«В Министерстве транспорта сменились приоритеты» — так объяснил очередной перенос сроков сдачи в эксплуатацию тоннеля на перевале Шакпак баба министр М. Карабаев во время визита в Туркестанскую область.
«Строительство должно быть завершено в 2024 году, — сказал министр. — На сегодня основные работы по тоннелю Шакпак баба завершаются. Остались проблемы с вентиляцией и другие работы. Этой зимой тоннель может быть использован в качестве аварийного проезда для автотранспорта в случае снежных заносов на перевале».
Наш самый долгий
Насчет сдачи в следующем году как-то даже уже не смешно.
Построить тоннель обещали еще в 2015 году. В 2014-ом на сайте «Западная Европа — Западный Китай» был размещен анонс: «Срок окончания строительства участка автомагистрали Западная Европа — Западный Китай по Тюлькубасскому району и общего завершения проекта по Казахстану — конец 2015 года. На участке на 1 июля 2014 года выполнено до 50% работ: сформировано основание дороги, уложен подстилающий слой гравия и начата укладка дорожного полотна. Работа ведется в две смены».
Тогда, девять лет назад, для оптимизма у строителей и заказчиков были все основания. Первый в Казахстане автомобильный тоннель такого класса предложила построить компания-подрядчик из Исламской Республики Иран, имеющая солидный опыт в строительстве горных дорог.
Из интервью директора филиала АОЗТ «Дена Рахсаз Констракшн» М. Абуталеби в 2014 году: «Идея строительства тоннеля принадлежит нашим инженерам. По первоначальному проекту здесь планировалось прокопать в горном массиве выемку глубиной 50 метров, чтобы понизить градус подъема дорожного полотна на перевале. Мы изучили особенности местности, климатические условия и пришли к однозначному выводу: это проблему зимней проходимости участка не решит. Глубокая выемка будет работать как снегосборник и потребует серьезных эксплуатационных расходов для уборки снега. Просчитав несколько вариантов технических решений, наши специалисты остановились на строительстве тоннелей. Тем более что по финансовым затратам это решение укладывается в первоначальную смету проекта участка автодороги, а по эксплуатационным расходам в дальнейшем даст существенную экономию сил и средств. Наше предложение после изучения на месте получило поддержку заказчика — Министерства транспорта и коммуникаций РК».
Справка «ЮК»
АОЗТ «Дена Рахсаз Констракшн» — группа компаний, специализирующихся на строительстве, ремонте и реконструкции автомобильных дорог. В Казахстане работает с 2001 года. Все компании АОЗТ — в Иране, Казахстане и других странах — получают доходы исключительно за счет государственных закупок.
Иранцы с энтузиазмом принялись за дело. Для ускорения проходки горной породы работы одновременно велись с восьми точек: с обеих склонов горы и в глубине. Они наверняка завершили бы работы в срок.
Но тут у нас очередной обвал курса валюты случился. В результате работы были заморожены, а без вины виноватая еще недавно образцово-показательная «Дена Рахсаз Констракшн» попала в список недобросовестных поставщиков.
Строительство было законсервировано на два года. В ноябре 2017-го к работам приступило подразделение АО «Evrascon» из Азербайджана. Планировалось, что в конце 2019 года по тоннелю уже пойдут машины. Был даже заявлен точный срок — ко Дню независимости РК 16 декабря. Опять не получилось. И опять из-за денег. Перебои в финансировании строительства затормозили работы. В 2020-ом уже наученные горьким опытом азербайджанцы осторожно назвали срок сдачи — конец 2021-го. Оговариваясь: если, конечно, все пойдет по плану и не случится чего-то не зависящего от них.
Весной 2023 года завершить работы планировалось в декабре. Теперь министр говорит о конце следующего года. Но это неточно. Пока же каждую зиму перевал Шакпак баба привычно превращается в один из самых опасных участков международного транспортного коридора Западная Европа — Западный Китай. Снежные заносы делают его надолго непроходимым для автомобилей.
За девять лет тоннель стал символом долгостроя на юге Казахстана. На сегодня это единственный незавершенный участок транспортного коридора Западная Европа — Западный Китай на территории нашей страны.
И не надейтесь!
На встрече с населением в Туркестане министра засыпали вопросами. По большей части неприятными. Из полутора часов разговора 45 минут заняло сольное выступление на актуальные темы некоего блогера Б. Копбаева. Министр держался стойко, с достоинством. Терпению и выдержке М. Карабаева можно только позавидовать. Обсуждались процедуры тендеров на ремонт автодорог, работа инспекций транспортного контроля, низкая зарплата рабочих дорожно-эксплуатационных организаций и снижение возраста выхода на пенсию для железнодорожников. Точнее сказать, не обсуждались, а озвучивались.
Из всего спектра проблем министр в состоянии разве что инспекцию заставить работать поактивнее. Дорожники работают в частных компаниях. Так что про зарплаты и пенсии не по адресу.
Попытку туркестанцев посягнуть на святое — платные автодороги — М. Карабаев пресек решительно, сославшись на «общемировую практику». Как показало обсуждение темы, наши люди уже привыкли, что за проезд придется платить отсюда и до скончания времен. Слава богу, пока дышать в полосе отчуждения автодорог еще можно бесплатно. Никто даже не заикался о том, что качество дорог за годы платного режима эксплуатации не улучшилось от слова «совсем». Ходоки робко намекали лишь на слишком высокие для небогатого юга тарифы. Но тут же получили решительную отповедь: «Что касается местного населения, — отрезал министр, — то у нас введены специальные льготные годовые абонементы. Нигде в мире такой практики нет».
Так что платим и гордимся. Никогда не было, и вот у нас опять. Чтобы подсластить пилюлю, М. Карабаев пообещал рассмотреть возможность скорейшей прокладки второй линии железной дороги Туркестан — Арысь, дабы исключить задержки пассажирских поездов, а также изучить со специалистами потребность населения и график движения пригородных поездов.
Справка ЮК:
Общая протяженность сети автомобильных дорог Туркестанской области составляет 6 692 км: 740 км — республиканские (платные) и 5 952 км — местные.
Для справки: из Туркестана в Шымкент можно добраться по автомобильной дороге за 1,5-2 часа, по железной через Арысь — за 4 часа. Поезд ходит пять раз в неделю. Это удовольствие на любителя.
Правительство форсирует введение оплаты за проезд по автомобильным дорогам страны. М. Карабаев пояснил, что платность в первую очередь направлена на сбор средств с транзитных транспортных средств, при этом для отечественных перевозчиков предусмотрена месячная и годовая абонентская плата.
Данных по расходам на содержание частных компаний, собирающих оплату, и самих дорог нет.
Один автомобильный рейс (20 тонн) по коридору Западная Европа — Западный Китай приносит бюджету Казахстана до 1,5 тыс. долларов.
Справка «ЮК»
По данным АО «НК «КазАвтоЖол», ежегодно на содержание автомобильных дорог страны требуется 60 млрд. тенге. Сейчас в Казахстане 3,2 тыс. км платных дорог. За 11 месяцев 2023 года от них поступило 26,5 млрд. тенге.
Введение оплаты за проезд идет поэтапно. Это заложено в госпрограмму «Нұрлы жол». В следующем году доля платных участков увеличится на 1,2 тыс. км, а к 2029-му по мере завершения работ по реконструкции автодорог платная система охватит 11 тыс. км.
«Тарифы за проезд по платным участкам в Казахстане, — сказал М. Карабаев, — по сравнению со странами ближнего и дальнего зарубежья являются самыми низкими. В последнее время у нас наблюдается рост транзитного потока, поэтому в целях обеспечения сохранности отремонтированных участков дорог ведется планомерная работа по повышению ставок платы за проезд».
Шымкенту тоже не повезло с министерскими приоритетами. Строительство юго-западного объезда города, которое уже пятый год «вот-вот должно начаться», теперь вообще отложено на неопределенный срок.
«Вопрос с финансированием строительства объезда Сарыагаша решен, — сказал министр. — Работы должны начаться в следующем году. Строительство юго-западного объезда Шымкента не является для нас приоритетным. Действующая объездная автодорога не загружена, в новой нет необходимости».
Не видит министерство необходимости и в объездной дороге в Туркестане. Сейчас поток транзитного транспорта идет по старой автодороге, построенной в рамках проекта «Транспортный коридор Западная Европа — Западный Китай». Прямо через центр города.
О качестве обслуживания платных автодорог, особенно в зимний период, можно судить по парку дорожной техники. Для решения этой задачи АО «КазАвтоЖол» дополнительно приобрело в этом году 379 новых машин, в том числе 245 — через Фонд развития промышленности, 25 — за счет сборов платы за проезд и 109 — за счет амортизационных отчислений.
«Однако до сих пор имеется дефицит 1,1 тысячи машин, в связи с чем будет продолжено пополнение техникой через льготное кредитование Фонда развития промышленности», — сообщил министр.
Ежедневно из центральных и северных областей страны поступает информация о закрытии автодорог в связи со снегопадами. Скоро наступит очередь юга. Но оплату за этот своеобразный сервис нужно вносить регулярно и в сжатые сроки. Забывчивым грозят карами.
«Оплатить проезд по платной автомобильной дороге (участку), — предупреждает Комитет автомобильного транспорта и транспортного контроля Министерства транспорта РК, — необходимо в течение семи календарных дней. Предусмотрено более 20 вариантов оплаты: QAJ mobile (мобильное приложение), Kaspi.kz, Kiwi-кошелек, Forte Bank и др.
На восьмой день при неуплате проезда в соответствии со статьей 628 Кодекса РК «Об административных правонарушениях» начисляется административный штраф. Для физических лиц он составляет 5 МРП, для юридических — 10 МРП (1 МРП в 2023 году равен 3 450 тенге)».
Размаха шаги, но мимо
В 2023 году в стране проделан большой объем строительства, реконструкции, капитального и среднего ремонта автодорог республиканского значения.
Строительно-монтажными работами было охвачено 6,5 тыс. км: 3,6 тыс. км — строительством и реконструкцией, 2,9 тыс. км — капитальным и средним ремонтом.
«В этом году работы велись на 16 проектах, из которых три уже завершены, — это БАКАД, Кандыагаш — Макат и Ушарал — Достык, — рассказал М. Карабаев. — Учитывая нарекания со стороны общества, усилия были направлены на реализацию основных долгостроев с 4-5-летней давностью. Это Талдыкорган — Усть-Каменогорск, Караганда — Алматы, Мерке — Бурылбайтал, Актобе — Кандыагаш, Атырау — Астрахань.
Сейчас по этим проектам, кроме строительства обходов населенных пунктов, открыто движение на 923 км».
Долгострои с девятилетней давностью, как тоннель на Шакпак бабе, отложены на потом.
Особым вниманием министерство в этом году согрело Западный Казахстан. Проезд по автодорогам Казталовка — Жанибек и Униге — Бисен — Сайхин обеспечен на 220 км из 245 км. Что такое «обеспечен проезд» вместо стандартного «введено в эксплуатацию» или ставшего уже привычным, но все равно непонятным «начата техническая эксплуатация», можно только догадываться.
По итогам дорожно-строительного сезона 2023 года в Казахстане будет завершено и введено в эксплуатацию почти 2 тыс. км республиканских автодорог. Общий объем автодорог республиканского значения в нормативном состоянии вырастет до 92%.
«Темпы дорожно-строительных работ, — сказал М. Карабаев, — сохранятся и в следующем году. Работами будет охвачено 5,3 тысячи км республиканских автодорог. Перед нами стоят большие задачи по реализации приоритетных проектов. По поручению Главы государства до 2029 года необходимо провести реконструкцию 8 тысяч км автодорог. В следующем году будут завершены основные крупные проекты, освободятся техника и рабочая сила строительных компаний. Поэтому с 2024 года будем поэтапно начинать строительство приоритетных проектов общей протяженностью 4,7 тысячи км. Для решения этой задачи ведется работа по привлечению средств из внешних и внутренних источников».
Южанам остается порадоваться за соседей и ждать, когда в Минтрансе в очередной раз сменятся приоритеты. Обычно это происходит с внеочередной сменой министра.
Игорь Лунин
фото автора
В нашем Telegram-канале много интересного, важные и новые события. Наш Instagram. Подписывайтесь!