно-правовые акты, что к концу забываешь, что было в начале.

«Управлением стратегии и экономического развития области рассматриваются бюджетные заявки администраторов бюджетных программ на предмет их соответствия бюджетному и иному законодательству РК», — говорится в ответе на письмо.

Далее адресату сообщают, что при рассмотрении бюджетных заявок используется база данных цен на товары, работы, услуги, установленная законодательством РК о госзакупках. При этом бюджетная заявка ориентируется на цену, не превышающую фактической средней цены за единицу товара, предусмотренную в базе данных. При отсутствии в базе данных цен используются документы, обосновывающие планируемые расходы (копии договоров, прайс-листы).

Не откладывая в долгий ящик, ваш покорный слуга попытался в свободном доступе найти эту базу данных. Выяснилось, что она разработана в целях реализации Закона РК «О государственной поддержке индустриально-инновационной деятельности». Формирует и ведет ее АО «Национальное агентство по развитию местного содержания NADLoC». Первоочередная цель этого документа – использование при госзакупках товаров отечественного производства.

Документ нашелся на официальном интернет-портале «Казахстанское содержание». Удивительно, но почти в полутысячном списке юридических лиц Туркестанской области, зарегистрированных в нем, не оказалось представителей пищевой промышленности и производителей сельхозпродукции. Кроме цехов и заводов по розливу воды. Поэтому был взят первый попавшийся отечественный производитель из другого региона – фермерское хозяйство «Аргос», занимающееся выращиванием овощей. Для примера возьмем картофель продовольственный, который предлагает производитель. В карточке товара есть все данные, кроме цены. Однако в одной бюджетной заявке администратор программы, то есть управление развития человеческого потенциала Туркестанской области, ставит цену за килограмм картофеля — 88,39 тенге, в другой — 87,50 тенге, в третьей – 98 тенге. Справедливости ради, стоит отметить, что на сайте оптовых продаж agrox.kz цена за кило этого корнеплода почти в два раза меньше. Но остается вопрос: почему для детей, воспитывающихся и обучающихся в разных учебных организациях, разная цена на продукты питания?

Вернемся к ответу на письмо С. Арыстанбековой: «…в целях качественного формирования проекта областного бюджета на 2019-2020 годы… из базы данных цен управлением экономики и бюджетного планирования были сформированы единые средние цены, не превышающие фактическую цену за единицу, на продукты питания, которые согласованы и одобрены руководителями управлений здравоохранения, образования и координации занятости и социальных программ Туркестанской области».

Еще раз повторим, что, если разглядывать базу данных в свободном доступе на официальном сайте вдоль и поперек, и даже по диагонали, нет там цен ни на один товар, услугу или работу. В регистрационных карточках нет даже графы «цена». К тому же любому человеку, познакомившемуся с теми ценами, которые предлагают участникам тендеров, понятно, что о завышении цен и речи быть не может. Они занижены! Причем настолько, что на них можно обеспечить лишь полугодовое пропитание. И то с натяжкой, учитывая из жизненного опыта, как стремятся цены вверх. Хотя, как вариант, быть может, мы просто не знаем, где отовариваются составители бюджетных программ и те, кто эти программы утверждает. Как говорится, места надо знать.

Попытка получить комментарии в отделе бухгалтерского учета, инфраструктуры госзакупок и развития государственно-частного партнерства управления развития человеческого потенциала, которое является администратором бюджетной программы, не увенчалась успехом. Сначала вопрос о причине занижения цен был отправлен на WhatsApp – тишина. Городской телефон тоже не отвечал. Позвонив по сотовому специалисту отдела, корреспондент «ЮК» 10 минут просто слушал служебные разговоры. Кстати, такое неприкрытое игнорирование запросов журналистов госслужащими и бюджетниками наблюдается практически во всех госучреждениях городов и районов области.

Но как кормить детей? Можно их потчевать одну неделю по четным дням, другую — по нечетным. Но даже при такой схеме все равно будет, как в анекдоте: «Шо, хлопцы, хочется исты? Звиняйте, бананьев нема». Несмотря на то, что эти плоды также входят в обязательный рацион для здорового развития детского организма.

Шутки шутками, но понятно, что ни один предприниматель не будет работать себе в убыток. Тем более после всех карантинов и ЧП, когда малый и средний бизнес стоит перед выбором – жить или не жить.

Сайлау Абдукаримовна не теряет надежды, что ее услышат и все-таки примут меры по корректировке цен, исходя из реалий сегодняшнего дня.

«Мне ничего не остается делать, как доплачивать до реальной стоимости продуктов питания. Иначе мой производственный кооператив будет объявлен злостным нарушителем и занесен в черный список», — говорит предпринимательница.

С уверенностью можно сказать одно: когда тендерная схема госзакупок начала действовать, она была направлена на обеспечение прозрачности заключения контрактов. Но на деле эта система стала одной из самых запутанных и коррупционных.

Общеизвестно, как администраторы бюджетных программ пытаются нечестно «играть». Схема достаточно проста: система госзакупок допускает много возможностей для недобросовестного проведения тендеров, создающих ограничения конкуренции. Какие лазейки используют чиновники, чтобы отдать контракт в нужные руки и избавиться от «нежелательных» подрядчиков?

Например, установить такие требования к заказу, которые априори исключают возможность его исполнения. Часто встречаются заказы, для исполнения которых нужно строительство объекта за пару месяцев. Ни один здравомыслящий подрядчик не будет ввязываться в такую авантюру. При доскональном изучении контракта и его выполнения грамотный человек обнаружит, что работы уже ведутся, причем той фирмой, которая в итоге и согласилась на предложенные условия.

Другой вариант — цены в разы ниже рыночных, что делает выполнение работ или предоставление товаров совершенно невыгодным.

Что со слухом у наших чиновников, а вернее, у администраторов бюджетных программ, которые то ли берут цены с потолка, то ли высасывают из пальца, пока не понятно. А может, и не в слухе дело, а в чем-то другом?

В Послании народу Казахстана Президент страны К. Токаев четко обозначил один из приоритетов развития:

«Наша общая задача — воплотить в жизнь концепцию «слышащего государства», которое оперативно и эффективно реагирует на все конструктивные запросы граждан. Только путем постоянного диалога власти и общества можно построить гармоничное государство, встроенное в контекст современной геополитики».

Владимир Привалов

фото автора

В нашем Telegram-канале  много интересного, важные и новые события. Наш Instagram. Подписывайтесь!

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *