Ни тоннеля, ни объезда

13 Дек 2023 11:16
Количество просмотров: 717

«В Министерстве транспорта сменились приоритеты» — так объяснил очередной перенос сроков сдачи в эксплуатацию тоннеля на перевале Шакпак баба министр М. Карабаев во время визита в Туркестанскую область.

«Строительство должно быть завершено в 2024 году, — сказал министр. — На сегодня основные работы по тоннелю Шакпак баба завершаются. Остались проблемы с вентиляцией и другие работы. Этой зимой тоннель может быть использован в качестве аварийного проезда для автотранспорта в случае снежных заносов на перевале».

М. Карабаев на встрече с жителями в г. Туркестане.

Наш самый долгий

Насчет сдачи в следующем году как-то даже уже не смешно.

Построить тоннель обещали еще в 2015 году. В 2014-ом на сайте «Западная Европа — Западный Китай» был размещен анонс: «Срок окончания строительства участка автомагистрали Западная Европа — Западный Китай по Тюлькубасскому району и общего завершения проекта по Казахстану — конец 2015 года. На участке на 1 июля 2014 года выполнено до 50% работ: сформировано основание дороги, уложен подстилающий слой гравия и начата укладка дорожного полотна. Работа ведется в две смены».

Тогда, девять лет назад, для оптимизма у строителей и заказчиков были все основания. Первый в Казахстане автомобильный тоннель такого класса предложила построить компания-подрядчик из Исламской Республики Иран, имеющая солидный опыт в строительстве горных дорог.

Из интервью директора филиала АОЗТ «Дена Рахсаз Констракшн» М. Абуталеби в 2014 году: «Идея строительства тоннеля принадлежит нашим инженерам. По первоначальному проекту здесь планировалось прокопать в горном массиве выемку глубиной 50 метров, чтобы понизить градус подъема дорожного полотна на перевале. Мы изучили особенности местности, климатические условия и пришли к однозначному выводу: это проблему зимней проходимости участка не решит. Глубокая выемка будет работать как снегосборник и потребует серьезных эксплуатационных расходов для уборки снега. Просчитав несколько вариантов технических решений, наши специалисты остановились на строительстве тоннелей. Тем более что по финансовым затратам это решение укладывается в первоначальную смету проекта участка автодороги, а по эксплуатационным расходам в дальнейшем даст существенную экономию сил и средств. Наше предложение после изучения на месте получило поддержку заказчика — Министерства транспорта и коммуникаций РК».

Арка фиксации проезда по платной автодороге.

Справка «ЮК»

АОЗТ «Дена Рахсаз Констракшн» — группа компаний, специализирующихся на строительстве, ремонте и реконструкции автомобильных дорог. В Казахстане работает с 2001 года. Все компании АОЗТ — в Иране, Казахстане и других странах — получают доходы исключительно за счет государственных закупок.

Иранцы с энтузиазмом принялись за дело. Для ускорения проходки горной породы работы одновременно велись с восьми точек: с обеих склонов горы и в глубине. Они наверняка завершили бы работы в срок.

Но тут у нас очередной обвал курса валюты случился. В результате работы были заморожены, а без вины виноватая еще недавно образцово-показательная «Дена Рахсаз Констракшн» попала в список недобросовестных поставщиков.

Строительство было законсервировано на два года. В ноябре 2017-го к работам приступило подразделение АО «Evrascon» из Азербайджана. Планировалось, что в конце 2019 года по тоннелю уже пойдут машины. Был даже заявлен точный срок — ко Дню независимости РК 16 декабря. Опять не получилось. И опять из-за денег. Перебои в финансировании строительства затормозили работы. В 2020-ом уже наученные горьким опытом азербайджанцы осторожно назвали срок сдачи — конец 2021-го. Оговариваясь: если, конечно, все пойдет по плану и не случится чего-то не зависящего от них.

Весной 2023 года завершить работы планировалось в декабре. Теперь министр говорит о конце следующего года. Но это неточно. Пока же каждую зиму перевал Шакпак баба привычно превращается в один из самых опасных участков международного транспортного коридора Западная Европа — Западный Китай. Снежные заносы делают его надолго непроходимым для автомобилей.

За девять лет тоннель стал символом долгостроя на юге Казахстана. На сегодня это единственный незавершенный участок транспортного коридора Западная Европа — Западный Китай на территории нашей страны.

Идут дорожные работы.

И не надейтесь!

На встрече с населением в Туркестане министра засыпали вопросами. По большей части неприятными. Из полутора часов разговора 45 минут заняло сольное выступление на актуальные темы некоего блогера Б. Копбаева. Министр держался стойко, с достоинством. Терпению и выдержке М. Карабаева можно только позавидовать. Обсуждались процедуры тендеров на ремонт автодорог, работа инспекций транспортного контроля, низкая зарплата рабочих дорожно-эксплуатационных организаций и снижение возраста выхода на пенсию для железнодорожников. Точнее сказать, не обсуждались, а озвучивались.

Из всего спектра проблем министр в состоянии разве что инспекцию заставить работать поактивнее. Дорожники работают в частных компаниях. Так что про зарплаты и пенсии не по адресу.

Попытку туркестанцев посягнуть на святое — платные автодороги — М. Карабаев пресек решительно, сославшись на «общемировую практику». Как показало обсуждение темы, наши люди уже привыкли, что за проезд придется платить отсюда и до скончания времен. Слава богу, пока дышать в полосе отчуждения автодорог еще можно бесплатно. Никто даже не заикался о том, что качество дорог за годы платного режима эксплуатации не улучшилось от слова «совсем». Ходоки робко намекали лишь на слишком высокие для небогатого юга тарифы. Но тут же получили решительную отповедь: «Что касается местного населения, — отрезал министр, — то у нас введены специальные льготные годовые абонементы. Нигде в мире такой практики нет».

Так что платим и гордимся. Никогда не было, и вот у нас опять. Чтобы подсластить пилюлю, М. Карабаев пообещал рассмотреть возможность скорейшей прокладки второй линии железной дороги Туркестан — Арысь, дабы исключить задержки пассажирских поездов, а также изучить со специалистами потребность населения и график движения пригородных поездов.

Справка ЮК:

Общая протяженность сети автомобильных дорог Туркестанской области составляет 6 692 км: 740 км — республиканские (платные) и 5 952 км — местные.

Для справки: из Туркестана в Шымкент можно добраться по автомобильной дороге за 1,5-2 часа, по железной через Арысь — за 4 часа. Поезд ходит пять раз в неделю. Это удовольствие на любителя.

Правительство форсирует введение оплаты за проезд по автомобильным дорогам страны. М. Карабаев пояснил, что платность в первую очередь направлена на сбор средств с транзитных транспортных средств, при этом для отечественных перевозчиков предусмотрена месячная и годовая абонентская плата.

Данных по расходам на содержание частных компаний, собирающих оплату, и самих дорог нет.

Один автомобильный рейс (20 тонн) по коридору Западная Европа — Западный Китай приносит бюджету Казахстана до 1,5 тыс. долларов.

Карта платных автодорог Туркестанской области.

Справка «ЮК»

По данным АО «НК «КазАвтоЖол», ежегодно на содержание автомобильных дорог страны требуется 60 млрд. тенге. Сейчас в Казахстане 3,2 тыс. км платных дорог. За 11 месяцев 2023 года от них поступило 26,5 млрд. тенге.

Введение оплаты за проезд идет поэтапно. Это заложено в госпрограмму «Нұрлы жол». В следующем году доля платных участков увеличится на 1,2 тыс. км, а к 2029-му по мере завершения работ по реконструкции автодорог платная система охватит 11 тыс. км.

«Тарифы за проезд по платным участкам в Казахстане, — сказал М. Карабаев, — по сравнению со странами ближнего и дальнего зарубежья являются самыми низкими. В последнее время у нас наблюдается рост транзитного потока, поэтому в целях обеспечения сохранности отремонтированных участков дорог ведется планомерная работа по повышению ставок платы за проезд».

Шымкенту тоже не повезло с министерскими приоритетами. Строительство юго-западного объезда города, которое уже пятый год «вот-вот должно начаться», теперь вообще отложено на неопределенный срок.

«Вопрос с финансированием строительства объезда Сарыагаша решен, — сказал министр. — Работы должны начаться в следующем году. Строительство юго-западного объезда Шымкента не является для нас приоритетным. Действующая объездная автодорога не загружена, в новой нет необходимости».

Не видит министерство необходимости и в объездной дороге в Туркестане. Сейчас поток транзитного транспорта идет по старой автодороге, построенной в рамках проекта «Транспортный коридор Западная Европа — Западный Китай». Прямо через центр города.

О качестве обслуживания платных автодорог, особенно в зимний период, можно судить по парку дорожной техники. Для решения этой задачи АО «КазАвтоЖол» дополнительно приобрело в этом году 379 новых машин, в том числе 245 — через Фонд развития промышленности, 25 — за счет сборов платы за проезд и 109 — за счет амортизационных отчислений.

«Однако до сих пор имеется дефицит 1,1 тысячи машин, в связи с чем будет продолжено пополнение техникой через льготное кредитование Фонда развития промышленности», — сообщил министр.

Ежедневно из центральных и северных областей страны поступает информация о закрытии автодорог в связи со снегопадами. Скоро наступит очередь юга. Но оплату за этот своеобразный сервис нужно вносить регулярно и в сжатые сроки. Забывчивым грозят карами.

«Оплатить проезд по платной автомобильной дороге (участку), — предупреждает Комитет автомобильного транспорта и транспортного контроля Министерства транспорта РК, — необходимо в течение семи календарных дней. Предусмотрено более 20 вариантов оплаты: QAJ mobile (мобильное приложение), Kaspi.kz, Kiwi-кошелек, Forte Bank и др.

На восьмой день при неуплате проезда в соответствии со статьей 628 Кодекса РК «Об административных правонарушениях» начисляется административный штраф. Для физических лиц он составляет 5 МРП, для юридических — 10 МРП (1 МРП в 2023 году равен 3 450 тенге)».

Размаха шаги, но мимо

В 2023 году в стране проделан большой объем строительства, реконструкции, капитального и среднего ремонта автодорог республиканского значения.

Строительно-монтажными работами было охвачено 6,5 тыс. км: 3,6 тыс. км — строительством и реконструкцией, 2,9 тыс. км — капитальным и средним ремонтом.

«В этом году работы велись на 16 проектах, из которых три уже завершены, — это БАКАД, Кандыагаш — Макат и Ушарал — Достык, — рассказал М. Карабаев. — Учитывая нарекания со стороны общества, усилия были направлены на реализацию основных долгостроев с 4-5-летней давностью. Это Талдыкорган — Усть-Каменогорск, Караганда — Алматы, Мерке — Бурылбайтал, Актобе — Кандыагаш, Атырау — Астрахань.

Сейчас по этим проектам, кроме строительства обходов населенных пунктов, открыто движение на 923 км».

Долгострои с девятилетней давностью, как тоннель на Шакпак бабе, отложены на потом.

Особым вниманием министерство в этом году согрело Западный Казахстан. Проезд по автодорогам Казталовка — Жанибек и Униге — Бисен — Сайхин обеспечен на 220 км из 245 км. Что такое «обеспечен проезд» вместо стандартного «введено в эксплуатацию» или ставшего уже привычным, но все равно непонятным «начата техническая эксплуатация», можно только догадываться.

Снегоуборочная техника «КазАвтоЖол».

 

По итогам дорожно-строительного сезона 2023 года в Казахстане будет завершено и введено в эксплуатацию почти 2 тыс. км республиканских автодорог. Общий объем автодорог республиканского значения в нормативном состоянии вырастет до 92%.

«Темпы дорожно-строительных работ, — сказал М. Карабаев, — сохранятся и в следующем году. Работами будет охвачено 5,3 тысячи км республиканских автодорог. Перед нами стоят большие задачи по реализации приоритетных проектов. По поручению Главы государства до 2029 года необходимо провести реконструкцию 8 тысяч км автодорог. В следующем году будут завершены основные крупные проекты, освободятся техника и рабочая сила строительных компаний. Поэтому с 2024 года будем поэтапно начинать строительство приоритетных проектов общей протяженностью 4,7 тысячи км. Для решения этой задачи ведется работа по привлечению средств из внешних и внутренних источников».

Южанам остается порадоваться за соседей и ждать, когда в Минтрансе в очередной раз сменятся приоритеты. Обычно это происходит с внеочередной сменой министра.

 

Игорь Лунин

фото автора

 

В нашем Telegram-канале  много интересного, важные и новые события. Наш Instagram. Подписывайтесь!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *