Права потребителей: знаем, соблюдаем, защищаем

18 Сен 2017 15:09
Количество просмотров: 5439

Сферу защиты прав потребителей Казахстана постигли очередные изменения: не успев встать на рельсы в одной структуре, она уже перекочевала в другую. Департаменты защиты прав потребителей были реорганизованы в департаменты охраны общественного здоровья, и отделы защиты прав потребителей при них оказались не у дел. Потому с 1 июня они официально вошли в структуру Комитета по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей Министерства национальной экономики РК и его региональных представительств на местах. Впрочем, рядовых граждан переход отделов из одного ведомства в другое заботит мало, куда важнее вопрос их компетенции в рамках действующего законодательства. Иными словами, как специалисты могут помочь потребителям в защите их прав: только ли ценными советами или же куда более действенными мерами. «ЮК» решил разобраться в этом непростом вопросе.

В апреле прошлого года в Казахстане был принят обновленный Закон «О защите прав потребителей», изменения в котором обсуждались долго. В итоге появилось много полезных для граждан поправок. К примеру, почти вдвое были увеличены сроки возврата некачественного товара — до 30 дней. А продукцию на прилавках теперь можно свободно фотографировать и снимать на видео. В прошлом те времена, когда факт покупки подтверждался наличием чека. Теперь достаточно его фотографии или видео. Часто бывает, что на витрине указана одна цена, а кассир пробивает совершенно другую. Теперь покупатель вправе заплатить за товар ту сумму, которая была указана на ценнике.

— Защищать свои права! — настоятельно рекомендует руководитель отдела защиты прав потребителей (ЗПП)  Г. Жексембаева. — В настоящее время правительство страны обратило пристальное внимание на защиту прав потребителей, Премьер-министр РК Бакытжан Сагинтаев потребовал от Министерства национальной экономики, в чью структуру мы входим, занять самую принципиальную позицию в этом вопросе. Ожидаются большие изменения, в том числе расширение наших полномочий. Какие именно — станет известно после рассмотрения их депутатами.

А пока работа продолжается в рамках действующего законодательства. Так, с июля по август в отдел по защите прав потребителей обратилось более полусотни граждан. 27 из них пожаловались на предоставление некачественных услуг в сфере ЖКХ, 14 — столкнулись с нарушением прав в розничной торговле.

— Принимая заявление, разъясняем нормы законодательства, стараемся разрешить конфликтную ситуацию, не доводя до судебного разбирательства, — поясняет главный специалист отдела М. Тулебаев. — И чаще всего предприниматели, поняв, что нарушают закон, идут навстречу недовольному клиенту, если мы говорим о сфере розничной торговли. Обратилась к нам недавно шымкентская пенсионерка. Купила ноутбук за 140 тысяч тенге, спустя пару дней он перестал заряжаться. Поменять товар, принять его обратно, вернув деньги, в магазине отказались. В сервис-центре ей выдали заключение, что ноутбук исправен. Только с помощью общества по защите прав потребителей женщина смогла убедить владельцев магазина сделать возврат товара. Неприятная ситуация доставила ей много хлопот, тревог, переживаний. С третьей попытки все же удалось получить обратно деньги.

Или вот еще пример. После двух лет эксплуатации пылесоса его владелец столкнулся с неисправностью. Принес агрегат в сервис-центр, но ему отказали в гарантийном ремонте по причине того, что двигатель якобы был вскрыт. Хотя владелец утверждал, что подобного не было. Обратился с заявлением к нам. Мы отправили досудебную претензию в сервис-центр, в которой четко разъяснили руководству магазина требования законодательства. В частности, что осмотр пылесоса должен быть произведен в присутствии владельца и акт повреждений также составлен при нем. Они ошибку осознали и пылесос на ремонт взяли.

Кстати, за непредоставление полной информации о товаре и его эксплуатации теперь мы можем налагать на продавцов административный штраф — действенная мера, которая помогает привести их в чувство. Предприниматели, как правило, тут же идут навстречу покупателю, и все разрешается мирным путем. Тем не менее сложилась одна нехорошая тенденция: в магазинах бытовой техники и электроники перестали выдавать при покупке гарантийные талоны. Ограничиваются тем, что в чеке или в счет-фактуре указывают лишь гарантийный срок. Это прямое нарушение прав потребителей, которым я настоятельно рекомендую требовать талон с подписью и печатью продавца. Этот документ может здорово облегчить ситуацию с защитой потребительских прав.

Нелишней для потребителей будет и следующая информация. С жалобами на сферу образования следует обращаться в региональный департамент Комитета по контролю в сфере образования Министерства образования и науки РК. При этом не имеет значения, частная или государственная организация образования. С жалобами на сферу здравоохранения, медуслуги, общепит, некачественные продукты питания нужно идти в департамент общественного здравоохранения ЮКО. Недовольство городским транспортом следует высказывать в отделе транспорта и автомобильных дорог местного акимата. На авиаперевозчиков нужно жаловаться в Комитет гражданской авиации РК, на туркомпании — в управление предпринимательства, индустриально-инновационного развития и туризма ЮКО. Жалобы на качество услуг телекоммуникации нужно озвучивать в департаменте Комитета связи и информации РК.

Сферы ЖКХ, включая начисление тарифов, розничная торговля непродовольственными товарами, предоставление бытовых услуг — в ведении отдела ЗПП. Впрочем, подчеркивает Г. Жексембаева, потребителя, обратившегося к ним с любой иной жалобой, никто не развернет у двери, отправляя в другую инстанцию. Заявление обязательно примут и перенаправят по адресу. Затем непременно предоставят ответ, в котором укажут, как дальше действовать.

Между тем правительство рассмат-ривает возможность передачи под общественный контроль вопросов защиты прав потребителей. При этом общественные объединения по защите прав потребителей предлагается финансировать через размещение госзаказа, сообщил министр национальной экономики РК Т. Сулейменов. В Шымкенте из 25 зарегистрированных объединений реально действуют только три. Но и три — сила, если они действительно работают. Сложность в том, что потребители не хотят оплачивать их услуги. И у тех, и у других одна надежда — на государство.

Отдел по защите прав потребителей расположен по адресу: г. Шымкент, пр. Тауке хана, 82. Тел.: 53-42-63, 53-55-15. Заявление можно отправить на e-mail: kadry.uko_kremzk@economy.gov.kz

* Клиент имеет право сдать некачественный товар, даже если до окончания гарантийного срока остался всего день, причем деньги ему должны вернуть полностью.

* Если новая бытовая техника сломалась, то сервисная служба обязана за свой счет осуществить ремонт и доставку. На это время клиенту предоставляют аналогичный товар. Если за 10 дней покупку не отремонтировали, тогда можно смело требовать новую вещь.

* Продавец не сможет уйти от ответственности, если товар причинил вред жизни, здоровью и имуществу потребителя. При продаже товара в рассрочку продавцу отныне запрещено прописывать в договоре, что он будет менять цену.

* Изменения коснулись и сферы услуг. Чтобы изменить условия договора или же расторгнуть его, компания должна предупредить клиента, причем за 30 дней, как минимум. К примеру, изменить условия тарифного плана мобильный оператор не сможет, не уведомив об этом абонента за месяц.

* Определены условия, которые теперь нельзя включать в договоры с потребителями. В их числе — невозможность удерживать более 30 процентов стоимости услуги или товара в случае отказа от них потребителя, что весьма актуально в сфере перевозок, особенно авиа.

* В связи с участившимися жалобами потребителей услуг в сфере ЖКХ введен запрет на отключение электричества при задолженности за тепловую энергию и, наоборот, в случаях одновременного оказания обоих видов услуг.

Одним словом, законодательно интересы потребителей более-менее защищены. Вопрос в другом: насколько соблюдаются нормы закона и что делать в случае их нарушения?

 

 

А.Масалева

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

2 комментария в “Права потребителей: знаем, соблюдаем, защищаем

  1. Здравствуйте, а если магазин продовольственный торгует продуктами по завышеным ценам чем в других магазинах?Как быть?Вот например магазин»Айару» по улице Джангельдина. У них яйцо Куриное 1 категории стоит 33 тнг.Маленькая лепешка уже полгода как стоит 80 тег.Нигде нет таких цен.А им сходит с рук,они наживаются на постоянных покупателях,грубят ,посылают в другой магазин если не нравятся,заниматься спекуляцией на многодетных и пенсионерах.С 01 апреля повысят социальные пособия матерям так у них уже цены повысились.Молочные товары продаются просроченные.Я брала у них творог фирмы»Алтын дан» так он оказался просроченным с запахом гнили.Пусть они наживаются ,а народ страдает так что ли? Есть ли такие органы которые могут прекратить эти безобразия?

  2. Мен Самал 3 мөлтек ауданында тұрамын. Менің газымды 34000 тенге қарызымның болуына байланысты ескертусіз өшіріп кеткен.Казтарнсгаз ескерту қағазын бермей қалай өшіріп кетуге болады. Менде денсаулығы жоқ 6 айлық екі немерем бар. Жылусыз қалай отырамын Қайта қосу 22000 тенге екен. Мен 34000 тенгені төлей алмай отырғанда 22000 тенгені қалай төлеймін . Осы жерде Каз трансгаздың ескертусіз өшіріп кетуі дұрыс па. Мен қазіргі таңда 34000 тенгені төлеп өзім қайта қосу ақшасын(за подключения)төлемей ақ қосып алып отырмын.

Добавить комментарий для Татьяна Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *