Обнадеживающее начало

17 Июн 2025 10:09
Количество просмотров: 122

Первые находки археологического сезона-2025

Совместная археологическая экспедиция Центра археологии Южно-Казахстанского государственного педагогического университета и Национального историко-культурного музея-заповедника «Ордабасы» полевой сезон этого года начала с крупной находки.

Во время раскопок группы курганов-погребений I века до н.э.

Участники экспедиции и гости.

— I века н.э. Толебай тобе-2 у села Караспан в Ордабасинском районе обнаружено захоронение знатного воина-номада. Артефакты, найденные при его обследовании, дали новый материал по этногенезу казахов и истории народов, населявших территорию Южного Казахстана на рубеже тысячелетий.

По словам руководителя экспедиции профессора А. Подушкина, сезон начинался трудно. Первые раскопы не дали никаких результатов. Добавила проблем и местная погода. Если в прошлом году лагерь экспедиции затопило разливом Бадама, то в этом накрыло аномально ранней жарой.

А. Подушкин.

Температура в лагере на берегу реки не опускалась ниже плюс 45, а в степи, где велись раскопки, доходила до +50оС. Работать было возможно только по несколько часов на рассвете и вечером. Первые восемь курганов, вскрытые археологами, оказались дочиста ограбленными. Из артефактов удалось извлечь только разрозненные фрагменты человеческих скелетов.

Вход в погребальную камеру.

«Для захоронений этого периода на территории нашей области, — рассказал А. Подушкин, — это, к сожалению, норма. 99,95 погребений, которые мы за несколько десятилетий работы обследовали, ограблены полностью или частично, в лучшем случае — потревожены. В этом полевом сезоне в трех курганах мы обнаружили катакомбные погребения уникальной конструкции: длинный вход-дромос, короткий арковидный лаз и погребальная камера на глубине от полутора до девяти метров. Эти сооружения служили семейными склепами. В них обнаружены остатки костяков разного времени захоронения, принадлежащих родственникам».

Зачистка раскопа.

Центр археологии создан в ЮКПУ в 2021 году на базе археологического отряда Чимкентского пединститута, работающего уже более 60 лет. При центре действует демонстрационный зал, где можно ознакомиться с артефактами и получить научную информацию. Специалисты центра совместно с отечественными и зарубежными научными учреждениями ежегодно проводят несколько археологических экспедиций, дающих богатый материал по истории материальной и духовной культуры народов, населявших территорию Южного Казахстана. Сорокалетний опыт А. Подушкина, археолога-полевика во втором поколении, позволяет проводить полноценные экспедиции силами компактного коллектива со скромным бюджетом. Каждый участник трудится за троих как минимум. Большую помощь в раскопках оказывают волонтеры, работающие в экспедиции в свободное от основной деятельности время. Это энтузиасты отечественной истории всех возрастов и профессий.

Раскоп завершен.

Учитель истории бадамской школы А. Шаримкулов с начала работы экспедиции проводит здесь все свои выходные.

«Работа в экспедиции, — рассказал он, — дает мне, как учителю, огромный объем материала по истории нашего края. Это не книжная сухая теория, а живое прикосновение к древности, истокам формирования народа, корням национальной культуры и менталитета. Для моих учеников каждый урок, каждая информация о результатах нашей работы в экспедиции представляют большой интерес. С этого и начинается любовь к истории своего народа, познание многообразия мира. Сведения о государстве Кангюй, существовавшем на территории Южного Казахстана на рубеже тысячелетий, позволяют им получить глубокие знания взаимосвязи исторических событий и цивилизаций, ставших основой формирования современного казахского народа».

Государство Кангюй (IV век до н.э. — IV век н.э.) контролировало регион между рекой Талас и низовьями Чу, вплоть до низовий Сырдарьи и Хорезма. От него остался ряд оседлых поселений.

Раскопки городища Культобе на территории Туркестанской области, проведенные и продолжающиеся экспедицией А. Подушкина, позволяют отождествить культуру Кангюй со скифской. Кангюйцы, потомки ирано-язычных саков, были в дальнейшем ассимилированы тюркскими племенами, пришедшими с востока Евразии. Они составили ранний тюркоязычный пласт оседлого населения Средней Азии.

Были обнаружены сосуды, изготовленные мастерами древности на быстром гончарном круге, с традиционным для Кангюя набором декора — рифлением, а также предметы быта, пряжки. Отлично реконструирован обряд погребения. Обнаружены новации, ранее не встречавшиеся: пол погребальной камеры выложен фрагментами битой керамической посуды. На них уложены костяки. В одном погребении — пожилая женщина в деревянном катафалке. Как подстилка использованы плетеные камышитовые маты. Ритуальные сосуды, связанные с культом огня, ножи…

Результаты многолетних раскопок дают достаточно полное представление о том, как хоронили людей более двух тысяч лет назад. Материалы раскопок опубликованы в научных изданиях. Часть артефактов передана в Центральный музей РК, часть размещена в демонстрационном зале Центра археологии ЮКПУ.

Расположенное неподалеку от могильников Толебайтобе городище Культобе на реке Арыси исследуется археологами более 35 лет. Именно здесь обнаружены образцы письменности Кангюй. Всего с начала раскопок на Культобе обнаружено более тысячи знаков в 60 строк. Такой лингвистический материал — величайшая редкость. Аналогов ему на территории СНГ нет.

«Это уникальное место, — говорит А. Подушкин. — Каждый сезон мы находим фрагменты или целые тексты прото-согдийской письменности на керамике. Арамейский алфавит с использованием неизвестных науке диаграмм — это один из диалектов древнего иранского языка. Тексты давно дешифрованы, но каждый сезон обнаруживаются новые варианты: разного шрифта и размера. Хотя это однозначно одно письмо — справа налево, сверху вниз. Знаки наносились на сырую глину, линовались пальцем, покрывались ангобом или формировались в символическую рамку. Назначение кирпичей с текстами пока неясно. Скорее всего, это лекальные кирпичи, формирующие верх арки, или закладные, укладываемые в основание зданий.

В 2020 году раскопали целый тест, расшифрованный как запись об основании города государства Кангюй на землях номадов. Эта версия наиболее правдоподобная. В тексте зафиксировано историческое событие: правители Самарканда, Бухары, Кеша (Карши), Чача прибыли в город с «сокровищами для владетеля». Возможно, это было прибытие посольств с подарками».

Обнаруженные здесь археологами захоронения узкотраншейные, с дромосом, Т-образные. Подземные сооружения со ступенями или без, имеют узкий лаз и полую подземную конструкцию. Лессовая почва за счет горизонтальных напластований не обрушивается. Изумительно простая конструкция, но ее можно в любое время года легко сделать в этом грунте. Катакомбные захоронения стандартные для Кангюя.

В экспедиции этого года впервые работала уникальный специалист из университета Лейдена (Нидерланды).

П. Колмогорова специализируется на антропологии и погребальной археологии. Ее участие позволило на месте систематизировать и приблизительно датировать останки костяков, найденные в захоронениях.

П. Колмогорова.

«Для Европы Средняя Азия в научно-историческом отношении пока терра инкогнита, — рассказала П. Колмогорова. — Именно этим меня и заинтересовала работа в Южном Казахстане. Спасибо интернету, хоть какая-то информация о работах ваших археологов попадает в мое поле зрения. Связалась с Александром Подушкиным и неожиданно легко получила согласие на участие в экспедиции. Моих научных руководителей убедить удалось тоже без особых проблем. Для нашего университета это совершенно новая и перспективная тема исследований. Отработала с пользой для себя и, надеюсь, для науки. Результаты внушают оптимизм. Будем продолжать сотрудничество».

Настоящую удачу археологам в этом сезоне принес только девятый по счету курган. В 23-й катакомбе могильника Толебайтобе-2 на глубине пяти метров обнаружено погребение знатного воина-номада. Мужчина зрелого возраста был похоронен с полным комплектом дистанционного (лук, стрелы, колчан) и клинкового вооружения. В погребальной камере найдены часть конских удил, железный хозяйственный нож, железные пряжки и огниво — кремневой отщеп для получения искры.

Лаз в погребальную камеру.

«Такой тип обряда погребения, — рассказал А. Подушкин, — нам встретился впервые. Воин лежит на полу головой на восток в деревянном гробу. Пол погребальной камеры выстлан битой керамикой. Собранные образцы будем тщательно исследовать в нашем центре. Очень возможно, что обнаружим на осколках образцы тамгообразных знаков. Рядом нашли круглые маленькие меловые шарики. На железных изделиях были минерализованные отпечатки тканей разной фактуры. От гроба почти ничего не осталось. Но общие контуры фиксируются хорошо. В целом катакомбные погребальные сооружения, гроб и использование мела — это атрибуты, характерные для сармато-кангюйского мира центра Евразии I века до н.э. и I века н.э. В нашем случае можно связать с государством Кангюй со II до IV н.э. Знатный статус воина-номада указывает на сословный характер кангюйского общества, которое делилось на богатых и бедных, его полиэтничность. Помимо земледельцев, в него входили кочевники — саки, сарматы и азиатские сюнну.

Полученные данные иллюстрируют этническую принадлежность, образ жизни народов, погребальные традиции, материальную и духовную культуру.
Мел у ираноязычных народов Центральной Азии очищает погребение от злой ауры. Обычно он присутствует в виде амулетов: голова змеи или
треугольники. А здесь шарики.

Вспоминаем навыки археолога.

Огниво — отщеп кремня неолитического времени использовался повторно. Это характерно для кочевников, которые часто меняли стоянки.
Очень интересны ткани. Судя по фактуре, очень тонкая, грубая и очень толстая, были хлопчатобумажная, шелковая и, возможно, шерстяная. Современные данные по изучению тканей говорят, что ткачество здесь было развито. Обнаруженные бруски каркаса камеры рассказывают о навыках работы с деревом. Здесь же обнаружена в одном из погребений деревянная кружка.

Очень интересен материал, связанный с мастерами ритуальных услуг. Данные многих лет исследований показывают, что существовали ритуальные центры, выполнявшие захоронения по разным обрядам. Так, поздние саки в Семиречье делали погребения из тянь-шанской ели. В наших местах находили замену, приспосабливали местные материалы к обычаям. Мы находим классические захоронения сюнну, сарматов и кангюй в курганах, расположенных рядом.

На своде камеры четко видны следы орудий, которыми ее делали. Нечто вроде лопаток длиной 20-25 см с вогнутой и прямой поверхностями лезвий. Стены выравнивали заглаживанием мокрой тряпкой или кожей. В некоторых погребениях моделируется жилье. Встретили в одной из катакомб четырехскатную крышу. Они бывают в форме полусферы, бесика. Отправляя в загробный мир умерших, им создавали условия для жизни после смерти. В могилу укладывали пищу и атрибуты повседневной жизни. В нашем случае, кроме оружия, голову лошади и нож для срезания мяса».

Данные, полученные археологами, показывают, что Кангюй в I веке до н.э. — I веке н.э. по своему геополитическому статусу был близок к империи. И стоит в одном ряду с великими союзами племен номадов — сарматов, сюнну, Греко-бактрийским, Кушанским царствами и Древним Китаем. Он играл важную роль на Великом Шелковом пути, находясь в центре Евразии.

«Важно, что наши материалы, — подчеркивает А. Подушкин, — иллюстрируют ранние этапы этногенеза казахов. Формирование народа на территории современного Казахстана. Они свидетельствуют, что истоки социальной толерантности, интернационализма и позитивной ментальности восходят к началу первого тысячелетия нашей эры».

Игорь Лунин

Фото автора

В нашем Telegram-канале  много интересного, важные и новые события. Наш Instagram. Подписывайтесь!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *