Самыми удачными получаются поездки незапланированные. Чем тщательнее подготовка, тем меньше шансов получить нужную информацию и, что не менее важно, удовольствие даже от небольшого путешествия. А так, созвонились, выяснили, что есть общие темы, договорились и на следующее утро уже в дороге.
Древний Туркестан. Большая стройка
Новая-старая электричка Шымкент — Туркестан, видимо, не полностью удовлетворяет резко возросший спрос. Всю дорогу до нового областного центра нас обгоняли длинные вереницы белых и черных джипов. Последние достижения зарубежного автопрома активно используются в пассажироперевозках между двумя крупнейшими городами южного Казахстана. Сверкающие лаком авто в конце пути сгрудились у огромного пустыря на восточной окраине Туркестана — места будущего административно-делового центра. Здесь несколько десятков серьезных мужчин в строгих костюмах и элегантных резиновых сапогах дружно месили глубокую грязь вокруг строящихся объектов. Идеально ровная степь позволяет оценить масштабы будущих свершений строителей. Картина сравнима разве что с началом освоения левого берега Ишима в Астане. Только без набережной.
Справка:
Территория областного административно-делового центра в Туркестане составит 170 гектаров. На 300 га земли построят жилые многоэтажные дома на 65 тысяч человек.
Кентау.Территория комфорта
Город горняков все еще сохраняет свое первозданное очарование, заложенное его основателями. Уютные улицы, утопающие в зелени даже в разгар зимы, послевоенные двухэтажки, выкрашенные в уставной кирпичный цвет, фонарные столбы, скромно, но со вкусом украшенные чугунным литьем… Общее ощущение покоя и размеренного порядка жизни небольшого городка дополняется приветливыми людьми.
Справка: Город Кентау (рудная гора) был образован на базе рабочего поселка Миргалимсай в целях развития Ачисайского полиметаллического месторождения. В 1955 году Указом ВС Казахской ССР поселок был переименован в город областного подчинения Кентау. К концу 80-ых население города достигло 60 тысяч человек, в 90-ые сократилось до 50. Сегодня, после присоединения сельских округов города Туркестана, составляет около 200 тысяч человек, проживающих в 46 населенных пунктах.
Здесь еще улыбаются на улице незнакомым людям, а узнав, что вы приехали издалека специально посмотреть что-то, с удовольствием покажут и расскажут все о своем городе. По разным причинам за десятки лет и поездок сюда не удавалось посмотреть экспозицию городского музея. И на этот раз — пока закончили дела, наступил обеденный перерыв. Вместе с редактором городской газеты и пламенным патриотом Кентау В. Хаевым решили просто попробовать наудачу — вдруг повезет, уговорим начальство разрешить просто пройти по залам. Начальство, как и следовало ожидать, в обед не застали. Зато молодой парень-экскурсовод не только показал нам все экспонаты, но и подробно, с хорошим знанием предмета, рассказал о каждом, не пожалев собственного обеденного перерыва.
Справка:
Освоение Миргалимсайского месторождения, названного так по имени рабочего Миргалима Фахрезитдинова, первым обнаружившего свинцовую руду, началось в 1941 году. К началу 50-ых Ачисайский горнодобывающий комбинат, в который вошло месторождение, стал одним из передовых предприятий цветной металлургии страны. М. Фахрезитдинов погиб на фронте.
Несмотря на то, что музей размещен в приспособленных помещениях бывшего училища, работники сделали все, чтобы создать максимально информативную и интересную экспозицию. Здесь вся история Кентау и давшего городу жизнь Ачисайского полиметаллического комбината. Люди, построившие город и рудники, предметы обихода и инструменты горняков
30-50-ых годов прошлого века. На светящейся карте поставок ачисайской руды — десятки городов от Камчатки до Прибалтики. По великолепной коллекции минералов можно оценить значение каратауских горных месторождений, бездарно заброшенных в 90-ые. Сколько уникальных экспонатов просто не поместилось в нескольких комнатках и лежит в запасниках, остается только догадываться.
Ащисай. Город контрастов
Бывший рабочий поселок при ачисайской обогатительной фабрике, конечно, не совсем город. Но когда-то статусу поселка городского типа вполне соответствовал. В нескольких горных распадках усилиями строителей был создан небольшой уютный городок со всеми благами цивилизации, включая Дворец культуры, парки и магазины. О былом комфорте сейчас напоминают холодные остовы давно брошенных жильцами многоэтажных домов да сохраненный чудом и трудами местных жителей ДК. Единственное обитаемое типовое жилье сегодня, как ни странно, временные бараки, прилепившиеся к склону горы на правом берегу речушки, с дымящими густой угольной пылью трубами
и выгребными «туалетами».
Справка:
ПГТ Ачисай (горькое ущелье), ныне сельский округ Ащисай, основан в 1932 году в связи с разработкой свинцово-цинкового месторождения. В 1989 году здесь проживало около 10 тысяч человек, к 1999-му население сократилось до четырех и сегодня составляет немногим более двух тысяч человек.
Каким-то инопланетным объектом смотрится на фоне этой архитектуры позапрошлого века новая школа — единственное свидетельство причастности села к современности. Источники пропитания жителей — тоже из далекого прошлого. За исключением немногочисленной группы бюджетников, мужчины занимаются извлечением из отвалов фабрики остатков цинка и свинца. Женщины поглощены заботами о домашнем очаге. О перспективах родного поселка стараются не задумываться, но всегда готовы поговорить с приезжими о его славном прошлом и людях, строивших и обживавших эту горькую землю.
Мрачное впечатление от торжества разрухи, восхищение мужеством и терпением людей, несмотря ни на что не покидающих свою малую родину и выживающих в таких условиях, отчасти сглаживается величественными пейзажами Каратау, обрамляющими горную дорогу в Шолаккорган, и просторами зимней степи, когда машина вырывается на равнину. Сияющий огнями ночной Шолаккорган возвращает сознание в современную реальность. Хотя осадочек от погружения в прошлое остается.
Шымкент — Туркестан -Кентау — Шолаккорган — Шымкент
Игорь Лунин