Профсоюзы. Модернизация

1 Окт 2018

 Юбилей один из крупнейших профессиональных союзов области встречает с новым лицом и новыми идеями. Недавно избранная председателем Лариса Тургинбаева принесла из системы высшего образования, в которой проработала много лет, современное видение путей развития профсоюзного движения в постиндустриальном обществе, солидный профессиональный багаж и опыт работы в профсоюзной первичке.

 Фундамент

 Учительский профсоюз Шымкента, созданный в 1989 году, в обиходе давно уже все называют просто «профсоюз Ващенко». Имя его основательницы и стиль работы давно стали брендом. Впервые в конце 90-ых усилиями городского профсоюза удалось добиться выплаты многомесячной задолженности по заработной плате. В активе профсоюза десятки выигранных судебных тяжб по нарушениям прав работников. Те, кто имел с этим дело, знают, что «тяжба» для таких процессов — еще очень мягкое определение. Работники образования, благодаря настойчивости и пробивной силе профсоюза, получили тогда более пятисот участков под ИЖС. Показательно, что Валентина Максимовна не ушла на вполне заслуженный отдых, а осталась работать заместителем нового лидера профсоюза.

Это нормально, — говорит В. Ващенко. — В новых условиях в профсоюзы должны приходить новые руководители. За нашим поколением — опыт и накопленные знания. За молодыми — профессиональная компетентность и умение работать в условиях ускоряющегося ритма жизни. Сочетание этого обеспечивает преемственность и дает уверенность в том, что профсоюзное движение будет идти в ногу со временем и где-то даже опережать его бег. Так и должно быть».

«Профсоюз» должно звучать гордо

 Новый председатель профсоюзного объединения видит свою задачу в том, чтобы вывести его на новый уровень, соответствующий вызовам XXI века, использовав опыт отечественного и зарубежного профсоюзного движения.

Тургинбаева Лариса Владимировна — преподаватель английского языка. Окончила ЮКГУ им. М. Ауезова, Международную академию языков и аспирантуру по кафедре иностранных языков Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Кандидат наук, профессор Российской академии естествознания.

Сохраним достигнутое и пойдем дальше, — говорит Л. Тургинбаева. — Достигнуто за тридцать лет немало. Руководить объединением с такой историей и традициями — большая честь и огромная ответственность. С момента создания в безумные 90-ые шымкентский городской профсоюз работников образования и науки показал себя борцом грамотным и последовательным, чем завоевал заслуженный авторитет. Главное, на мой взгляд, максимально активизировать членов профсоюза, добиться активного вовлечения каждого в общее дело. Только так можно поднять авторитет и влияние профессиональных объединений трудящихся. Можно сколько угодно пенять на несовершенство законодательства, жадность работодателей и прочие объективные и субъективные причины. Они в той или иной степени имеют место в любой стране. Под лежачий камень вода не течет. Пока мы не преодолеем инерцию мышления тепличных профсоюзов советских времен, говорить о серьезном влиянии профсоюзного движения бессмысленно. Профсоюзный аппарат, даже подобранный из самых продвинутых и активных работников, бессилен без инициативы снизу. Разве только у нас работники боятся увольнения и поэтому стараются без крайней необходимости не обострять отношений с хозяевами? У каждого найдутся веские аргументы не плевать против ветра. Кто-то только устроился, кому-то пару лет до пенсии, кто-то пытается прожить по принципу «меня это не касается». Причин не осложнять себе жизнь можно придумать много. Но тогда не стоит обижаться на результат. Добьемся пробуждения активности — добьемся уважения к профсоюзам. Исходя из этого мы выстраиваем всю работу нашего объединения, начиная с распределения средств: 90 процентов идет на нужды первичных организаций. В них — основа нашего качественного роста».

 Школа лидерства

 Под таким углом профсоюзное движение давно всерьез не рассматривалось. В конкретно-исторических условиях Шымкента, как только лихие 90-ые сменились благополучными 2000-ми, профобъединения стали очень популярными среди отставных чиновников выше среднего ранга. Используя привычный адмресурс, бодренькие пенсионеры понасоздавали множество «профсоюзов», задача которых была обеспечить себе, любимым, дополнительный заработок, служебный кабинет и привычный общественный статус руководителя не важно чего.

Из коллективного обращения членов профсоюзного актива Шымкентского городского комитета профсоюза работников образования и науки:

Мы, представители Шымкентского городского комитета профсоюза работников образования и науки — председатели профкомов, педагоги школ города, преподаватели колледжей и специальных образовательных учреждений, воспитатели детских садов, помощники воспитателей и т. д. — обращаемся к руководству, а именно: акиму города Шымкента, министру труда и социальной защиты РК, министру образования РК, представителям депутатского корпуса Мажилиса Парламента РК с отчаянной просьбой о помощи. Профсоюз работников образования и науки Республики Казахстан — это самый многочисленный профсоюз, который объединяет в своих рядах учителей, работников детских дошкольных организаций, внешкольные и высшие учебные заведения. Наш проф-союз требует к себе особого внимания, так как накопилось много серьезных проблем, в связи с непрекращающимся созданием локальных профсоюзов. Все это привело к значительной раздробленности учительского профсоюза юга Казахстана. /…/ Попросту создаются «кошельки» для сбора профвзносов. /…/ Наша цель — объединить профсоюзы в структуру Федерации профсоюзов Республики Казахстан. Трудящихся и наших учителей могут защитить только мощные профсоюзы, опирающиеся на законы и нормативную базу».

Какая уж там школа и рост молодых кадров. Разве что по наследству внукам оставлять. Получился этакий бизнес по-шымкентски с элементами профсоюзной атрибутики.

«Профсоюзы могут и должны воспитывать лидеров, руководителей, — считает Л. Тургинбаева. — Это — школа общественной работы, какой сейчас, пожалуй, нет ни в одной организации — работы на реальные результаты. Для молодежи — возможность карьерного роста. Грамотный профсоюзный активист обязательно будет замечен. Несколько молодых учителей сайрамских школ, проявивших себя в нашем профсоюзе, уже работают завучами. В повседневной школьной рутине вряд ли у них была бы возможность так быстро проявить себя. Активисты нашего профсоюза проходят регулярные тренинги, семинары, участвуют в отечественных и международных обучающих программах. Для молодежи важна мотивация вступления в профсоюзы. Если сформулировать коротко: это должно стать модным».

 Вместе сделаем

 Профсоюзы не только практика общественной деятельности. Это еще и школа выстраивания отношений между людьми. Они призваны научить разрешать конфликтные ситуации без конфликтов, сообща переживать трудности и успехи.

Очень важен моральный климат, — говорит Л. Тургинбаева. — К нам приходят не только решить какие-то конкретные проблемы, но и просто излить душу. Отметить лучших в профессии, вручить им заслуженные награды, даже самые скромные грамоты, в торжественной обстановке, на глазах сотен коллег, тоже очень важно для людей. Так же, как обсуждение общих проблем отрасли, совместные поиски путей их решения. Проблемы в образовании вместе с бесконечными реформами растут как снежный ком. Нагрузки на учителей, всех работников образования и цены на все и вся постоянно растут, а повышения зарплат, даже с надбавками отдельным категориям учителей, явно отстают от реалий жизни. Тестирование, по результатам которого должна была начисляться надбавка к зарплате, — отдельная песня, и грустная. Целые профессиональные группы работников образования просто забыли. Они даже теоретически не могут рассчитывать на рост заработка».

Из коллективного обращения членов профсоюзного актива Шымкентского городского комитета профсоюза работников образования и науки:

«Мы не боимся работы, но мы хотим знать, как нам заработать, исполняя свои должностные обязанности. Уважаемые господа! Образование — это основа государства! Профсоюзный актив города Шымкента обращается к вам с просьбой оказать содействие в повышении заработной платы всем категориям работников сферы образования как минимум на 100 процентов. При таком подходе труд будет оцениваться объективно». 

Игорь Лунин

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *