От Ильича — к вершинам

4 Сен 2025 20:23
Количество просмотров: 455

Недавно в Шымкенте произошло событие, которое вызвало широкий резонанс: мозаичное панно с изображением Владимира Ленина, украшавшее одну из стен домов на проспекте Кабанбай батыра, было заменено на яркий и живописный мурал с изображением величественных гор.

Было. Стало.

Как сообщили в акимате Аль-Фарабийского района, в 2024-2025 годах райакимат систематически проводит работы по созданию муралов на фасадах жилых домов, расположенных на их территории.

«Основная цель нанесения муралов на многоквартирные дома — это не только благоустройство и придание эстетического облика городской среде, но и передача воспитательно-просветительского и идеологического содержания. История казахского народа, выдающиеся исторические личности и просветители, сыгравшие важную роль в становлении Казахстана, не должны оставаться без внимания. Идеологическая направленность работ ориентирована на продвижение национальных ценностей, культуры казахского народа, его традиций, самобытности и национального наследия. Особое внимание уделяется казахскому народному прикладному искусству и музыкальным инструментам, традиционной одежде с национальными орнаментами, ювелирным изделиям, а также возрождению любви к Родине, природе и историческому самосознанию нации», — говорится в сообщении райакимата.

Как видим, по замыслу идеологов это изменение символизирует не только эстетическое обновление, но и глубокие культурные, исторические трансформации, происходящие в Казахстане. Уход от советской символики и обращение к национальным образам и природным красотам страны — это закономерный процесс, отражающий стремление к формированию новой идентичности и укреплению национального самосознания.

Однако мозаичное панно с изображением Ленина, как и многие другие подобные произведения искусства, было частью архитектурного и культурного наследия советской эпохи. Оно служило напоминанием о прошлом, которое оставило свой след в истории страны. К тому же, силуэт Ильича был изображен вместе с рабочим и декханином без каких-либо идеологических лозунгов.

В связи с этим в одном из шымкентских пабликов разгорелась жаркая дискуссия.

«Живу на Юбилейке много лет. Неприятно, конечно», — написал Максат Рысимбетов (руководитель, гитарист и солист группы «Фонограф»).

«Честно говоря, горы лучше, чем на Ленина смотреть», — пишет Татьяна Шикова.

«Ленин как историческая личность и политический деятель не является «культурой», это скорее, идейное и политическое явление, создавшее собственную идеологию — марксизм-ленинизм, а также основавшее государство и идеологическую систему в СССР.

Культура же представляет собой совокупность духовных, материальных и художественных ценностей, созданных человеком, что не относится к самому Ленину», — сказал Бектемир Мухаммедулы.

«Речь не о Ленине идет, а о мозаике. Мозаика является историческим и культурным наследием нашей страны и города, а что на ней изображено: горы, Ленин или какое-нибудь здание — это уже другая тема для обсуждения. Мы говорим, что Шымкент — исторический город. А по сути, в нашем городе и показать нечего туристам. Даже то, что было построено 50-70 лет назад, уничтожается. Сколько исторических зданий и объектов потерял наш мегаполис за последние 10-15 лет? Тогда какой же исторический у нас город?» — возмущается Николай Королев.

Бесспорно, с течением времени ценностные ориентиры меняются, городское пространство должно отражать актуальные реалии и стремления общества. Но порой такая замена превращается в цирк. А город теряет свое лицо. Борцы и «угнетенные» советской властью на перегонки стараются оказаться в центре политической и идеологической конъюнктуры, доводя ситуацию до абсурда.

Выступая на бурабайском Национальном курултае, Президент страны К. Токаев сказал, «если говорить прямо, то до сих пор прошлое Казахстана многими учеными и общественниками рассматривается через призму исторических обид. Это сужает восприятие нашей истории. Нам нужно думать шире и масштабнее».

Глава государства, пользуясь возможностью, предупредил, что он против однобокого анализа и суждения о советском периоде.

«На мой взгляд, в этой общей для нас истории были, конечно, темные стороны, но были и светлые. Это надо хорошо понимать. Иначе мы рискуем оказаться в плену заблуждений, которые выведут нас на неправильный путь общественно-политического развития», — добавил К. Токаев.

Авторы комментариев правы. К сожалению, с каждым годом Шымкент теряет свое историко-культурное достояние. Помню, как однажды, будучи на экскурсии по побережью Иссык-Куля, обратил внимание на названия сел, большая часть которых произошла от фамилий русских переселенцев. Отвечая на вопрос, почему почти за 30 лет независимости Кыргызстана села до сих пор не переименовали, гид-экскурсовод удивил: «А зачем? Это же наша история!»

А с именем Ленина история Шымкента связана очень тесно. И в первую очередь — с первым промышленным предприятием химфармом.

Кому интересны подробности, можете прочитать статью журналиста «ЮК» Людмилы Николаевны Ковалевой под названием «Объявляется национальной собственностью: Ленин, сантонин, экспорт» (10 апреля 2024 года). В ней на основе архивных материалов автор рассказывает о появлении на свет 22 ноября 1921 года Постановления Совета труда и обороны за подписью В. Ленина «Об организации управления Чимкентского сантонинного завода».

А еще ранее, 31 июля 2015 года, Людмила Николаевна на страницах «ЮК» в статье «Скульптурная история» рассказала об эпопеи с установлением памятника вождю мирового пролетариата в Чимкенте.

«Весной 1998 года памятник Ленину переехал на постоянное, я надеюсь, место жительства в парк Металлургов Шымкента. Корреспондент «Южанки» Марина Лимаренко в те дни писала: «Из 347 опрошенных владельцев квартир из домов, окружающих площадь, только пятеро согласились на перенос памятника. Один воздержался». На освободившемся месте на площади установили городские часы. Но со временем и они исчезли. Словом, ни Ленина, ни часов», — писала Л. Ковалева.

Мы часто обращаемся к опыту более продвинутых, так называемых цивилизованных стран. Побывав несколько лет назад в Таразе, был удивлен тому, как сохраняется историческое, в том числе советское, наследие у наших соседей.

Тогда в пример привел опыт Италии. Посещая Рим впервые, туристы неизбежно сталкиваются с наследием Муссолини — «Форумом Италико», спортивным комплексом, который диктатор считал эталоном фашистской архитектуры. Этот комплекс, ранее называвшийся «Форум Муссолини», до сих пор украшает 17-метровая колонна с надписью «Mussolini Dux», установленная еще в 1932 году. Удивительно, но колонна пережила падение режима и смерть диктатора, и никто не предпринял попыток ее демонтировать. То есть она пережила и период величия дуче, и партизан, повесивших самого Муссолини, и приход войск антигитлеровской коалиции. И никому, похоже, даже в голову не пришло ее взорвать или хотя бы вытравить надпись. Более того, комплекс «Форум Италико» был отреставрирован в 2009 году: ему вернули первоначальный облик, включая фрески, прославляющие войну в Эфиопии. На этом фоне проходил чемпионат мира по плаванию. Итальянцы, говоря о спортивных достижениях, часто подчеркивают роль Муссолини в развитии плавания, что создает парадоксальную ситуацию, когда успехи в спорте связаны с именем диктатора.

Для сноса памятника по законам Италии его инициатор на собственные средства должен провести референдум. В случае положительного решения опять же на свои средства он должен произвести демонтаж.

Кто-то возразит, что в Италии после падения фашистского режима в 1943 году и окончания Второй мировой войны большинство монументов и названий, связанных с Муссолини, были убраны или переименованы. Но и в Шымкенте практически ничего не осталось от историко-культурного наследия советского периода, в котором, как сказал Глава государства, были и светлые стороны.

Причем весьма немало.

Возвращаясь к замалеванной (по-другому не скажешь) шымкентской мозаики с Лениным, в перспективе видится такая картина… Мозаику делают из каких-либо твердых материалов (плитки, камня и т.д.). А мурал рисуют красками, он относится к монументальной живописи. Учитывая то, что краска в скором будущем от дождя, снега и ветра начнет облазить, несложно представить, какая эстетическая картина будет встречать не только шымкентцев, но и гостей города, едущих по проспекту Кабанбай батыра от железнодорожного вокзала.

Говоря об исполнении пейзажа, более точно, чем посредственно, не скажешь. Натуральная картина гор, окружающих Шымкент, хоть и удаленная, с нескольких городских локаций смотрится куда лучше, чем новоиспеченный рисунок.

А что касается сохранения истории, в том числе в воспитательно-просветительском и идеологическом содержании, то, возвращаясь к римской стеле, подобные строения считаются частью истории и обычно не являются объектами поклонения, а в случае необходимости подвергаются переосмыслению в контексте современной истории.

В статье «Скульптурная история» Людмила Николаевна высказала, на мой взгляд, верные мысли: «Мы любим стирать страницы истории, уничтожать под собой фундамент, даже если он нам совсем не мешает. Как писать книгу страны? Опять что-то придумывать? Надо оставлять хотя бы то, что реально было в жизни».

Хотелось бы ответить идеологам Аль-Фарабийского райакимата Шымкента на то, что часть истории города и его облик стирается для «возрождения любви к Родине». Я свою Родину любил, люблю и буду любить, как и большинство казахстанцев. В том числе за ее историю. С какими бы печальными страницами она ни была. По-моему, это впитывается с молоком матери. Как можно возрождать то, что не умирало, и прививать через плохо выполненные муралы?

Хотя позиция авторов таких идей понятна. Не зря же была замурована мозаичная надпись на фасаде здания первой городской поликлиники, призывающая сохранять памятники истории и архитектуры. И реально выполняющая воспитательно-просветительскую и идеологическую работу. Вот и живем мы в мегаполисе без истории, но с безвкусными муралами.

 

 

Владимир Привалов

 

 

 

 

В наших соцсетях : Telegram-канал,   Telegram-канал найдете много интересного, только важные и новые события! Наш Instagram. Подписывайтесь!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *