Поэзия застывшая в камне?

12 Июл 2020 09:00
Количество просмотров: 2165

Городские скульптуры — показатель культуры

К сожалению, в последние годы в Шымкенте появляется все больше памятников, которые никак не назовешь поэзией, застывшей в камне или бронзе. Когда смотришь на отдельные, создается ощущение, что сделаны они на скорую руку. То, что это далеко не шедевры, отмечают не только профессиональные скульпторы, но и обычные горожане.

Взять хотя бы памятник генералу С. Рахимову перед парком «Жеңіс». Авторы должны были передать весь масштаб этой легендарной личности, но пропорции явно не соблюдены. Ощущение, что полководец куда-то спешит. Хлястик слишком широкой шинели, распахнутой, словно старый пуховик, должен крепиться на пуговицах, но их почему-то нет, а яловые сапоги напоминают кирзовые. Казалось бы, мелочи, но они влияют на восприятие образа.

Или памятник великому Абаю, установленный много лет назад перед парком, носящим его имя. Сколько споров он вызвал в свое время. Негативные отзывы продолжают поступать до сих пор. Критики говорят, что поэт получился тучным, не точно передан его художественный образ.

На ул.Калдаякова установлена объемная скульптура, изображающая Шамши с сигаретой в руках. Родные великого композитора, да и просто горожане эту работу не оценили, посчитав, что она пропагандирует курение. Непонятно, почему выбран именно такой вариант, хотя автор мог изобразить Шамши на берегу Арыси, которой он посвятил одну из своих самых популярных песен.

А. Ахметов.

«Проблема в том, что сегодня изготовлением памятников занимаются все кому не лень, — считает председатель Шымкентского городского филиала Союза художников Казахстана А. Ахметов. — И не всегда за дело берутся профессионалы. Отсюда и халтура. А ведь это очень сложный вид искусства, в котором без академических знаний не обойтись.

Эту проблему мы поднимаем уже несколько лет. Многие работы в Шымкенте не выдерживают критики. К сожалению, нужно признать, что памятники, скульптуры, малые архитектурные формы для некоторых людей стали источником дохода. Их вовсе не волнует качество, главное — быстрее выполнить заказ. Причем соглашаются изготовить скульптуру за небольшие деньги. Казахская пословица гласит: «Арзанның сорпасы татымас» — «От дешевого мяса навара не будет». Естественно, человек начинает экономить на материалах, не соблюдает стандарты. Таких людей я называю дилетантами. Прежде чем приступить к работе, настоящий профессионал должен максимально окунуться в тему, узнать максимум информации о человеке, памятник которому собирается изготовить, о той эпохе, в которой он жил, прочувствовать его образ. Если это поэт или писатель, прочитать его произведения. И только потом начинать реализацию проекта».

Нередки случаи, когда заказчик начинает диктовать свои правила, подгонять, торопить, и доводы о том, что по стандартам должно быть иначе, слышать не хочет. В противном случае грозит не оплатить работу. В результате город украшает очередная халтура в бронзе или камне. Общественность возмущается, куда смотрит филиал Союза художников.

Гостей Шымкента встречает композиция «Караван», которую в народе прозвали «маршрут динозавров».

«А мы даже не в курсе, потому что с нами никто данный вопрос не согласовывал, — продолжает А. Ахметов. — Неужели городские власти не могут посоветоваться с нами: где памятник можно установить, каким мы его видим? Бывает и так, что эскизы некоторые художники утверждают напрямую в Министерстве культуры, минуя Союз художников. Наверное, боятся, что их идею забракуют».

В этом году Шымкент получил статус культурной столицы СНГ. Впечатление о городе у туристов, как правило, складывается на основании того, что они видят. У въезда в город на кольцевой дороге гостей встречает композиция «Караван». В народе ее прозвали «маршрут динозавров», потому что фигуры животных меньше всего похожи на верблюдов. Понимаю, что автор, возможно, дал волю фантазии, но ведь есть такое понятие, как анималистический стиль, которого нужно придерживаться.

В памятнике С. Рахимову пропорции явно не соблюдены.

Скульптурных «изысков» хватает и в Туркестанской области. В Толебийском районе уставлен бюст академика Патшайым Тажибаевой. Без слез на него смотреть невозможно. В Тюлькубасском районе снесли старый памятник видному государственному деятелю Турару Рыскулову и поставили другой. Но новый вариант оказался неудачным.

А. Ахметов предлагает возродить практику художественного совета. Именно он должен рассматривать эскиз, высказывать замечания и предложения, следить за ходом работ, принимать готовый объект. Конкурсы надо проводить открыто, участвовать должны все желающие, в том числе молодые художники. Как показывает практика, нередко заказы получают одни и те же лица. Не нужно бояться здоровой конкуренции.

Ответственный секретарь Союза художников Казахстана Ж. Натбаев говорит, что каждый скульптор старается оставить подпись на работе, которую он считает удачной. Если посмотреть на шымкентские памятники, то на большинстве подписи нет. А значит, авторы сами понимают, что создали далеко не шедевр.

«В конце прошлого года городской акимат провел конкурс на лучший эскиз памятника Абаю. Первое место занял талантливый скульптор Абдикарим Ахметов, — говорит Ж. Натбаев. — Недавно узнаем, что памятник заказали совсем другому человеку из столицы. Зачем тогда нужно было проводить конкурс?»

С мнением коллег солидарен и потомственный скульптор С. Досмагамбетов. Санжар Толегенович говорит, что эта проблема актуальна не только для Шымкента, но и для всего Казахстана. Во всех регионах то и дело устанавливают памятники, которые вместо восхищения и радости вызывают множество споров.

На бюст П. Тажибаевой без слез смотреть невозможно.

«Если на врача учат девять лет, то на скульпторов и того больше, — говорит С. Досмагамбетов. — Художественная школа, училище, университет. В абстрактной живописи можно и не заметить, что человек не умеет рисовать, но в скульптуре это сразу бросается в глаза. В свою работу человек должен вкладывать частичку души, и это должен чувствовать каждый, кто видит его творение. Из-за того что на изготовление памятников выделяются немалые средства, в эту сферу ринулись даже те, кто имеет лишь поверхностные понятия о скульптуре. При отливе фигуры из бронзы свои требования, при использовании камня совершенно другой подход. Но знают это только специалисты. Идет дискредитация нашей профессии. Люди начинают думать, что у нас нет талантливых скульпторов, которые всем сердцем любят свою страну и стремятся сделать ее краше. Зачастую в конкурсах выигрывают не лучшие, а те, у кого есть связи. Результаты мы видим. В процессе должны участвовать архитекторы и конструкторы, которые определят правильное расположение памятника и рассчитают внутреннюю конструкцию».

Третьему мегаполису страны нужны памятники, передающие контрастность мегаполиса, имеющие воспитательное значение, формирующие эстетический вкус, считает А. Юсупов, член Союза дизайнеров РК, доцент ЮКГУ им. М. Ауезова, автор ряда научных трудов по развитию туризма, опубликованных в СНГ, США и Великобритании. Его проектные предложения включены в программу развития Шымкента «Зеленый город».

Первое место в конкурсе занял А. Ахметов, а памятник заказали другому.

«Скульптура играет важную роль в формировании архитектурно-художественного облика города, — говорит Ардашер Намазбаевич. — Она вдохновляет и заряжает людей позитивом. Примером тому служат известные памятники: Пушкину — в Москве, Жамбылу — в Санкт-Петербурге, Абаю — в Алматы. Силуэты этих памятников мягкие, позы спокойные, складки на одежде плавные, одухотворенность личности передает тонкая мимика лиц. Такими же должны быть и работы, установленные в нашем городе.

Руководство Шымкента должно быть заинтересовано, чтобы мегаполис украшали действительно стоящие работы. В свое время Динмухамед Кунаев лично приезжал в проектный институт, утверждал эскизы, когда в Алма-Ате велось строительство парков, гостиниц. Много времени он проводил вместе с известными архитекторами и скульпторами, досконально изучая проекты и эскизы. Построенные тогда объекты до сих пор считаются одними из лучших образцов архитектуры».

Салтанат Абдижаппарова
Фото автора

В нашем Telegram-канале  много интересного, важные и новые события. Наш Instagram. Подписывайтесь!

2 комментария в “Поэзия застывшая в камне?

  1. Совершенно правильно. Но это не значит , что за деньги налогоплательщиков тут же начнут ломать старые и возводить новые момументы. Пусть останется все для истории. И делают новые .. даже голосование в интернете может быть альтернативой комиссии по эстетике памятников.

  2. Согласна. И почему в Шымкенте одни скульптуры с конями?! Никакой фантазии!

Добавить комментарий для Углов Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *