Новое в fashion-индустрии Казахстана

2 Авг 2023 12:00
Количество просмотров: 2383

Первые текстильные фабрики появились на территории Казахстана во второй половине 18 века. Наибольшего расцвета достигла отрасль во времена Советского Союза.

Но все-таки индивидуальность долгое время оставалась под запретом, поэтому дети по всей стране носили одинаковые колготки, а женщины — платья и туфли. Лишь немногие модницы, имеющие швейную машину и умеющие шить, придумывали для себя необычные наряды. Хрущевская оттепель стала толчком для появления разнообразия
в одежде. Советские женщины простаивали огромные очереди за югославскими сапогами, джинсой и прибалтийским трикотажем. По выкройкам из журналов «Крестьянка» и «Работница» шили себе модные блузки и юбки. В столицах начали работать первые модные дома, появились такие профессии, как модельер и манекенщица.

В Милан приехали шестеро бизнесменов из Астаны, Алматы и Шымкента.

С тех пор прошло много лет, мода шагнула далеко вперед, наряды современных людей варьируются от самых сдержанных до самых экстравагантных. Но если говорить о текстильной промышленности сегодняшнего Казахстана в целом, то она занимает далеко не лидирующие позиции. После распада СССР значительная часть крупных предприятий была закрыта, а общая доля легкой промышленности в ВВП Казахстана теперь находится на уровне 0,3%. В отраслевой структуре доминирующее положение занимает выпуск текстильной продукции (более 50%), на втором месте — изготовление одежды (около 40%), доля кожевенного производства — 10%.

Работа в сфере fashion-индустрии малыми шагами, но идет вперед. Недавно состоялась рабочая поездка представителей текстильной промышленности РК в Италию. В состав делегации вошли шестеро бизнесменов из Астаны, Алматы и Шымкента. Наш город представляли известный дизайнер, председатель Ассоциации креативной индустрии г. Шымкента Ж. Байтелиева и молодой дизайнер, выпускающий детскую одежду под брендом DANICO, А. Сабыр.

Корреспондент «ЮК» встретился с Ж. Байтелиевой, чтобы подробнее узнать о поездке, впечатлениях и новом опыте.

— Жанна Елтановна, расскажите, что помогло вам принять участие в выставке?

— Весной этого года в Таразе проходила неделя моды Aspara Fashion, в рамках тех мероприятий я решила совместить работу и учебу: вечером мы проводили яркие показы, а днем проходили обучающие курсы,организованныеQaztrade и Международным торговым центром в рамках проекта Ready4TradeЦентральная Азия, финансируемого Европейским Союзом. После окончания курсов я получила сразу несколько сертификатов. Тогда же заполнила анкету, куда были включены данные о работе и бизнесе, и указала свой строящийся завод и производственные цеха по пошиву одежды и обуви, которые скоро начнут работать. В июне 2023 года мне поступило предложение поехать в Милан на международную выставку ReadytoShow от Алматинской Палаты торговли и инвестиций. Мой ответ, конечно же, был положительным!Благодаря поддержке программы USAID по торговле в Центральной Азии, для меня поездка была бесплатной.

Хочу отметить работу Заместителя Генерального директора Алматинской Палаты торговли и инвестиций Акылбаевой Шары Жандарбековны, от планирования поездки и до возвращения домой ее помощь чувствовалась везде — это и заполнение официальных бумаг, оформление документов, получение визы, и обмен контактами, выстраивание деловых отношений, и много советов, которые были очень ценны для нас.

— Какова основная цель вашей поездки?

— Налаживание деловых партнерских отношений и контактов с итальянскими бизнесменами по производству кожи, обуви, кожгалантереи. Если представилась возможность попасть в Италию, то где этому учиться, как не там?! Конечно, страна в этом деле ушла намного вперед. Но для нас было важно принять участие в самой выставке, показать казахстанские товары. У каждого участника был свой интерес, и это оправдано, потому что сегодня именно мы развиваем и продвигаем текстильную промышленность нашей страны. Для отечественных дизайнеров очень важно, чтобы наши товары пользовались спросом не только внутри государства, но и за его пределами. Важно производить качественный отечественный продукт, который был бы доступен казахстанским женщинам.

Нам удалось познакомиться с представителем внешнеторговых связей Италии, были проведены деловые переговоры, и в сентябре итальянская делегация приезжает в Шымкент, чтобы посмотреть мой завод и обсудить рабочие моменты. Я предлагаю сотрудничество в производстве кожаных изделий. Намечается большой проект по переработке сырья, а именно: приобретение шкур животных у местных предпринимателей и в конечном итоге — изготовление различных кожаных изделий.

На выставке ReadytoShow казахстанские предприниматели презентовали свою продукцию.

— Какие мероприятия проходили в рамках поездки?

— Три дня проходила выставка ReadytoShow, где каждый из нас показал свой бренд, свою одежду и изделия. Мы участвовали в конференции, затрагивающей наиболее важные темы fashion-индустрии. Отметила для себя такую важную деталь: у итальянцев очень осмысленный подход к моде, на первом месте у них экология, а не бренды и трендовые вещи. Для них важно осознанное потребление одежды, лучше покупать качественную одежду и носить ее долгие годы, чем каждый сезон одеваться в масс-маркете. Большая часть одежды сегодня изготавливается из синтетического волокна, которое не разлагается, в дальнейшем просто портит почву, атмосферу, что в целом губительно для планеты. Итальянцы пропагандируют здоровый образ жизни, чистую планету и безотходное производство. Для тех, кто выпускает одежду, очень важно, чтобы она была из перерабатываемого сырья. И это правильно. Кстати, у них заводы, расположенные в индустриальных зонах, больше похожи на зоны отдыха.

Для нас была организована экскурсия на завод Canali и фабрику компании IMA Group. Сегодня Canali представляет собой современную проектно-производственную группу, включающую пять собственных производственных центров в Италии. Компания объединяет более 1500 сотрудников по всему миру, включая 950 человек, занятых в производственной сфере. Бренд представлен более чем в 1000 розничных магазинах свыше 100 стран мира. Нас лично встречал и принимал учредитель компании. Для нашей делегации провели экскурсию и ответили на все вопросы. Встреча была очень душевной, мы от имени нашей страны выразили огромную благодарность и всем подарили национальные сувениры. Меня удивило, с каким пониманием и заботой руководители относятся к своим сотрудникам. Цеха светлые, чистые, звучит приятная музыка, нет заводского шума. Любой сотрудник может остановиться и передохнуть, выпить чашечку хорошего кофе и пойти заниматься делами дальше — в таких условиях и работать одно удовольствие. Итальянцы очень заботятся о своих сотрудниках, и в будущей поездке в Казахстан они тоже хотят посмотреть, какие у нас условия работы.

При производстве тканей строго следят за браком. Есть специальные сканеры, которые фиксируют мельчайшие отклонения от нормы, например, на самой ткани не видно ничего, но внутри может быть повреждена нить, и компьютер это фиксирует. Конечно, здесь качество говорит само за себя.

Фабрика IMA Group уже более 40 лет специализируется на производстве инновационных машин и оборудования для швейной промышленности. Она активно разрабатывает и выпускает системы обработки рулонов ткани и управления, системы настилания, автоматической кройки и программное обеспечение для полноценной организации раскройного цеха. Благодаря тщательной экспертизе и опыту IMA Group занимает лидирующую позицию в отрасли и продолжает внедрять инновации в швейную промышленность.

Еще одна особенность: итальянские производители пользуются только собственным оборудованием, на заводах они ставят станки и машины исключительно местного производства. Для нас это отличный пример для подражания.

В рамках поездки мы побывали на складах стоковых тканей, где хранятся непроданные брендовые ткани от лучших итальянских производителей. Немаловажный результат: нами был подписан договор на поставку шикарных тканей в Шымкент и Алматы, каждое изделие просто произведение искусства, пусть дорогое, но качественное и экологически чистое.

— Как вас встретили? В целом, какие впечатления остались от поездки?

— Нас очень радушно встретили, был организован трансфер, и, самое неожиданное, каждую заселили в отдельный номер роскошного отеля, в котором проходила сама выставка. Организация была на высшем уровне. Люди ведут размеренную, спокойную жизнь, при этом усердно работают и умеют отдыхать, повсюду чистота, поют птицы, очень красивые улицы.

Женщины утонченные, следят за собой, никто не ругается. Вещи подобраны со вкусом, это не обязательно брендовая одежда, но обязательно натуральная.

— Расскажите подробнее о вашем заводе.

— По плану завод состоит из производственного и пошивочного цехов, а также административного здания, оборудованного современной техникой и, что немаловажно, подиумом для визуального представления готового товара инвесторам. Есть отдельная фотозона, творческая мастерская. Уже закуплены текстильные принтеры, на которых можно будет печатать любые узоры, логотипы и рисунки на разных видах тканей, и краска. Цеха заработают в сентябре, но официальное открытие состоится после полного завершения строительных работ. Используя итальянские технологии, мы планируем изготовление кожи эксклюзивного класса.

Основная цель производства — сделать казахстанских женщин красивыми и счастливыми. Качественная одежда не всегда самая дорогая, но проблема в том, что многие производители завышают цену на свои товары. Лучше быстрее продать и сделать что-то другое, новое, лучшее.

— По вашему мнению, что такое красота? Одежда делает человека красивым?

— Каждый человек понимает красоту по-своему, но настоящая красота кроется в деталях, она не лежит на поверхности. Красота — это набор качеств кого-либо или чего-либо, состоящий из мелких деталей. Как сказал Чехов: «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Хотим мы того или нет, окружающие встречают нас по одежке. Люди, которые красиво и опрятно выглядят, добиваются большего расположения окружающих, к ним гораздо лучше относятся. Даже когда сам покупаешь себе качественные вещи, ты не просто делаешь покупку, процесс приносит чувство радости, удовольствия, дает возможность укрепить социальный статус и повысить свою самооценку.

— Спасибо, Жанна Елтановна, за интервью, за то, что поделились с нами своими планами и впечатлениями. Мы желаем вам успехов и новых творческих идей.

От себя отмечу, что сегодня в Казахстане fashion-индустрия стремительно развивается. Отечественные дизайнеры, а их число в последние годы значительно выросло, создают доступную, качественную и уникальную одежду, чем и привлекают покупателей.

В выставке текстильной промышленности в Италии в составе казахстанской делегации принимала также участие местный производитель детской одежды бренда DANICO А. Сабыр. Свой бизнес Акбота, молодая мама, начала три года назад с пошива детских изделий и аксессуаров: бортики в кроватку, коконы, пеленки, ортопедические подушки и подушки для беременных. Как в любом бизнесе, на пути возникают свои подводные камни, но желание работать и идти к цели помогает преодолевать все трудности. Со временем расширился ассортимент: сейчас предприятие выпускает качественную детскую одежду от рождения до трех лет. Пеленки, слипы, ползунки, распашонки, шапочки изготовлены из мягкого и дышащего материала, который защищает кожу ребенка от раздражения и позволяет ей дышать. Для шымкентских мам — это находка!

В рамках выставки ReadytoShow прошло немало важных встреч с итальянскими производителями.

— Если говорить о поездке коротко, то было продуктивно, весело и вкусно! За эти дни мы получили огромный опыт в проведении подобных мероприятий, показали отечественную продукцию. Поездка помогла ближе узнать коллег из Казахстана, был большой обмен опытом, идеями, удалось обзавестись знакомствами и, конечно, нужными связями. Сейчас мы задумываемся о внедрении автоматизированного производства и переработке отходов. Большое спасибо Ассоциации креативной индустрии города Шымкента за возможность быть в центре модных событий, узнавать о новых проектах, льготах и просто за возможность общения и обмена опытом с коллегами по цеху, — рассказала Акбота.

У казахстанской индустрии моды большой потенциал: в стране есть сырье — кожа, хлопок, шерсть, которые, к сожалению, продаются в сыром виде, а потом покупаются уже в виде готовых изделий, ниток и материала. У нас много талантливых людей, дизайнеров, швей, но нет определенных технологий. Не все начинающие бизнесмены могут позволить купить эти технологии, арендовать или построить цеха, чтобы заниматься пошивом своих коллекций. Необходимы также средства, чтобы закупить материал, заплатить налоги и зарплату сотрудникам. Государству пора обратить внимание на то, что в Казахстане нужно развивать моду, текстильное производство. У нас огромная территория, на которой можно построить достаточное количество цехов по переработке кожи, шерсти, льна, шелка, хлопка. Конечно, изначально сложно конкурировать с мировыми производителями, но нужно пробовать. Необходимо начать отстаивать свои интересы, интересы своей страны и своего народа.

 

 

Гульжамал Муканова

 

В нашем Telegram-канале  много интересного, важные и новые события. Наш Instagram. Подписывайтесь!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *