Новые функции школьной медицины

20 Ноя 2017 12:18
Количество просмотров: 2306

 По приказу Минздрава РК с начала 2017 года школьная медицина, ранее подчинявшаяся республиканскому ведомству по образованию, перешла под эгиду Министерства здравоохранения. Такое слияние можно только приветствовать, потому что в общеобразовательных учебных заведениях накопилось немало проблем, связанных со здоровьем детей, которые нужно решать с помощью квалифицированных медицинских специалистов.

Медпункт в школе-лицее №9 им. О. Жолдасбекова.

Подростки с неокрепшей психикой из-за семейных драм и других жизненных неурядиц или под влиянием интернет-сайтов («Синий кит» и т. п.) совершают попытку суицида. Школьные психологи бессильны предупредить такие поступки детей, тут нужны психологи-практики с медицинским образованием. Например, в Сарыагашском районе после самовольного ухода из жизни 15-летней школьницы к работе привлекли психологов-практиков. В четырех сельских округах они путем тестирования и других исследований выявили 32 ребенка, склонных к суициду. Совершить самоубийство в 2015 году в ЮКО пытались 90 детей, спасли из них только половину.

Вторая проблема — увлечение школьников различными энергетическими напитками, кока-колой, фантой, фастфудом, чипсами, кириешками, которых полно в городских киосках или школьных буфетах. Какое влияние они имеют на детское здоровье, можно будет прочитать в «Уголках здоровья», которые появятся в скором времени в каждой школе. Пока они имеются только в некоторых из них. Можно не сомневаться в том, что перечисленные выше напитки и еда спровоцировали обострение болезней, обнаруженных врачами у многих школьников при профилактическом осмотре: хронического гастрита, хронического гепатохолецистита, язвы желудка и двенадцатиперстной кишки и других.

В «Уголках здоровья» будет и информация о вреде табакокурения, употребления наркотиков и алкогольных напитков и об их отрицательном влиянии на детский организм.

Все начинается с детской бравады: «И мне не слабо!» Эти пробы подростками сигарет, наркотических веществ, винно-водочных изделий, если их вовремя не пресечь, не остановить, перерастут в привычку, с которой уже трудно бороться. И в борьбе с этим злом одними наглядными пособиями не обойтись, нужны совместные практические действия врачей-наркологов, психологов, родителей, педагогов и специалистов областного центра по формированию здорового образа жизни.

— Какие структурные и другие изменения произошли в деятельности школьной медицины после ее перехода в подчинение управлению здравоохранения ЮКО? — с этим вопросом я обратился к заместителю главного врача Шымкентской городской поликлиники №1 по охране здоровья матери и ребенка Д. Казахбаевой. Дариха Тауекеловна отвечает и за организацию работы школьных медиков области в новой структуре.

 — 1443 медработника из школ управления образования области приняты на работу в 42 медорганизации. Составлен поэтапный график повышения их квалификации на 2017-2018 годы. Курсы повышения профессионального мастерства уже прошли около 160 медсестер, — сказала Д. Казахбаева. — В школах области 939 медицинских пунктов обслуживают 622834 ученика. Если это количество детей разделить на количество медсестер (1443), то на одну медсестру в среднем приходится 450 школьников. Эта цифра соответствует приказу Минздрава республики, чтобы один школьный медработник обслуживал не более 500 учеников.

Все медпункты прикреплены к близлежащей поликлинике. Школьные медсестры могут оказать детям только доврачебную медицинскую помощь: против анафилактического шока, обморока, гипертермического синдрома и травм. Чтобы такая помощь была эффективной, медпункты обеспечены не только анальгином, парацетамолом, цитрамоном, но и другими препаратами, необходимыми для перечисленных выше экстренных случаев. А более квалифицированную медицинскую помощь детям, скажем, при заболеваниях глаз, искривлении позвоночника и хронических недугах, окажут врачи общего профиля, терапевты, педиатры и другие узкие специалисты, прикрепленные поликлиникой к одному конкретному медпункту. Они будут дежурить здесь по очереди во время учебных занятий. Кроме того, во время профилактических осмотров в школу придут врачи других специальностей: невропатологи, эндокринологи, хирурги, ортопеды и офтальмологи.

Выросли и требования, предъявляемые к персоналу медпунктов. Вот что об этом рассказала медсестра медпункта Шымкентской городской школы-гимназии №8 им. Дулати Г. Шынгыс:

— В нашей гимназии 1131 старшеклассник обслуживается в пришкольном медпункте, который закреплен за первой городской поликлиникой. Я, как медсестра, обязана строго соблюдать и выполнять все назначения врачей этой поликлиники по отношению к больным детям из нашей школы. В том числе должна контролировать наличие необходимых лекарств в медпункте и своевременно делать заявку в головную поликлинику на недостающие препараты. Кроме обычных амбулаторных приемов, должна оказывать доврачебную помощь, вызывать скорую медпомощь, давать направления в поликлинику ученикам и учителям при обострении хронических заболеваний и травмах.

Обязана организовать и проводить профилактические и эпидемиологические мероприятия против инфекционных и паразитарных заболеваний, контролировать качество блюд в пришкольной столовой, чтобы не было пищевых отравлений детей. В мою компетенцию входит и подготовка детей к профилактическому медосмотру, вакцинации, которые я должна проводить вместе с врачами, но обязательно с письменного разрешения родителей школьников. После проведения профилактических медосмотров должна сообщить родителям о результатах этих обследований и давать советы по оздоровлению школьника, если он болен.

Таков неполный перечень обязанностей школьной медсестры. В названном медпункте на видном месте висят две памятки. Одна из них, составленная совместно со специалистами ЗОЖ, — о пользе физической активности в борьбе против ожирения, сердечно-сосудистых, онкологических и других заболеваний, при укреплении нервной системы, суставов, мышц и прочих частей тела. Другая учит детей, как правильно ухаживать за зубами. Вдобавок к этому можно было бы в медпунктах некоторых крупных школ Шымкента открыть стоматологические кабинеты по примеру астанинских общеобразовательных учебных заведений и обеспечить их необходимым оборудованием.

…Недаром в Казахстане одна из целевых программ называлась «100 школ, 100 больниц». В государстве, где заботятся о будущем страны, так и должно быть: без грамотного и здорового подрастающего поколения у нее не будет светлой перспективы. Поэтому хорошо, что школьную медицину вернули в общую систему здравоохранения страны.

Азимхан Кулбаев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *