О бензине с оптимизмом

8 Ноя 2017 12:30
Количество просмотров: 1330

«ГСМ для области отгружаются в соответствии с установленными Правительством квотами, — заверил в конце октября председатель ЮКО ассоциации заправщиков «Жанар жанармай» К. Камбаров. — Учитывая время на доставку до наших нефтебаз, бензин и дизтопливо к концу недели перестанут быть дефицитными товарами.Перебои произошли из-за того, что нам снизили нормы отпуска в октябре.Понятно, что цены будут уже новые. Прогнозировать их дальнейшую динамику не могу. Это зависит не от розничных продавцов, а от тех, кто управляет оптовыми потоками топлива». Министр энергетики РК К. Бозумбаев на заседании Кабмина в сентябре заверил, что все будет хорошо уже в октябре. Настолько, что нам даже удастся снизить долю импорта бензина. 

«Доля импорта увеличилась с 15% по бензину АИ-92 в июле-августе, — сказал К. Бозумбаев, — до 30% в сентябре, что связано с первоочередным выходом на ремонт нефтеперерабатывающих заводов в сентябре-октябре в связи с завершающимися работами по модернизации. И, как следствие, ограничено предложение казахстанских нефтепродуктов на рынке. Увеличение доли более дорогого импортного бензина повлияло на рост цен на АЗС республики… В ноябре мы планируем снизить долю импорта по 92-му до 30% и до 20% в декабре и считаем, что в ноябре-декабре ситуация будет стабильной».

На уточняющий вопрос Премьер-министра: «Если импорт упадет, то цена должна тоже пойти вниз?» — главный энергетик страны ответил коротко, но неясно.

«Будет зависеть от того, — пояснил К. Бозумбаев, — какая цена вот в этих 20% в России будет. Если будет на нынешнем уровне, на уровне 560 долларов за тонну, то тогда есть возможность на внутреннем рынке к снижению. Если цена будет подниматься, даже эти 20% дадут нам какой-то, по крайней мере, повод …»

В 2014 году тогдашний министр нефти и газа У. Карабалин уже заверял: «И я думаю, что мы это ощутим, когда через октябрь пройдем, в ноябре-декабре увидим более реальные рыночные цены. Сегодня загадывать в ту или иную сторону, когда цена на нефтепродукт зависит от многих факторов, как от цены на нефть, так и от курса рубля и тенге, от тарифов железнодорожных и других затрат, невозможно».

Даже время года совпадает…

От чего зависят внутренние цены на ГСМ в нашей стране, не может сказать никто. Точнее, говорят многие и разное. От официальных лиц до различных экспертов. Есть мнение, что это загадочное явление вовсе не в плоскости экономики, а, скорее, психологического порядка. И специалисты для того, чтобы с этим разобраться, нужны другие.

«К середине 2018 года мы должны будем стать страной, которая сама себя обеспечивает всеми необходимыми продуктами нефтепереработки, — сказал летом 2017 года министр энергетики К. Бозумбаев.
— И это впервые за годы нашей независимости».

Главный по энергетике имел в виду, что все проблемы решит модернизация существующих трех НПЗ. После их выхода на новые проектные мощности Минэнерго обещает буквально залить страну горюче-смазочными материалами: бензином, дизельным топливом и даже авиакеросином. Напомню, что старший из них, Атырауский, был построен в 1945 году, остальные — в 80-ых годах прошлого века.

Чтобы привести все экспертные и не очень мнения о том, почему все так плохо с ГСМ в нефтедобывающей стране, не хватит и сотни газетных полос. Кратко их можно свести к нескольким версиям, отличающимся друг от друга только большей и меньшей степенью наивности. Один из очень информированных и уважаемых мною специалистов долго смеялся над измышлениями журналистов и откровенным враньем официальных лиц. «Это капитализм, сынок, — сказал он. — Вспомни классиков. За прибыль капиталист способен на любое преступление. А за такую прибыль, которую имеют те, кто спекулирует на горючем в масштабах страны…»

Где-то близко к истине было откровение С. Мынбаева от 2012 года: «Экспортные поставки облагают большими налогами, чем поставки на внутренний рынок, и если мы уменьшим наш экспорт на семь миллионов тонн и отправим их на внутренний рынок, то наш бюджет недополучит 1,8 миллиарда долларов в год».

Хотя и это не вся правда. В 2015 году, отменяя государственное регулирование цен на розничном рынке ГСМ, Правительство заявило, что это должно предотвратить дефицит на внутреннем рынке! Хотя то, что для устранения дефицита нужно наращивать внутреннее производство, специалистам от нефти и газа еще за три года до этого объяснил лично Глава государства.

«Страна нуждается в больших объемах бензина,дизельного топлива, не хватает авиационного керосина. Это нонсенс. Мы — нефтедобывающая страна. Надо немедленно строить новый нефтеперерабатывающий завод». Президент РК Н. Назарбаев, Послание народу Казахстана, 2014 год.

Президент сказал! А лично министр нефтегаза У. Карабалин заверил: «Работа начата, министерство совместно с «КазМунайГазом» в первом квартале этого года обеспечит проработку вопросов мощности и дислокации четвертого НПЗ, ресурсной базы, инвестиций и сроков строительства».

«Смысл существования Министерства энергетики все больше сводится к тому, что его основная функция — регулярно объяснять повышение цен на ГСМ объективными причинами», — Д. Ашимбаев, политолог.

Ну и чистая ностальгия — год 2014. Цены на ГСМ (еще регулируемые): дизельное топливо — 102, АИ-80 — 89 и АИ-92 — 115 тенге за литр. Вот жизнь была. А мы еще возмущались!

 

Игорь Лунин

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *